Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 08 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
апелляционные производства N 05АП-15858/2013, 05АП-15859/2013
на решение от 12.11.2013
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-22060/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Имидж Контакт" (ИНН 2537051356, ОГРН 1082537001777, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.04.2008)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третьи лица: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, муниципальное казенное учреждение "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке", Дроздов Николай Николаевич
об оспаривании решения,
при участии в заседании:
- от общества: не явились, уведомлены надлежаще;
- от администрации г. Владивостока: представитель Е.А. Комарова (удостоверение N 2680, доверенность от 21.03.2014 N 1-3/893);
- от УГА г. Владивостока: представитель Е.А. Комарова (удостоверение N 2680, доверенность от 21.04.2014 N 27/1-1-1543);
- от третьих лиц: не явились, уведомлены надлежаще;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИмиджКонтакт" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока от 13.06.2013 N 2899/20у об отказе в обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-я Линейная, 11, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - магазин и об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") осуществить выбор указанного земельного участка.
Определениями Арбитражного суда Приморского края от 09.08.2013, 07.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент"), муниципальное казенное учреждение "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" (далее по тексту - "МКУ"), а также Дроздов Николай Николаевич.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.11.2013 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права заявителя суд обязал УГА г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-я Линейная, 11, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - магазин в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока настаивают на невозможности выбора испрашиваемого заявителем земельного участка в связи с его наложением на земельный участок, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование МКУ. Пояснил, что право на земельный участок возникло у МКУ на основании постановления администрации г. Владивостока от 26.01.2007 N 809 и не подлежит обязательной государственной регистрации. Считает, что осуществить выбор земельного участка в указанном обществом районе невозможно как в параметрах, указанных обществом в проекте схемы расположения земельного участка, так и в иных параметрах.
Общество по тексту представленного в материалы дела отзыва возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда первой инстанции просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В связи с уходом в отпуск судьи А.В. Гончаровой на основании распоряжения председателя третьего судебного состава Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи А.В. Гончаровой на судью С.В. Гуцалюк.
В судебное заседание апелляционной инстанции общество и третьи лица не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще.
На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
В декабре 2012 г. общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м, расположенного в районе ул. 2-я Линейная, 11 в г. Владивостоке, для строительства объекта розничной торговли (магазина) с предварительным согласованием места размещения объекта. К заявлению были приложены копия кадастрового плана территории, выписка из ЕГРЮЛ и регистрационные документы общества.
Заявление общества с пакетом документов направлены департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка.
11.02.2013 обществом в УГА г. Владивостока дополнительно представлены проект схемы расположения земельного участка, копия свидетельства о регистрации, выписка из ЕГРИП, топографическая съемка земельного участка, обоснование параметров основных нагрузок, необходимых для обслуживания и функционирования объекта, а также кадастровый план территории.
Письмом от 13.06.2013 N 2899/20у администрация г. Владивостока отказала обществу в выборе земельного участка, указав на его наложение на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:316, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование МКУ.
Посчитав, что отказ администрации г. Владивостока не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что со стороны уполномоченного органа не выполнены возложенные на него обязательства по обеспечению возможных вариантов выбора размещения объекта, а также из отсутствия в тексте оспариваемого решения ссылок на конкретные требования градостроительного и экологического законодательства, нарушение которых усмотрела администрация г. Владивостока.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта розничной торговли (магазина) на земельном участке примерной площадью 1200 кв. м, расположенном в районе ул. Интернациональная, 56 в г. Владивостоке.
Посчитав заявление общества соответствующим требованиям статьи 31 ЗК РФ, департамент направил его в администрацию для выбора земельного участка.
Коллегией установлено, что выбор земельного участка по заявлению общества не производился. Соответствующий проект схемы расположения земельного участка с конкретным местоположением и границами был представлен обществом с заявлением, и возможность выбора земельного участка оценивалась администрацией г. Владивостока исходя из указанных в данном проекте параметров.
Отказывая заявителю в выборе земельного участка в соответствии с представленным проектом схемы его расположения, администрация г. Владивостока исходила из наложения испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:316, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование МКУ. Факт наложения подтверждается обзорными схемами расположения земельных участков по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-я Линейная, 11, и сторонами не оспаривался.
Коллегией установлено, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:316 площадью 14 886 кв. м был сформирован и поставлен на кадастровый учет 25.12.2002 с разрешенным использованием "под площадку для семейного отдыха жителей города".
Фактически заявитель просит сформировать земельный участок в порядке статьи 31 ЗК РФ под строительство объекта розничной торговли (магазина) за счет ранее сформированного земельного участка с разрешенным использованием "под площадку для семейного отдыха жителей города".
Между тем по смыслу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, поставленном на кадастровый учет, препятствует его выбору для строительства объекта общества.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перераспределение сформированных земельных участков за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанная норма не предусматривает.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, в связи с чем формирование земельного участка с наложением на ранее сформированный земельный участок невозможно.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу данной нормы из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным разрешенным использованием, может быть образован земельный участок только с тем же разрешенным использованием.
В этой связи за счет площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:316 могут быть образованы земельные участки только с разрешенным использованием "под площадку для семейного отдыха жителей города".
Поскольку заявителем земельный участок испрашивается для иных целей, а именно для строительства объекта розничной торговли (магазина), его образование за счет земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:316 противоречит требованиям статьи 11.2 ЗК РФ.
Следовательно, основания для отказа в выборе земельного участка по заявлению общества по основанию наложения на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:316 у администрации г. Владивостока имелись.
В настоящее время право постоянного (бессрочного) пользования МКУ на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, о чем в материалах дела имеется копия свидетельства о государственной регитсрации права от 22.05.2014 серии 25-АВ N 218750 и выписка из ЕГРП от 25.06.2014 N 00/070/2014-357.
В судебных заседаниях первой инстанции администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока, обосновывая отказ в выборе земельного участка, указывали на наложение испрашиваемого земельного участка на земельный участок площадью 1500 кв. м, сформированный распоряжением УГА г. Владивостока от 16.06.2011 N 1421 Дроздову Д.Н.
Однако, учитывая, что указанный земельный участок на кадастровый учет поставлен не был, коллегия считает, что его формирование не влечет правовых последствий в виде ограничения права распоряжения им, в том числе путем формирования в его границах иных земельных участков.
Доводы заявителя о том, что при получении кадастрового плана территории сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:28:050025:316 в нем отсутствовали, не могут быть приняты во внимание.
Из кадастровых выписок от 16.07.2013 N 25/00-13-179102, от 14.01.2014 N 25/00-14-5105 о земельном участке с кадастровым номером 25:28:050025:316 следует, что указанный земельный участок является ранее учтенным.
По правилам статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" указанные сведения могут не отражаться в тех или иных разделах государственного кадастра недвижимости и подлежат внесению на основании обращения заинтересованного лица.
Соответственно, ненанесение земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:316 на кадастровый план территории, выданный заявителю, при наличии сведений о земельном участке в иных разделах государственного кадастра недвижимости, что подтверждается кадастровыми выписками, не свидетельствует о том, что земельный участок не является объектом гражданского оборота.
Оценив представленные в материалы дела документы, коллегия приходит к выводу о том, что возможность выбора земельного участка для строительства объекта в указанном заявителем (адресно и на схеме) месте у администрации г. Владивостока и УГА г. Владивостока отсутствовала.
Как следует из представленной в материалы дела обзорной схемы земельных участков и межевого плана земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:316, территория в районе ул. 2-я Линейная, 11 в г. Владивостоке полностью поделена на земельные участки, поставленные на кадастровый учет.
По результатам межевания земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:316, проведенного администрацией г. Владивостока в декабре 2013 г., площадь указанного земельного участка была уменьшена до 9182 кв. м, поскольку при уточнении границ данного земельного участка было установлено его наложение на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:529.
Испрашиваемый заявителем земельный участок также налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:529, что препятствует его выбору и формированию для строительства объекта заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения администрации г. Владивостока незаконным, заявленные требования не подлежат удовлетворению. Выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неверном применении норм материального права, что по правилам пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта и принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.11.2013 по делу N А51-22060/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2014 N 05АП-15858/2013 ПО ДЕЛУ N А51-22060/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. N 05АП-15858/2013
Дело N А51-22060/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 08 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
апелляционные производства N 05АП-15858/2013, 05АП-15859/2013
на решение от 12.11.2013
судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-22060/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Имидж Контакт" (ИНН 2537051356, ОГРН 1082537001777, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.04.2008)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третьи лица: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, муниципальное казенное учреждение "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке", Дроздов Николай Николаевич
об оспаривании решения,
при участии в заседании:
- от общества: не явились, уведомлены надлежаще;
- от администрации г. Владивостока: представитель Е.А. Комарова (удостоверение N 2680, доверенность от 21.03.2014 N 1-3/893);
- от УГА г. Владивостока: представитель Е.А. Комарова (удостоверение N 2680, доверенность от 21.04.2014 N 27/1-1-1543);
- от третьих лиц: не явились, уведомлены надлежаще;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИмиджКонтакт" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока от 13.06.2013 N 2899/20у об отказе в обеспечении выбора земельного участка примерной площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-я Линейная, 11, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - магазин и об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") осуществить выбор указанного земельного участка.
Определениями Арбитражного суда Приморского края от 09.08.2013, 07.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент"), муниципальное казенное учреждение "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" (далее по тексту - "МКУ"), а также Дроздов Николай Николаевич.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.11.2013 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права заявителя суд обязал УГА г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-я Линейная, 11, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - магазин в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока настаивают на невозможности выбора испрашиваемого заявителем земельного участка в связи с его наложением на земельный участок, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование МКУ. Пояснил, что право на земельный участок возникло у МКУ на основании постановления администрации г. Владивостока от 26.01.2007 N 809 и не подлежит обязательной государственной регистрации. Считает, что осуществить выбор земельного участка в указанном обществом районе невозможно как в параметрах, указанных обществом в проекте схемы расположения земельного участка, так и в иных параметрах.
Общество по тексту представленного в материалы дела отзыва возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда первой инстанции просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В связи с уходом в отпуск судьи А.В. Гончаровой на основании распоряжения председателя третьего судебного состава Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 в порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи А.В. Гончаровой на судью С.В. Гуцалюк.
В судебное заседание апелляционной инстанции общество и третьи лица не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще.
На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
В декабре 2012 г. общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м, расположенного в районе ул. 2-я Линейная, 11 в г. Владивостоке, для строительства объекта розничной торговли (магазина) с предварительным согласованием места размещения объекта. К заявлению были приложены копия кадастрового плана территории, выписка из ЕГРЮЛ и регистрационные документы общества.
Заявление общества с пакетом документов направлены департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка.
11.02.2013 обществом в УГА г. Владивостока дополнительно представлены проект схемы расположения земельного участка, копия свидетельства о регистрации, выписка из ЕГРИП, топографическая съемка земельного участка, обоснование параметров основных нагрузок, необходимых для обслуживания и функционирования объекта, а также кадастровый план территории.
Письмом от 13.06.2013 N 2899/20у администрация г. Владивостока отказала обществу в выборе земельного участка, указав на его наложение на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:316, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование МКУ.
Посчитав, что отказ администрации г. Владивостока не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что со стороны уполномоченного органа не выполнены возложенные на него обязательства по обеспечению возможных вариантов выбора размещения объекта, а также из отсутствия в тексте оспариваемого решения ссылок на конкретные требования градостроительного и экологического законодательства, нарушение которых усмотрела администрация г. Владивостока.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта розничной торговли (магазина) на земельном участке примерной площадью 1200 кв. м, расположенном в районе ул. Интернациональная, 56 в г. Владивостоке.
Посчитав заявление общества соответствующим требованиям статьи 31 ЗК РФ, департамент направил его в администрацию для выбора земельного участка.
Коллегией установлено, что выбор земельного участка по заявлению общества не производился. Соответствующий проект схемы расположения земельного участка с конкретным местоположением и границами был представлен обществом с заявлением, и возможность выбора земельного участка оценивалась администрацией г. Владивостока исходя из указанных в данном проекте параметров.
Отказывая заявителю в выборе земельного участка в соответствии с представленным проектом схемы его расположения, администрация г. Владивостока исходила из наложения испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:316, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование МКУ. Факт наложения подтверждается обзорными схемами расположения земельных участков по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-я Линейная, 11, и сторонами не оспаривался.
Коллегией установлено, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:316 площадью 14 886 кв. м был сформирован и поставлен на кадастровый учет 25.12.2002 с разрешенным использованием "под площадку для семейного отдыха жителей города".
Фактически заявитель просит сформировать земельный участок в порядке статьи 31 ЗК РФ под строительство объекта розничной торговли (магазина) за счет ранее сформированного земельного участка с разрешенным использованием "под площадку для семейного отдыха жителей города".
Между тем по смыслу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, поставленном на кадастровый учет, препятствует его выбору для строительства объекта общества.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перераспределение сформированных земельных участков за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанная норма не предусматривает.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, в связи с чем формирование земельного участка с наложением на ранее сформированный земельный участок невозможно.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу данной нормы из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным разрешенным использованием, может быть образован земельный участок только с тем же разрешенным использованием.
В этой связи за счет площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:316 могут быть образованы земельные участки только с разрешенным использованием "под площадку для семейного отдыха жителей города".
Поскольку заявителем земельный участок испрашивается для иных целей, а именно для строительства объекта розничной торговли (магазина), его образование за счет земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:316 противоречит требованиям статьи 11.2 ЗК РФ.
Следовательно, основания для отказа в выборе земельного участка по заявлению общества по основанию наложения на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:316 у администрации г. Владивостока имелись.
В настоящее время право постоянного (бессрочного) пользования МКУ на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, о чем в материалах дела имеется копия свидетельства о государственной регитсрации права от 22.05.2014 серии 25-АВ N 218750 и выписка из ЕГРП от 25.06.2014 N 00/070/2014-357.
В судебных заседаниях первой инстанции администрация г. Владивостока и УГА г. Владивостока, обосновывая отказ в выборе земельного участка, указывали на наложение испрашиваемого земельного участка на земельный участок площадью 1500 кв. м, сформированный распоряжением УГА г. Владивостока от 16.06.2011 N 1421 Дроздову Д.Н.
Однако, учитывая, что указанный земельный участок на кадастровый учет поставлен не был, коллегия считает, что его формирование не влечет правовых последствий в виде ограничения права распоряжения им, в том числе путем формирования в его границах иных земельных участков.
Доводы заявителя о том, что при получении кадастрового плана территории сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:28:050025:316 в нем отсутствовали, не могут быть приняты во внимание.
Из кадастровых выписок от 16.07.2013 N 25/00-13-179102, от 14.01.2014 N 25/00-14-5105 о земельном участке с кадастровым номером 25:28:050025:316 следует, что указанный земельный участок является ранее учтенным.
По правилам статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" указанные сведения могут не отражаться в тех или иных разделах государственного кадастра недвижимости и подлежат внесению на основании обращения заинтересованного лица.
Соответственно, ненанесение земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:316 на кадастровый план территории, выданный заявителю, при наличии сведений о земельном участке в иных разделах государственного кадастра недвижимости, что подтверждается кадастровыми выписками, не свидетельствует о том, что земельный участок не является объектом гражданского оборота.
Оценив представленные в материалы дела документы, коллегия приходит к выводу о том, что возможность выбора земельного участка для строительства объекта в указанном заявителем (адресно и на схеме) месте у администрации г. Владивостока и УГА г. Владивостока отсутствовала.
Как следует из представленной в материалы дела обзорной схемы земельных участков и межевого плана земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:316, территория в районе ул. 2-я Линейная, 11 в г. Владивостоке полностью поделена на земельные участки, поставленные на кадастровый учет.
По результатам межевания земельного участка с кадастровым номером 25:28:050025:316, проведенного администрацией г. Владивостока в декабре 2013 г., площадь указанного земельного участка была уменьшена до 9182 кв. м, поскольку при уточнении границ данного земельного участка было установлено его наложение на ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:529.
Испрашиваемый заявителем земельный участок также налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050025:529, что препятствует его выбору и формированию для строительства объекта заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения администрации г. Владивостока незаконным, заявленные требования не подлежат удовлетворению. Выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неверном применении норм материального права, что по правилам пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта и принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.11.2013 по делу N А51-22060/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)