Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-8668/2015

Требование: О признании незаконным бездействия территориального органа по управлению федеральным имуществом, выразившегося в нерассмотрении заявления о предоставлении земельного участка, обязании устранить нарушение.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Собственники здания, находящегося на спорном участке, сослались на нерассмотрение их заявления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. по делу N 33-8668/2015


Судья Савельев Ю.В.

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И.,
судей Полевщиковой С.Н.,
Кормильцевой И.И.,
при секретаре судебного заседания Ушаковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению Т., В. об оспаривании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области по принятию решения о выделе земельного участка
по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области Ч.
на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 23 марта 2015 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., судебная коллегия

установила:

Т., В. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее по тексту - ТУ Росимущества в Свердловской области) по принятию решения о выделе земельного участка.
В обоснование своих требований Т., В. указали, что, являясь долевыми собственниками отдельно стоящего здания с пристроем, литер N, общей площадью N кв. м, назначение - производственное, кадастровый номер N, расположенного по адресу: <...>, в целях оформления прав на земельный участок, на котором находится здание, <...> обратились в ТУ Росимущества в Свердловской области с заявлением о выделе земельного участка, площадью N кв. м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <...>, из земельного участка с кадастровым номером N приложив необходимые документы.
От заинтересованного лица ими был получен ответ <...>, датированный <...>, из которого следовало, что их обращение о выделе земельного участка было направлено для рассмотрения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, поскольку ТУ Росимущества в Свердловской области самостоятельно такие решения не принимает. Несмотря на установленный законом месячный срок, до настоящего времени заинтересованным лицом их обращение по существу не рассмотрено, решение о выделе земельного участка не принято, что влечет нарушение их прав.
Просили признать незаконным указанное бездействие ТУ Росимущества в Свердловской области и обязать данное заинтересованное лицо принять решение о выделе испрашиваемого земельного участка.
Кировским районным судом г. Екатеринбурга 23 марта 2015 года постановлено решение, которым требования заявителей удовлетворены, бездействие ТУ Росимущества в Свердловской области по принятию решения о выделе земельного участка, площадью N кв. м, с кадастровым номером N из земельного участка с кадастровым номером N по обращению заявителей признано незаконным, на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить выявленные нарушения прав заявителя.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, представитель заинтересованного лица в апелляционной жалобе указывает на несоответствие действующему законодательству выводов суда о допущенном ТУ Росимущества в Свердловской области бездействии. Утверждает, что ТУ Росимущества в Свердловской области не могло принять решение по обращению заявителей, так как не наделено полномочиями по разделу земельного участка, находящегося в федеральной собственности, кроме того ТУ Росимущества в Свердловской области не вправе принимать решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более десяти гектар. Считает, что ТУ Росимущества в Свердловской области предприняты все возможные действия в рамках предоставленных полномочий, обращение заявителей было направлено в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Просит решение суда отменить и принять новый акт об отказе в удовлетворении требований заявителей.
Заявители Т., В., представители заинтересованных лиц ТУ Росимущества в Свердловской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в суд апелляционной инстанции не явились.
Принимая во внимание, что в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 167, ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно п. 5 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов).
Пунктом 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
На основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования земельные участки, занимаемые недвижимым имуществом и необходимые для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений)).
Как следует из материалов дела, Т., В. являются долевыми собственниками отдельно стоящего здания с пристроем, литер N общей площадью N кв. м, назначение - производственное, кадастровый номер N расположенного по адресу: <...>, что подтверждается: копией свидетельства о государственной регистрации права <...>, выданного <...> на основании договора купли-продажи от <...> (л. д. 17); копией свидетельства о государственной регистрации права <...>, выданного <...> на основании договора купли-продажи от <...> (л. д. 18).
Объект недвижимости расположен на земельном участке площадью N кв. м, категория земель: земли промышленности, разрешенное использование: земли промышленности для промышленных нужд, кадастровый номер: N После обоснования заявителями целесообразности раздела земельного участка и предоставления расчетов площадей, необходимых для эксплуатации объекта недвижимости, в <...> году постановлением Администрации <...> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <...> (кадастровый квартал N) площадью N кв. м под здание растворного узла. Заявителями проведено межевание и осуществлен учет земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости.
<...> ТУ Росимущества в Свердловской области согласован межевой план в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером N сохраняемого в измененных границах, расположенного по адресу: <...>.
<...> участку присвоен кадастровый номер N и внесен в государственный кадастр недвижимости с пометкой: сведения о земельном участке носят временный характер, дата истечения срока действия временного характера - <...>.
В целях оформления прав на земельный участок, на котором находится объект недвижимости, <...> Т., В. обратились в ТУ Росимущества в Свердловской области с заявлением о принятии решения о выделе земельного участка площадью N кв. м с кадастровым номером N на котором расположено принадлежащее им на праве собственности недвижимое имущество, из земельного участка с кадастровым номером N приложив к заявлению необходимые документы.
<...> ТУ Росимущества в <...> Т., В. был дан ответ на указанное заявление <...>. Из ответа на обращение следует, что в соответствии с Положением о ТУ Росимущества в Свердловской области оно не принимает решение о делении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, самостоятельно, а только по поручению непосредственно Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В связи с указанным обращение Т., В. о выделе земельного участка направлено в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (дата направления корреспонденции не указана) (л. д. 11).
На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции сведения о результатах рассмотрения заинтересованными лицами по существу обращения Т., В. отсутствуют, доказательства, подтверждающие факт рассмотрения обращения заявителя, также не представлены.
Полагая бездействие ТУ Росимущества в Свердловской области в принятии решения по обращению незаконным, Т., В. обратились в суд с настоящим заявлением (л. д. 5 - 7).
Земельный участок, о выделе которого заявители обратилась в ТУ Росимущества в Свердловской области, находится в федеральной собственности, что подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В силу п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
К числу таких органов государственной власти отнесено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
ТУ Росимущества в Свердловской области является территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Полномочия ТУ Росимущества в Свердловской области определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, утвержденном приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 года N 63.
Как из Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432 (п. 5.43), так и из Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 года N 63 следует, что названная система органов государственной власти осуществляет в пределах своей компетенции прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством срок.
Рассмотрение обращений граждан осуществляется органами государственной власти, в том числе Росимуществом и его территориальными органами, в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно ст. ст. 9, 10, 12 указанного Закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В рамках рассмотрения данного обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Аналогичные требования к порядку рассмотрения обращения граждан Росимуществом и его территориальными органами установлены Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07 октября 2011 года N 555.
В установленный срок обращение Т., В. ТУ Росимущества в <...> рассмотрено не было. Направление данным заинтересованным лицом обращения Т., В. на рассмотрение в Росимущество в соответствии с его компетенцией и соответствующее уведомление об этом заявителей (по прошествии двух месяцев с момента поступления обращения), не свидетельствует о надлежащем рассмотрении обращения, так как оно подлежало рассмотрению по существу ТУ Росимущества в <...>.
В рамках своей компетенции Росимущество принимает, в том числе, в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (п. 5.35(3) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432).
Территориальные органы Росимущества осуществляют полномочия данного органа исполнительной власти на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, обращение Т., В. о выделе земельного участка площадью N кв. м с кадастровым номером N из земельного участка с кадастровым номером N находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Свердловской области, подлежало рассмотрению именно ТУ Росимущества в Свердловской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ТУ Росимущества в Свердловской области не допущено незаконное бездействие при рассмотрении обращения Т., В., поскольку данное заинтересованное лицо не обладает полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе и в связи с тем, что истребуемый земельный участок превышает по площади десять гектар, подлежат отклонению по вышеуказанным обстоятельствам.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ТУ Росимущества в Свердловской области допущено незаконное бездействие при рассмотрении обращения заявителя от <...> о выделе земельного участка из участка, находящегося в федеральной собственности, выразившееся в непринятии решения по существу обращения, повлекшее нарушение прав заявителей. Считает, что в силу ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, постановил законное решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 23 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области Ч. - без удовлетворения.

Председательствующий
Д.И.ГЫЛКЭ

Судьи
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА
И.И.КОРМИЛЬЦЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)