Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 28.03.2014 N ВАС-1540/14 ПО ДЕЛУ N А40-164582/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. N ВАС-1540/14

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Попова В.В., судей Е.Е. Борисовой, Ю.В. Гросула рассмотрела в судебном заседании заявления Департамента городского имущества города Москвы (г. Москва) и Учреждения Российской академии наук "Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН" (г. Москва) от 03.02.2014 N 12202-030214 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.11.2013 по делу N А40-164582/2012 Арбитражного суда города Москвы, принятого по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Моксик-М" (г. Москва, далее - общество) к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (г. Москва, далее - земельный департамент) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 27.09.2012 N 33-5-17425/12-(0)-1, об отказе в выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории, расположенных по адресу: г. Москва, проспект 60-летия Октября, дом 11А, строения N 7 (условный номер - 24696), N 10 (условный номер - 24699), N 16 (условный номер - 24705) и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем утверждения и выдачи схемы расположения указанных земельных участков на кадастровой карте территории.
Другие лица, участвующие в деле: третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Учреждения Российской академии наук "Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН" (г. Москва, далее - учреждение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г. Москва, далее - Росимущество).
Суд

установил:

решением Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2013 в иске отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 08.11.2013 в связи с реорганизацией произвел замену Департамента земельных ресурсов города Москвы на правопреемника - Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент), судебные акты отменил, требования удовлетворил.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре постановления кассационного суда в порядке надзора, департамент указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судом кассационной инстанции норм права.
Учреждение также обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, с заявлением о пересмотре постановления кассационного суда в порядке надзора, в котором указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судом кассационной инстанции норм права.
Судами установлено, что общество является собственником зданий, расположенных по адресу: г. Москва, Проспект 60-летия Октября, д. 11А (строения N 7, 10, 16).
Здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:06:0002008:00093, собственником которого является Российская Федерация.
На основании Распоряжения Префекта ЮЗАО г. Москвы от 04.07.2005 N 1346-РП земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению.
Судами установлено, что общество 14.09.2012 обратилось с заявлением о выпуске распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, занятого объектами недвижимости заявителя.
Письмом от 27.09.2012 N 33-5-17425/12-(0)1 заявителю сообщено о необходимости обращения за формирование земельного участка в Росимущество, так как территория запрашиваемого земельного участка расположена в границах земельного участка, оформленного в собственность Российской Федерации
Не согласившись с решением земельного департамента, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции руководствовался пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и исходил и того, что утверждение схемы расположения земельного участка под зданием, принадлежащем на праве собственности заявителю, является безусловной обязанностью государственного органа, и необходимой предпосылкой для подачи документов на оформление земельного участка в собственность или аренду.
Указанные в письме обстоятельства не могут являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права лица на постановку земельного участка на кадастровый учет (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ), поскольку не предусмотрены в качестве таковых ЗК РФ.
Суд кассационной инстанции указал на то, что вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций, при утверждении схемы расположения земельного участка управление и (или) распоряжение земельным участком, находящимся в собственности Российской Федерации, еще не осуществляется.
Судебными актами по делу N А40-2360/2012 обществу отказано в удовлетворении заявления к Территориальному управлению Росимущества в городе Москве о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления от 29.09.2011 об образовании земельных участков под принадлежащими заявителю на праве собственности строениями и предоставлении образованных земельных участков в аренду, обязании принять решение об образовании земельных участков, утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с целью предоставления их в аренду.
При этом суды установили, что общество обладает исключительным правом на приобретение земельных участков под принадлежащими ему зданиями в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Суды указали, что при отсутствии кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка в силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации территориальное управление Росимущества должно было самостоятельно обратиться в Департамент земельных ресурсов города Москвы с просьбой утвердить схемы расположения испрашиваемых земельных участков.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
Изучив содержащиеся в заявлениях доводы, материалы дела и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела Арбитражного суда города Москвы N А40-164582/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.11.2013 по делу N А40-164582/2012 Арбитражного суда города Москвы отказать.

Председательствующий судья
В.В.ПОПОВ

Судья
Е.Е.БОРИСОВА

Судья
Ю.В.ГРОСУЛ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)