Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1633/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Лайт"
на решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-12505/2013 (судья Голобородько Н.А.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лайт" города Омска (ОГРН 1105543025763, ИНН 5501227805)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
о признании незаконным отказа в согласовании выбора земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Лайт" - Новоселов Андрей Васильевич (паспорт, по доверенности б/н от 10.02.2014 сроком действия три года);
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Гега Наталья Викторовна (удостоверение, по доверенности N 7 от 04.03.2014 сроком действия один год).
установил:
ООО "Лайт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в согласовании выбора земельного участка для строительства промышленного объекта и производства, коммунально-складского объекта VI-V класса опасности, погрузочно-разгрузочные площадки, западнее строения N 6 по улице Багнюка в Кировском административном округе города Омска, выраженного в письме от 12.07.2013 N 06/7349, об обязании Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и вынесении соответствующего распоряжения об утверждении ООО "Лайт" схемы размещения вышеупомянутого объекта на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению ООО "Лайт".
Решением от 22.01.2014 по делу N А46-12505/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок находится в пределах сформированного земельного участка, что предопределяет его представление гражданам и организациям в порядке проведения торгов.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что действующее законодательство не предусматривает такой формы отказа как отказ в выборе земельного участка. По убеждению заявителя, суд первой инстанции необоснованно указал на невозможность восстановления прав Общества путем обязания Департамента вынести решение о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку указанный в кадастре вид разрешенного использования земельного участка не соответствует виду разрешенного использования, определенному для данного участка Правилами землепользования и застройки.
Подателем жалобы также указано на неправомерную, с его точки зрения ссылку в обжалуемом решении на Решением Омского городского Совета N 131 от 19.06.2013, положения которого не могут быть применены к рассматриваемой ситуации, поскольку поданное Обществом заявление датировано 17.06.2013 г. С учетом изложенного, орган местного самоуправления без законных на то оснований отменяет процедуру, предусмотренную ст. 31 Земельного кодекса РФ, начатую до вступления в законную силу Решения Омского городского Совета N 131.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества Департамент выразил свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
17.06.2013 ООО "Лайт" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выборе земельного участка на территории города Омска и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просило обеспечить выбор земельного участка площадью 50 000 кв. м для строительства промышленного объекта и производства, коммунально-складского объекта VI - V класса опасности, погрузочно-разгрузочные площадки, западнее строения N 6 по улице Багнюка в Кировском округе города Омска.
В письме от 12.07.2013 N 06/7349 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска уведомил ООО "Лайт" о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130101:3163 учтен в государственном кадастре недвижимости с разрешенным использованием для строительства завода железобетонных изделий и строительных инструментов. В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом его предоставление для строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта путем проведения аукциона.
Полагая, что отказ в согласовании выбора земельного участка незаконен и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Лайт" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Решением от 22.01.2014 по делу N А46-12505/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
При этом в пункте 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящий статьи (без предварительного согласования места размещения объекта - с торгов).
Порядок выбора земельных участков для строительства определен в статье 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с указанной нормой гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка.
Таким образом, указываемый в заявлении размер земельного участка является предположительным и может отличаться от площади земельного участка, определенной при выборе земельного участка.
Пунктами 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Иными словами уполномоченный орган исполнительной власти выносит решение об отказе в размещении объекта строительства на основании акта выборе земельного участка, который основан на схемах расположения каждого земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что испрашиваемый Обществом земельный участок на 80% совпадает с сформированным земельным участком с кадастровым номером 55:36:130101:3163.
Из материалов дела не усматривается того обстоятельства, что в испрашиваемом Обществом местоположении возможно выбрать земельный участок с аналогичными характеристиками, что свидетельствует о невозможности Департамента предложить заявителю варианты выбора земельного участка. Названное обстоятельство предопределяет невозможность заинтересованного лица окончить стадию выбора земельного участка в порядке пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем фактически и было указано Департаментом в письме от 12.07.2013 N 06/7349.
Также Департамент обоснованно сослался в своем письме на положения пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ, согласно которым испрашиваемый земельный участок может быть получен заявителем в порядке проведения торгов.
В качестве способа восстановления нарушенного права, ООО "Лайт" просит суд обязать Департамент архитектуры утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Решение N 131) установлен соответствующий перечень объектов, для строительства которых земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Омска, предоставляются исключительно на торгах.
Решение N 131 принято в силу прямого указания закона, в соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и на основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерация". Решение N 131 вступило в силу 29 июня 2013 года.
Решением Омского городского Совета от 25.09.2013 N 162 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" указанный перечень дополнен промышленными объектами и производствами, коммунально-складскими объектами I, II, III, IV, V классов опасности и промышленными объектами и производствами, не требующими создания санитарно-защитных зон.
Согласно Постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление N 655) со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
Согласно п. 69 ст. 2 Решения N 131 коммунально-складские объекты IV-V класса опасности включены в вышеуказанный перечень.
В силу пункта 2 Постановления N 655 толкование, данное в настоящем Постановлении, является обязательным для всех лиц, применяющих Решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Таким образом, в рассматриваемом случае принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, как и проведение процедуры выбора земельного участка для строительства, предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса РФ, в целом, противоречит нормам действующего законодательства.
С учетом изложенного, подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции, поддержавший позицию Департамента о невозможности осуществления в рассматриваемом случае процедуры выбора земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса РФ, руководствовался положениями нормативного акта органа местного самоуправления (решения Омского городского Совета N 655) в редакции, не вступившей в законную силу. Как следует из содержания оспариваемого письма Департамента, основанием отказа в выборе земельного участка для строительства послужили обстоятельства, поименованные в части 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ, а именно, обстоятельства, связанные с формированием границ земельного участка и постановкой его на кадастровый учет, что исключает возможность применения к рассматриваемой ситуации положения статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Ссылка суда на положения Решения Омского городского Совета N 655 с учетом внесения последующих изменений приведена в решении суда первой инстанции в обоснование позиции о невозможности восстановления нарушенных прав заявителя (если таковые были бы установлены) способом, указанным в заявлении Общества.
Не может служить основанием для отмены вынесенного судебного акта и ссылка подателя жалобы на несоответствие вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, указанного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведениям, содержащимся Правилах землепользования и застройки, поскольку указанный довод заявителя не подтвержден документально, и указанное обстоятельство, по убеждению суда апелляционной инстанции, не препятствует реализации земельного участка в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лайт" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-12505/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2014 N 08АП-1633/2014 ПО ДЕЛУ N А46-12505/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2014 г. N 08АП-1633/2014
Дело N А46-12505/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1633/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Лайт"
на решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-12505/2013 (судья Голобородько Н.А.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лайт" города Омска (ОГРН 1105543025763, ИНН 5501227805)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
о признании незаконным отказа в согласовании выбора земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Лайт" - Новоселов Андрей Васильевич (паспорт, по доверенности б/н от 10.02.2014 сроком действия три года);
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Гега Наталья Викторовна (удостоверение, по доверенности N 7 от 04.03.2014 сроком действия один год).
установил:
ООО "Лайт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в согласовании выбора земельного участка для строительства промышленного объекта и производства, коммунально-складского объекта VI-V класса опасности, погрузочно-разгрузочные площадки, западнее строения N 6 по улице Багнюка в Кировском административном округе города Омска, выраженного в письме от 12.07.2013 N 06/7349, об обязании Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и вынесении соответствующего распоряжения об утверждении ООО "Лайт" схемы размещения вышеупомянутого объекта на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению ООО "Лайт".
Решением от 22.01.2014 по делу N А46-12505/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок находится в пределах сформированного земельного участка, что предопределяет его представление гражданам и организациям в порядке проведения торгов.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что действующее законодательство не предусматривает такой формы отказа как отказ в выборе земельного участка. По убеждению заявителя, суд первой инстанции необоснованно указал на невозможность восстановления прав Общества путем обязания Департамента вынести решение о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку указанный в кадастре вид разрешенного использования земельного участка не соответствует виду разрешенного использования, определенному для данного участка Правилами землепользования и застройки.
Подателем жалобы также указано на неправомерную, с его точки зрения ссылку в обжалуемом решении на Решением Омского городского Совета N 131 от 19.06.2013, положения которого не могут быть применены к рассматриваемой ситуации, поскольку поданное Обществом заявление датировано 17.06.2013 г. С учетом изложенного, орган местного самоуправления без законных на то оснований отменяет процедуру, предусмотренную ст. 31 Земельного кодекса РФ, начатую до вступления в законную силу Решения Омского городского Совета N 131.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества Департамент выразил свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
17.06.2013 ООО "Лайт" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выборе земельного участка на территории города Омска и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просило обеспечить выбор земельного участка площадью 50 000 кв. м для строительства промышленного объекта и производства, коммунально-складского объекта VI - V класса опасности, погрузочно-разгрузочные площадки, западнее строения N 6 по улице Багнюка в Кировском округе города Омска.
В письме от 12.07.2013 N 06/7349 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска уведомил ООО "Лайт" о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130101:3163 учтен в государственном кадастре недвижимости с разрешенным использованием для строительства завода железобетонных изделий и строительных инструментов. В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом его предоставление для строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта путем проведения аукциона.
Полагая, что отказ в согласовании выбора земельного участка незаконен и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Лайт" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Решением от 22.01.2014 по делу N А46-12505/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
При этом в пункте 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящий статьи (без предварительного согласования места размещения объекта - с торгов).
Порядок выбора земельных участков для строительства определен в статье 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с указанной нормой гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка.
Таким образом, указываемый в заявлении размер земельного участка является предположительным и может отличаться от площади земельного участка, определенной при выборе земельного участка.
Пунктами 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Иными словами уполномоченный орган исполнительной власти выносит решение об отказе в размещении объекта строительства на основании акта выборе земельного участка, который основан на схемах расположения каждого земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что испрашиваемый Обществом земельный участок на 80% совпадает с сформированным земельным участком с кадастровым номером 55:36:130101:3163.
Из материалов дела не усматривается того обстоятельства, что в испрашиваемом Обществом местоположении возможно выбрать земельный участок с аналогичными характеристиками, что свидетельствует о невозможности Департамента предложить заявителю варианты выбора земельного участка. Названное обстоятельство предопределяет невозможность заинтересованного лица окончить стадию выбора земельного участка в порядке пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем фактически и было указано Департаментом в письме от 12.07.2013 N 06/7349.
Также Департамент обоснованно сослался в своем письме на положения пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ, согласно которым испрашиваемый земельный участок может быть получен заявителем в порядке проведения торгов.
В качестве способа восстановления нарушенного права, ООО "Лайт" просит суд обязать Департамент архитектуры утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Решение N 131) установлен соответствующий перечень объектов, для строительства которых земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Омска, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Омска, предоставляются исключительно на торгах.
Решение N 131 принято в силу прямого указания закона, в соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и на основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерация". Решение N 131 вступило в силу 29 июня 2013 года.
Решением Омского городского Совета от 25.09.2013 N 162 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" указанный перечень дополнен промышленными объектами и производствами, коммунально-складскими объектами I, II, III, IV, V классов опасности и промышленными объектами и производствами, не требующими создания санитарно-защитных зон.
Согласно Постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление N 655) со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
Согласно п. 69 ст. 2 Решения N 131 коммунально-складские объекты IV-V класса опасности включены в вышеуказанный перечень.
В силу пункта 2 Постановления N 655 толкование, данное в настоящем Постановлении, является обязательным для всех лиц, применяющих Решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Таким образом, в рассматриваемом случае принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, как и проведение процедуры выбора земельного участка для строительства, предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса РФ, в целом, противоречит нормам действующего законодательства.
С учетом изложенного, подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции, поддержавший позицию Департамента о невозможности осуществления в рассматриваемом случае процедуры выбора земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса РФ, руководствовался положениями нормативного акта органа местного самоуправления (решения Омского городского Совета N 655) в редакции, не вступившей в законную силу. Как следует из содержания оспариваемого письма Департамента, основанием отказа в выборе земельного участка для строительства послужили обстоятельства, поименованные в части 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ, а именно, обстоятельства, связанные с формированием границ земельного участка и постановкой его на кадастровый учет, что исключает возможность применения к рассматриваемой ситуации положения статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Ссылка суда на положения Решения Омского городского Совета N 655 с учетом внесения последующих изменений приведена в решении суда первой инстанции в обоснование позиции о невозможности восстановления нарушенных прав заявителя (если таковые были бы установлены) способом, указанным в заявлении Общества.
Не может служить основанием для отмены вынесенного судебного акта и ссылка подателя жалобы на несоответствие вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, указанного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведениям, содержащимся Правилах землепользования и застройки, поскольку указанный довод заявителя не подтвержден документально, и указанное обстоятельство, по убеждению суда апелляционной инстанции, не препятствует реализации земельного участка в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лайт" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2014 по делу N А46-12505/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)