Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Водолей-Ш" Белого К.М. (доверенность от 01.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.01.2014 (судья Алексина Н.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 (судьи Барканова Я.В., Горбик В.М., Тимухина И.А.) по делу N А42-5657/2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водолей-Ш", место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 9/1, ОГРН 1025100860773, ИНН 51090311787 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений города Мурманска, место нахождения: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 10, ОГРН 1025100861004, ИНН 5190800019 (далее - Комитет), выраженного в письме N 15/05.03-8624 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Мурманск, Домостроительная ул., в районе здания N 5, для размещения складской производственной базы с предварительным согласованием места размещения объекта, а также об обязании Комитета утвердить схему размещения названного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Михайленко Елена Евгеньевна (ОГРНИП 311519032700169), Управление Ленинского административного округа города Мурманска (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 23.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.05.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на ее необоснованность.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.03.2011 Общество обратилось в Министерство имущественных отношений Мурманской области (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3960 кв. м, расположенного по адресу: г. Мурманск, Домостроительная ул., в районе здания N 5, под строительство складской производственной базы.
Рассмотрев заявление Общества, Министерство письмом от 03.06.2011 N 19-10-07/3494-НГ сообщило, что заявление было рассмотрено на заседании земельной комиссии и принято решение о предоставлении заявителю в аренду испрашиваемый земельный участок для строительства складской производственной базы, с предварительным согласованием места размещения объекта.
Комитет письмом от 16.09.2011 N 14-04-04/2370 сообщил Обществу о том, что подготовлен акт о выборе земельного участка под размещения складской производственной базы по указанному адресу, а также указал на то, что Обществу необходимо разработать, согласовать и утвердить в установленном законом порядке схему расположения вновь образуемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Установлено, что Общество неоднократно обращалось в Комитет за утверждением схемы расположения земельного участка, в том числе с заявлением от 04.06.2013.
Комитет письмом от 28.08.2012 N 15/05.03-8624 сообщил Обществу об отклонении от рассмотрения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разработанной при формировании земельного участка, расположенного по адресу: г. Мурманск, Домостроительная ул., в районе здания N 5, под строительство складской производственной базы, по причине несогласования границ участка с Управлением.
Общество, ссылаясь на то, что указанный отказ является незаконным, нарушает его законные права и интересы обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявленных требований, признали отказ Комитета незаконным и обязали Комитет устранить нарушения прав заявителя путем утверждения схемы размещения испрашиваемого земельного участка для размещения складской производственной базы.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 31 ЗК РФ определено, что копия решения о предварительном согласовании мест размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории города Мурманска, утвержден решением Совета депутатов города Мурманска от 27.12.2012 N 57-768 (далее - Порядок).
Пунктом 8.2. Порядка предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 8.7 Порядка структурное подразделение администрации города Мурманска, уполномоченное в сфере управления и распоряжения земельными участками на территории города и в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью города, утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подготовленную заявителем за счет собственных средств.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Комитет, отказывая Обществу в утверждении схемы расположения земельного участка, сослался на отсутствие согласования границ соответствующего земельного участка с Управлением. Других причин Комитет не указал.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 11.12.2013 по делу N А42-5656/2013 признан незаконным отказ Управления в согласовании схемы расположения испрашиваемого Обществом земельного участка, суд обязал Управление согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Мурманск, Домостроительная ул., в районе здания N 5, под строительство складской производственной базы.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что является незаконным отказ Комитета в утверждении схемы расположения земельного участка, в обоснование которого Комитет ссылался на неправомерные действия Управления.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а жалобу Комитета - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.01.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу N А42-5657/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАДУЛИН
Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.09.2014 ПО ДЕЛУ N А42-5657/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. по делу N А42-5657/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Водолей-Ш" Белого К.М. (доверенность от 01.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.01.2014 (судья Алексина Н.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 (судьи Барканова Я.В., Горбик В.М., Тимухина И.А.) по делу N А42-5657/2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водолей-Ш", место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 9/1, ОГРН 1025100860773, ИНН 51090311787 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений города Мурманска, место нахождения: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 10, ОГРН 1025100861004, ИНН 5190800019 (далее - Комитет), выраженного в письме N 15/05.03-8624 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Мурманск, Домостроительная ул., в районе здания N 5, для размещения складской производственной базы с предварительным согласованием места размещения объекта, а также об обязании Комитета утвердить схему размещения названного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Михайленко Елена Евгеньевна (ОГРНИП 311519032700169), Управление Ленинского административного округа города Мурманска (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 23.01.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.05.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на ее необоснованность.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.03.2011 Общество обратилось в Министерство имущественных отношений Мурманской области (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3960 кв. м, расположенного по адресу: г. Мурманск, Домостроительная ул., в районе здания N 5, под строительство складской производственной базы.
Рассмотрев заявление Общества, Министерство письмом от 03.06.2011 N 19-10-07/3494-НГ сообщило, что заявление было рассмотрено на заседании земельной комиссии и принято решение о предоставлении заявителю в аренду испрашиваемый земельный участок для строительства складской производственной базы, с предварительным согласованием места размещения объекта.
Комитет письмом от 16.09.2011 N 14-04-04/2370 сообщил Обществу о том, что подготовлен акт о выборе земельного участка под размещения складской производственной базы по указанному адресу, а также указал на то, что Обществу необходимо разработать, согласовать и утвердить в установленном законом порядке схему расположения вновь образуемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Установлено, что Общество неоднократно обращалось в Комитет за утверждением схемы расположения земельного участка, в том числе с заявлением от 04.06.2013.
Комитет письмом от 28.08.2012 N 15/05.03-8624 сообщил Обществу об отклонении от рассмотрения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разработанной при формировании земельного участка, расположенного по адресу: г. Мурманск, Домостроительная ул., в районе здания N 5, под строительство складской производственной базы, по причине несогласования границ участка с Управлением.
Общество, ссылаясь на то, что указанный отказ является незаконным, нарушает его законные права и интересы обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявленных требований, признали отказ Комитета незаконным и обязали Комитет устранить нарушения прав заявителя путем утверждения схемы размещения испрашиваемого земельного участка для размещения складской производственной базы.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 31 ЗК РФ определено, что копия решения о предварительном согласовании мест размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории города Мурманска, утвержден решением Совета депутатов города Мурманска от 27.12.2012 N 57-768 (далее - Порядок).
Пунктом 8.2. Порядка предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 8.7 Порядка структурное подразделение администрации города Мурманска, уполномоченное в сфере управления и распоряжения земельными участками на территории города и в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью города, утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подготовленную заявителем за счет собственных средств.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Комитет, отказывая Обществу в утверждении схемы расположения земельного участка, сослался на отсутствие согласования границ соответствующего земельного участка с Управлением. Других причин Комитет не указал.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 11.12.2013 по делу N А42-5656/2013 признан незаконным отказ Управления в согласовании схемы расположения испрашиваемого Обществом земельного участка, суд обязал Управление согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Мурманск, Домостроительная ул., в районе здания N 5, под строительство складской производственной базы.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что является незаконным отказ Комитета в утверждении схемы расположения земельного участка, в обоснование которого Комитет ссылался на неправомерные действия Управления.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а жалобу Комитета - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.01.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 по делу N А42-5657/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАДУЛИН
Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)