Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юшкарева И.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 октября 2013 года по делу N А78-5363/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Литвинцев А.Б.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
администрация муниципального района "Читинский район" (ОГРН 1027500847934; место нахождения: город Чита; далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; место нахождения: город Москва; далее - Кадастровая палата, Учреждение, заинтересованное лицо) от 20.05.2013 N 75Р/2013-32792 об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении, либо снятии с учета объекта недвижимости), как не соответствующего Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), и обязании устранить допущенные при принятии решения нарушения прав и законных интересов администрации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены администрация сельского поселения "Смоленское" (далее - администрация поселения) и дачное некоммерческое товарищество "Смоленские пруды" (далее - ДНТ "Смоленские пруды").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 октября 2013 года решение Кадастровой палаты от 20.05.2013 N 75Р/2013-32792 "Об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении, либо снятии с учета объекта недвижимости)" признано незаконным, как не соответствующее Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости".
На Кадастровую палату возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации путем внесения изменений в государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 75:22:660120:24, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, а.д. "Амур", км 7 + 850 м, вл. N 1, вида разрешенного использования на "для сельскохозяйственного производства".
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2014 года решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 октября 2013 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Кадастровая палата обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований администрации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при вынесении судебных актов по настоящему делу судами не применены нормы права, подлежащие применению, не установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 04740, 04741; 04742; 04743; информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" 18.03.2014), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, на основании постановления главы администрации муниципального образования "Читинский район" от 01.02.2008 N 115 между обществом с ограниченной ответственностью "Технология" и муниципальным районом "Читинский район" заключен договор N 1602 аренды земельного участка от 12.03.2009 сроком на 10 лет с момента государственной регистрации договора.
Предметом договора является передаваемый в аренду земельный участок с кадастровым номером 75:22:660120:24, площадью 13,7806 га, расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, а.д. "Амур", км 7 + 850 м, владение N 1. Участок предоставляется для сельскохозяйственного производства. Участок относится к категории земель (с учетом изменений от 26.10.2009 в договор аренды) населенных пунктов; государственная регистрация договора произведена 29.05.2009.
На данный земельный участок 17.08.2009 выдан кадастровый паспорт с указанием разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
На основании договора уступки права N 1 от 22.02.2012 право аренды указанного земельного участка перешло к ДНТ "Смоленские пруды".
30.04.2013 ДНТ "Смоленские пруды" обратилось в филиал Кадастровой палаты с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка и иных сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления ДНТ "Смоленские пруды" Кадастровой палатой принято решение N 75Р/2013-32792 от 20.05.2013 "Об изменении объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении, либо снятии с учета объекта недвижимости)" о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
В результате принятого Кадастровой палатой решения вид разрешенного использования указанного земельного участка: "для сельскохозяйственного производства", был изменен на "для ведения дачного и фермерского хозяйства".
Администрация, не согласившись с решением Кадастровой палаты, обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края заявлением о признании указанного решения Кадастровой палаты незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования администрации, исходил из несоблюдения Кадастровой палатой требований Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при принятии оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Забайкальского края и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу абзаца второго пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу положений статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Согласно пункту 2 указанной статьи Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Частью 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки применительно к муниципальным районам решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулирует Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" с 1 марта 2009 года функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в соответствии с названным Законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции проверяемого периода) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), осуществляются, если иное не установлено названным Законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с названным Законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В силу требований, установленных частью 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе:
- - копия документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), которая запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;
- - копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), которая также запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в случае, если в орган кадастрового учета поступило заявление о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости и при этом соответствующие копии документов не поступили из уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно части 2 указанной статьи при постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета обязан выдать заявителю или его представителю, в частности кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости).
Поскольку, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, в результате принятия оспариваемого решения о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости был изменен вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для ведения дачного и фермерского хозяйств", Кадастровая палата была обязана запросить у уполномоченного органа местного самоуправления копии документов, подтверждающих в соответствии с Федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель и разрешенное использование земельного участка.
Однако материалами дела установлено, что Кадастровая палата при поступлении заявления от ДНТ "Смоленские пруды" об изменении вида разрешенного использования земельного участка и иных сведений о кадастровой стоимости земельного участка в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", копии документов, подтверждающих в соответствии с Федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель и разрешенное использование земельного участка, не запрашивала.
При принятии оспариваемого решения Кадастровой палатой были использованы документы, представленные ДНТ "Смоленские пруды", в частности: выписка из раздела правил землепользования и застройки сельского поселения "Смоленское", землеустроительное дело по установлению границ населенных пунктов СП "Смоленское", заверенные заявителем.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что правила землепользования и застройки сельского поселения "Смоленское" до настоящего времени не утверждены, о чем главой администрации сельского поселения "Смоленское" дана справка от 07.10.2013 г. N 469.
Доказательства принятия главой администрации сельского поселения "Смоленское" решения об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с одного вида "для сельскохозяйственного производства" на другой "для ведения дачного и фермерского хозяйств" отсутствуют.
Таким образом, при принятии оспариваемого решения Кадастровой палатой были нарушены требования Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме этого, судом кассационной инстанции отмечается следующее.
Позиция администрации свидетельствует о том, что документы, необходимые для осуществления кадастрового учета изменения разрешенного использования, в частности, подтверждающие установленное разрешенное использование земельного участка "для ведения дачного и фермерского хозяйства", у нее отсутствовали, ранее не издавались.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Таким образом, надлежащее исполнение обязанностей по запросу копий документов в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", привело бы к возникновению оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, предусмотренных подпунктом 8 пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Оценивая довод кассационной жалобы о том, что в соответствии с методическими указаниями, изложенными в письме Министерства экономического развития Российской Федерации, для изменения вида разрешенного использования земельного участка, выбранного в соответствии с градостроительным регламентом, вместе с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости представляются декларация заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка и копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618), суд кассационной инстанции обращает внимание на следующее.
На основе анализа представленной администрацией справки от 07.10.2013 N 469 суды пришли к выводу о том, что для территории сельского поселения "Смоленское" правила землепользования и застройки не были утверждены.
Кроме этого, заявителем кассационной жалобы не учтено, что в связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка.
Приведенная правовая позиция высказана в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1756/13.
Таким образом, выводы судов о нарушении прав и законных интересов администрации, а также о несоответствии оспариваемого ненормативного акта требованиям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" являются верными и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Учитывая изложенное, у судов первой и апелляционной инстанций имелись основания для признания оспариваемого решения недействительным в соответствии с положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 октября 2013 года по делу N А78-5363/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.04.2014 ПО ДЕЛУ N А78-5363/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу N А78-5363/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юшкарева И.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 октября 2013 года по делу N А78-5363/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Литвинцев А.Б.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
администрация муниципального района "Читинский район" (ОГРН 1027500847934; место нахождения: город Чита; далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; место нахождения: город Москва; далее - Кадастровая палата, Учреждение, заинтересованное лицо) от 20.05.2013 N 75Р/2013-32792 об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении, либо снятии с учета объекта недвижимости), как не соответствующего Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), и обязании устранить допущенные при принятии решения нарушения прав и законных интересов администрации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены администрация сельского поселения "Смоленское" (далее - администрация поселения) и дачное некоммерческое товарищество "Смоленские пруды" (далее - ДНТ "Смоленские пруды").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 октября 2013 года решение Кадастровой палаты от 20.05.2013 N 75Р/2013-32792 "Об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении, либо снятии с учета объекта недвижимости)" признано незаконным, как не соответствующее Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости".
На Кадастровую палату возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации путем внесения изменений в государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 75:22:660120:24, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, а.д. "Амур", км 7 + 850 м, вл. N 1, вида разрешенного использования на "для сельскохозяйственного производства".
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2014 года решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 октября 2013 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Кадастровая палата обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований администрации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при вынесении судебных актов по настоящему делу судами не применены нормы права, подлежащие применению, не установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 04740, 04741; 04742; 04743; информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" 18.03.2014), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, на основании постановления главы администрации муниципального образования "Читинский район" от 01.02.2008 N 115 между обществом с ограниченной ответственностью "Технология" и муниципальным районом "Читинский район" заключен договор N 1602 аренды земельного участка от 12.03.2009 сроком на 10 лет с момента государственной регистрации договора.
Предметом договора является передаваемый в аренду земельный участок с кадастровым номером 75:22:660120:24, площадью 13,7806 га, расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, а.д. "Амур", км 7 + 850 м, владение N 1. Участок предоставляется для сельскохозяйственного производства. Участок относится к категории земель (с учетом изменений от 26.10.2009 в договор аренды) населенных пунктов; государственная регистрация договора произведена 29.05.2009.
На данный земельный участок 17.08.2009 выдан кадастровый паспорт с указанием разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
На основании договора уступки права N 1 от 22.02.2012 право аренды указанного земельного участка перешло к ДНТ "Смоленские пруды".
30.04.2013 ДНТ "Смоленские пруды" обратилось в филиал Кадастровой палаты с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка и иных сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления ДНТ "Смоленские пруды" Кадастровой палатой принято решение N 75Р/2013-32792 от 20.05.2013 "Об изменении объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении, либо снятии с учета объекта недвижимости)" о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
В результате принятого Кадастровой палатой решения вид разрешенного использования указанного земельного участка: "для сельскохозяйственного производства", был изменен на "для ведения дачного и фермерского хозяйства".
Администрация, не согласившись с решением Кадастровой палаты, обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края заявлением о признании указанного решения Кадастровой палаты незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования администрации, исходил из несоблюдения Кадастровой палатой требований Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при принятии оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Забайкальского края и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу абзаца второго пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу положений статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Согласно пункту 2 указанной статьи Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Частью 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки применительно к муниципальным районам решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулирует Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" с 1 марта 2009 года функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в соответствии с названным Законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции проверяемого периода) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), осуществляются, если иное не установлено названным Законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с названным Законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В силу требований, установленных частью 1 статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе:
- - копия документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), которая запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;
- - копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), которая также запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в случае, если в орган кадастрового учета поступило заявление о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости и при этом соответствующие копии документов не поступили из уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно части 2 указанной статьи при постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета обязан выдать заявителю или его представителю, в частности кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости).
Поскольку, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, в результате принятия оспариваемого решения о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости был изменен вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для ведения дачного и фермерского хозяйств", Кадастровая палата была обязана запросить у уполномоченного органа местного самоуправления копии документов, подтверждающих в соответствии с Федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель и разрешенное использование земельного участка.
Однако материалами дела установлено, что Кадастровая палата при поступлении заявления от ДНТ "Смоленские пруды" об изменении вида разрешенного использования земельного участка и иных сведений о кадастровой стоимости земельного участка в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", копии документов, подтверждающих в соответствии с Федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель и разрешенное использование земельного участка, не запрашивала.
При принятии оспариваемого решения Кадастровой палатой были использованы документы, представленные ДНТ "Смоленские пруды", в частности: выписка из раздела правил землепользования и застройки сельского поселения "Смоленское", землеустроительное дело по установлению границ населенных пунктов СП "Смоленское", заверенные заявителем.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что правила землепользования и застройки сельского поселения "Смоленское" до настоящего времени не утверждены, о чем главой администрации сельского поселения "Смоленское" дана справка от 07.10.2013 г. N 469.
Доказательства принятия главой администрации сельского поселения "Смоленское" решения об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с одного вида "для сельскохозяйственного производства" на другой "для ведения дачного и фермерского хозяйств" отсутствуют.
Таким образом, при принятии оспариваемого решения Кадастровой палатой были нарушены требования Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме этого, судом кассационной инстанции отмечается следующее.
Позиция администрации свидетельствует о том, что документы, необходимые для осуществления кадастрового учета изменения разрешенного использования, в частности, подтверждающие установленное разрешенное использование земельного участка "для ведения дачного и фермерского хозяйства", у нее отсутствовали, ранее не издавались.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Таким образом, надлежащее исполнение обязанностей по запросу копий документов в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", привело бы к возникновению оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, предусмотренных подпунктом 8 пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Оценивая довод кассационной жалобы о том, что в соответствии с методическими указаниями, изложенными в письме Министерства экономического развития Российской Федерации, для изменения вида разрешенного использования земельного участка, выбранного в соответствии с градостроительным регламентом, вместе с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости представляются декларация заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка и копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618), суд кассационной инстанции обращает внимание на следующее.
На основе анализа представленной администрацией справки от 07.10.2013 N 469 суды пришли к выводу о том, что для территории сельского поселения "Смоленское" правила землепользования и застройки не были утверждены.
Кроме этого, заявителем кассационной жалобы не учтено, что в связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка.
Приведенная правовая позиция высказана в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 1756/13.
Таким образом, выводы судов о нарушении прав и законных интересов администрации, а также о несоответствии оспариваемого ненормативного акта требованиям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" являются верными и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Учитывая изложенное, у судов первой и апелляционной инстанций имелись основания для признания оспариваемого решения недействительным в соответствии с положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 октября 2013 года по делу N А78-5363/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)