Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "С Эстейт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2014
по делу N А40-165316/13 судьи Никоновой О.И. (105-1535)
по заявлению ООО "С Эстейт" (ОГРН 1067746649574, Москва, М. Кисельный пер., дом 4, стр. 2)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным отказа в регистрации,
при участии:
- от заявителя: Молохин С.И. по дов. от 18.11.2013 N 18/10;
- от ответчика: Обижаева О.А. по дов. от 30.12.2013 N 22471/2013;
- установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2014, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении заявленных ООО "С Эстейт" требований о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 01.11.2013 N 17/113/2013-527 в государственной регистрации права собственности на созданный объект капитального строительства - административное здание, площадью 340 кв. м, расположенное на земельном участке общей площадью 6 606 кв. м, кадастровый номер 77:22:0000000:112, категория земель: земли населенного пункта, разрешенное использование - для дачного строительства, а также обязании Управления Росреестра по Москве зарегистрировать право собственности ООО "С Эстейт" на созданный объект капитального строительства - административное здание, расположенное на земельном участке общей площадью 6606 кв. м, кадастровый номер 77:22:0000000:112, категория земель: земли населенного пункта, разрешенное использование - для дачного строительства.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что факт нарушения оспариваемым отказом конкретных прав и законных интересов заявителя материалами дела не подтвержден. При этом суд указал, что действующее законодательство не предусматривает возможность строительства административных зданий на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, либо дачного хозяйства (дачного строительства).
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить. При этом ссылается на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права. Считает, что оспариваемый отказ противоречит главе 5 Градостроительного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Представитель ответчика в судебном заседании и письменных пояснениях возражал против доводов и требований, изложенных в апелляционной жалобе, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения Управления.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "С Эстейт" на основании договора аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, от 02.02.2013 владело земельным участком общей площадью 21 766 (двадцать одна тысяча семьсот шестьдесят шесть тысяч) кв. м, кадастровый номер 50:27:0020101:90, категория земель: земли населенного пункта, разрешенной использование: для дачного строительства, с 08.02.2013 до августа 2013.
05.08.2013 по причине раздела земельного участка заявитель заключил договор аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, на срок менее года, согласно которому заявителю во владение переходит земельный участок, на котором расположено административное здание общей площадью 6606 кв. м с кадастровым номером 77:22:0000000:112, категория земель: земли населенного пункта, разрешенной использование: для дачного строительства.
17.09.2013 заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества - административное здание, в порядке статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решением от 04.10.2013 N 17/113/2013-527 государственная регистрация была приостановлена ввиду непредставления заявителем договора аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, на срок менее года от 05.08.2013 и указание ошибочно года создания объекта недвижимости в поданной декларации об объекте недвижимого имущества.
Решением от 01.11.2013 N 17/113/2013-527 Управление на основании абзацев 4, 10 *** статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества - административное здание, расположенное на указанном выше земельном участке.
При этом мотивом для отказа в государственной регистрации послужило то, что право собственности на административное здание, расположенное на земельном участке с разрешенным видом использования "под дачное строительство", не может быть зарегистрировано в порядке упрощенного производства в соответствии с п. 3 ст. 25.3 Закона о государственной регистрации, поскольку на административное здание необходимо получать разрешение на строительство. Регистрирующий орган указал на то, что заявитель на момент создания административного здания не обладал каким-либо правом на земельный участок. Ответчик посчитал, что административное здание не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
Полагая, что названный отказ незаконен и нарушает права и охраняемые законом интересы Общества, последнее обратилось в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого отказа ответчика.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
В силу абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на которые содержится ссылка в оспариваемом решения ответчика, в государственной регистрации может быть отказано в том числе случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ст. 25.3 названного Федерального закона основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 3 ст. 25.3 Закона документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
При этом в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
В настоящем случае из представленной на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа декларации об объекте недвижимого имущества усматривается, что заявленное к государственной регистрации административное здание расположено на земельном участке общей площадью 6606 кв. м (кадастровый номер 77:22:0000000:112, категория земель: земли населенного пункта, разрешенное использование: для дачного строительства), предоставленном ЗАО "РДЦ Недвижимость" заявителю на праве аренды сроком на 11 месяцев.
В силу п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Согласно п. 1 ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ землепользователь вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, то есть для строительства должна быть подготовлена проектная и разрешительная документация.
В силу ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Статьей 32 названного Федерального закона предусмотрено, что разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.
Согласно п. 4 ст. 34 Закона N 66-ФЗ возведение гражданами на садовых, огородных или дачных земельных участках строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для данных строений и сооружений, допускается после утверждения органом местного самоуправления проектов строительства данных строений и сооружений в порядке, установленном градостроительным законодательством.
СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения", утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 N 18-51, разработаны с учетом градостроительных норм и являются обязательными к применению при строительстве на садоводческих (дачных) территориях.
Согласно п. 6.4 СНиП 30-02-97 на садовом (дачном) участке могут возводиться жилое строение (или дом), хозяйственные постройки и сооружения, в том числе - постройки для содержания мелкого скота и птицы, теплицы и другие сооружения с утепленным грунтом, хозпостройка для хранения инвентаря, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобиля.
Довод заявителя, основанный на пунктах 5.4* и 5.5* СНиП 30-02-97 о том, что законодатель позволяет возводить на дачном земельном участке здания и сооружения, не относящиеся к жилищному фонду, а именно сторожки, магазины, правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Строительство объектов, указанных в названных пунктах СНиП 30-02-97, разрешено только на землях общего пользования, но не на землях индивидуальных участков.
Действующее законодательство не предусматривает возможность строительства административных зданий на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, либо дачного хозяйства (дачного строительства).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что согласно схемам проекта планировки территории, утвержденного Главой сельского поселения Краснопахарское Подольского муниципального района Московской области, спорный земельный участок относится к землям общего пользования, несостоятельна, принимая во внимание, что согласно декларации об объекте недвижимого имущества, представленной Обществом в регистрирующий орган, земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для дачного строительства.
Все изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи подтверждают правомерность отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве ООО "С Эстейт" в государственной регистрации права собственности на созданный объект капитального строительства.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемого отказа Управления требованиям законодательства и отсутствии нарушения им прав и законных интересов заявителя является правомерным, в связи с чем в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано обоснованно.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2014 по делу N А40-165316/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Е.В.ПРОННИКОВА
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2014 N 09АП-28396/2014 ПО ДЕЛУ N А40-165316/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. N 09АП-28396/2014
Дело N А40-165316/13
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "С Эстейт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2014
по делу N А40-165316/13 судьи Никоновой О.И. (105-1535)
по заявлению ООО "С Эстейт" (ОГРН 1067746649574, Москва, М. Кисельный пер., дом 4, стр. 2)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным отказа в регистрации,
при участии:
- от заявителя: Молохин С.И. по дов. от 18.11.2013 N 18/10;
- от ответчика: Обижаева О.А. по дов. от 30.12.2013 N 22471/2013;
- установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2014, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении заявленных ООО "С Эстейт" требований о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 01.11.2013 N 17/113/2013-527 в государственной регистрации права собственности на созданный объект капитального строительства - административное здание, площадью 340 кв. м, расположенное на земельном участке общей площадью 6 606 кв. м, кадастровый номер 77:22:0000000:112, категория земель: земли населенного пункта, разрешенное использование - для дачного строительства, а также обязании Управления Росреестра по Москве зарегистрировать право собственности ООО "С Эстейт" на созданный объект капитального строительства - административное здание, расположенное на земельном участке общей площадью 6606 кв. м, кадастровый номер 77:22:0000000:112, категория земель: земли населенного пункта, разрешенное использование - для дачного строительства.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что факт нарушения оспариваемым отказом конкретных прав и законных интересов заявителя материалами дела не подтвержден. При этом суд указал, что действующее законодательство не предусматривает возможность строительства административных зданий на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, либо дачного хозяйства (дачного строительства).
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить. При этом ссылается на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права. Считает, что оспариваемый отказ противоречит главе 5 Градостроительного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Представитель ответчика в судебном заседании и письменных пояснениях возражал против доводов и требований, изложенных в апелляционной жалобе, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения Управления.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "С Эстейт" на основании договора аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, от 02.02.2013 владело земельным участком общей площадью 21 766 (двадцать одна тысяча семьсот шестьдесят шесть тысяч) кв. м, кадастровый номер 50:27:0020101:90, категория земель: земли населенного пункта, разрешенной использование: для дачного строительства, с 08.02.2013 до августа 2013.
05.08.2013 по причине раздела земельного участка заявитель заключил договор аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, на срок менее года, согласно которому заявителю во владение переходит земельный участок, на котором расположено административное здание общей площадью 6606 кв. м с кадастровым номером 77:22:0000000:112, категория земель: земли населенного пункта, разрешенной использование: для дачного строительства.
17.09.2013 заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества - административное здание, в порядке статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решением от 04.10.2013 N 17/113/2013-527 государственная регистрация была приостановлена ввиду непредставления заявителем договора аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, на срок менее года от 05.08.2013 и указание ошибочно года создания объекта недвижимости в поданной декларации об объекте недвижимого имущества.
Решением от 01.11.2013 N 17/113/2013-527 Управление на основании абзацев 4, 10 *** статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества - административное здание, расположенное на указанном выше земельном участке.
При этом мотивом для отказа в государственной регистрации послужило то, что право собственности на административное здание, расположенное на земельном участке с разрешенным видом использования "под дачное строительство", не может быть зарегистрировано в порядке упрощенного производства в соответствии с п. 3 ст. 25.3 Закона о государственной регистрации, поскольку на административное здание необходимо получать разрешение на строительство. Регистрирующий орган указал на то, что заявитель на момент создания административного здания не обладал каким-либо правом на земельный участок. Ответчик посчитал, что административное здание не соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
Полагая, что названный отказ незаконен и нарушает права и охраняемые законом интересы Общества, последнее обратилось в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого отказа ответчика.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
В силу абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на которые содержится ссылка в оспариваемом решения ответчика, в государственной регистрации может быть отказано в том числе случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ст. 25.3 названного Федерального закона основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 3 ст. 25.3 Закона документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
При этом в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
В настоящем случае из представленной на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа декларации об объекте недвижимого имущества усматривается, что заявленное к государственной регистрации административное здание расположено на земельном участке общей площадью 6606 кв. м (кадастровый номер 77:22:0000000:112, категория земель: земли населенного пункта, разрешенное использование: для дачного строительства), предоставленном ЗАО "РДЦ Недвижимость" заявителю на праве аренды сроком на 11 месяцев.
В силу п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Согласно п. 1 ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ землепользователь вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, то есть для строительства должна быть подготовлена проектная и разрешительная документация.
В силу ст. 1 Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Статьей 32 названного Федерального закона предусмотрено, что разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.
Согласно п. 4 ст. 34 Закона N 66-ФЗ возведение гражданами на садовых, огородных или дачных земельных участках строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для данных строений и сооружений, допускается после утверждения органом местного самоуправления проектов строительства данных строений и сооружений в порядке, установленном градостроительным законодательством.
СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения", утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 N 18-51, разработаны с учетом градостроительных норм и являются обязательными к применению при строительстве на садоводческих (дачных) территориях.
Согласно п. 6.4 СНиП 30-02-97 на садовом (дачном) участке могут возводиться жилое строение (или дом), хозяйственные постройки и сооружения, в том числе - постройки для содержания мелкого скота и птицы, теплицы и другие сооружения с утепленным грунтом, хозпостройка для хранения инвентаря, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобиля.
Довод заявителя, основанный на пунктах 5.4* и 5.5* СНиП 30-02-97 о том, что законодатель позволяет возводить на дачном земельном участке здания и сооружения, не относящиеся к жилищному фонду, а именно сторожки, магазины, правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Строительство объектов, указанных в названных пунктах СНиП 30-02-97, разрешено только на землях общего пользования, но не на землях индивидуальных участков.
Действующее законодательство не предусматривает возможность строительства административных зданий на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, либо дачного хозяйства (дачного строительства).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что согласно схемам проекта планировки территории, утвержденного Главой сельского поселения Краснопахарское Подольского муниципального района Московской области, спорный земельный участок относится к землям общего пользования, несостоятельна, принимая во внимание, что согласно декларации об объекте недвижимого имущества, представленной Обществом в регистрирующий орган, земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для дачного строительства.
Все изложенные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи подтверждают правомерность отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве ООО "С Эстейт" в государственной регистрации права собственности на созданный объект капитального строительства.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемого отказа Управления требованиям законодательства и отсутствии нарушения им прав и законных интересов заявителя является правомерным, в связи с чем в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано обоснованно.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2014 по делу N А40-165316/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Е.В.ПРОННИКОВА
Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)