Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.01.2010 ПО ДЕЛУ N А05-10652/2009

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2010 г. по делу N А05-10652/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго" Федотова В.Н. по доверенности от 26.08.2009, Миняевой Н.Ю. по доверенности от 26.08.2009, от муниципального образования "Приморский муниципальный район" Сергеевой Ю.С. по доверенности от 24.09.2009, от муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Теплосервис" Сергеевой Ю.С. по доверенности от 14.08.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 октября 2009 года по делу N А05-10652/2009 (судья Бабичев О.П.),

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго" (далее - общество, ОАО "МРСК Северо-Запада") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному образованию "Приморский муниципальный район" (далее - МО "Приморский муниципальный район", муниципальное образование) о признании недействительным распоряжения от 05.06.2009 N 848р "О внесении изменений в распоряжение главы муниципального образования "Приморский муниципальный район" от 25.10.2007 N 817р "О переоформлении открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Архэнерго" права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками для строительства ТЭЦ-2".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - территориальное управление), муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Теплосервис" (далее - МУП ЖКХ "Теплосервис", предприятие).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.10.2009 по делу N А05-10652/2009 в удовлетворении требований общества отказано.
ОАО "МРСК Северо-Запада" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой и дополнением к ней, в которых просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы общества, которое не отказывалось от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, лишено этого права в принудительном порядке. Считает, что решение суда вынесено при неполном выяснении всех обстоятельств дела, имеющих значение для дела, поскольку отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы, привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц: администрации Архангельской области, открытого акционерного общества "АрхОблЭнерго" (далее - ОАО "АрхОблЭнерго"), вызове свидетелей: Неупокоева С.В. (директора дирекции строящейся Архангельской ТЭЦ-2), Тарана А.Ф. (начальника строительного управления Архангельской ТЭЦ открытого акционерного общества "Трест Севэнергострой". Указывает, что 03.11.2009 в Единый государственный реестр прав (далее - ЕГРП) внесены записи о прекращении права собственности муниципального образования на объекты недвижимости: незавершенное строительство территории под стройбазу и стройплощадку, незавершенное строительство подъездных авто- и железнодорожных путей к промплощадке.
МО "Приморский муниципальный район", МУП ЖКХ "Теплосервис" в отзыве и их представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Территориальное управление в своем отзыве согласилось с позицией, изложенной в отзыве муниципального образования и предприятия.
Территориальное управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия, поэтому разбирательство по делу произведено в отсутствие этого лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании договора от 21.04.1995 N 139 Комитетом по управлению государственным имуществом Архангельской области передано акционерному обществу открытого типа "Архэнерго" (правопредшественник - ОАО "МРСК Северо-Запада") в безвозмездное пользование государственное имущество - объект незавершенного строительства в виде законченных строительством и введенных в эксплуатацию объектов на пионерной базе и основной промплощадке строительства АСТ.
После передачи объектов по договору от 21.04.1995 N 139 между РАО "ЕЭС России", АООТ "Архэнерго" и администрацией Архангельской области заключен договор о совместной деятельности от 30.05.1995 N 16-3/23ДС.
По этому договору стороны обязались совместно действовать в сфере строительства и эксплуатации Архангельской ТЭЦ-2 для достижения общих хозяйственных целей - извлечения прибыли от реализации электро- и теплоэнергии.
Под данное строительство постановлениями администрации Приморского района от 21.01.1992 N 44 и от 20.09.1996 N 477 ОАО "Архэнерго" в лице Дирекции строящейся АТЭЦ-2 предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 178,4 га.
В дальнейшем в связи с недостаточностью финансирования строительство Архангельской ТЭЦ-2 прекращено.
В октябре 2006 года на совместном совещании у главы муниципального образования решено принять у общества указанный земельный участок. Предложено ОАО "Архэнерго" провести межевание земельного участка, определить площади земельных участков, на которых, по утверждению общества, находится его собственность (намытый песок и плиты).
По результатам межевания главой МО "Приморский муниципальный район" издано распоряжение от 25.10.2007 N 817р, в соответствии с пунктом 1 которого у ОАО "Архэнерго" переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 29:16:071201:0051 площадью 11,3662 га для строительства ТЭЦ-2 (промплощадка), 29:16:071201:0052 площадью 2,3080 га для строительства ТЭЦ-2 (промплощадка), 29:16:071201:0054 площадью 6,4829 га для строительства подъездных путей, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский район, муниципальное образование "Уемское", район деревни Куропти.
Распоряжением от 11.04.2008 N 524-р Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области утвердило перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования, куда включены незавершенное строительство территории под стройбазу и стройплощадку, незавершенное строительство подъездных авто- и ж/д путей к промплощадке.
Поскольку на земельных участках с кадастровыми номерами 29:16:071201:0051, 29:16:071201:0052, 29:16:071201:0054 находятся объекты, являющиеся муниципальной собственностью, распоряжением от 05.06.2009 N 848р пункт 1 распоряжения N 817р отменен.
Распоряжением главы муниципального образования от 11.06.2009 N 887р объекты недвижимости, находящиеся на спорных земельных участках, переданы в хозяйственное ведение МУП ЖКХ "Теплосервис".
ОАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго" (правопреемник ОАО "Архэнерго") обжаловало в арбитражный суд распоряжение от 05.06.2009 N 848р, сославшись на его несоответствие положениям пункта 3 статьи 20, статьям 45 и 54 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), и нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания решения администрации незаконным необходимо одновременно наличие трех условий: несоответствие закону, вынесение неуполномоченным лицом и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт.
Из систематического толкования названных норм АПК РФ следует, что муниципальное образования обязано доказать обоснованность вынесения обжалованного распоряжения, в общество - нарушение его прав и законных интересов.
Поскольку по настоящему делу оспаривается ненормативный правовой акт (распоряжение N 848р), отменивший ранее принятый правовой акт (пункт 1 распоряжения N 817р), в предмет доказывания по данному спору входит в том числе и установление соответствия последнего действующему законодательству, что имеет значение для проверки признания законным либо незаконным оспариваемого распоряжения N 848р.
Пункт 1 распоряжения N 817р является незаконным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Из разъяснения, содержащегося в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу ЗК РФ, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти земельные участки.
Таким образом, после введения в действие ЗК РФ ОАО "Архэнерго" могло переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком только на право аренды или приобрести земельный участок в собственность.
В нарушение вышеуказанных норм пунктом 1 распоряжения от 25.10.2007 N 817р новые земельные участки, образованные после межевания, вновь предоставлены обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кроме того, на земельных участках с кадастровыми номерами 29:16:071201:0051, 29:16:071201:0052, 29:16:071201:0054 на момент вынесения распоряжения от 05.06.2009 N 848р находились объекты, переданные в муниципальную собственность, в то время как объекты недвижимости, принадлежащего обществу на каком-либо праве, там отсутствуют.
На основании пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом.
Распоряжением главы муниципального образования от 11.06.2009 N 887р объекты недвижимости, находящиеся на спорных земельных участках, переданы в хозяйственное ведение МУП ЖКХ "Теплосервис".
Поэтому именно предприятие обладало бесспорным правом на получение земельных участков, и это право не могло быть поставлено в зависимость от волеизъявления собственника участка или его владельца на ином вещном праве, в данном случае - принадлежащем ОАО "Архэнерго" праве постоянного (бессрочного) пользования.
Следовательно, права и законные интересы ОАО "МРСК Северо-Запада" (правопреемника ОАО "Архэнерго") не нарушены, поэтому не принимаются во внимание ссылки на статьи 45 и 54 ЗК РФ, определяющие основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, условия и порядок принудительного прекращения прав на земельных участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ законность оспариваемого ненормативного правового акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий органа, вынесшего этот акт.
Не имеет правового значения тот факт, что 03.11.2009 в ЕГРП внесены записи о прекращении права собственности МО "Приморский муниципальный район" на незавершенное строительство территории под стройбазу и стройплощадку, незавершенное строительство подъездных авто- и ж/д путей к промплощадке.
Несостоятельно утверждение общества о том, что решение суда вынесено при неполном выяснении всех обстоятельств дела, имеющих значение для дела, поскольку отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы, привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц: администрации Архангельской области, ОАО "АрхОблЭнерго", вызове свидетелей: Неупокоева С.В. (директора дирекции строящейся Архангельской ТЭЦ-2), Тарана А.Ф. (начальника строительного управления Архангельской ТЭЦ ОАО "Трест Севэнергострой".
Эти ходатайства связаны с необходимостью, по мнению общества, установления обстоятельств наличия на спорных земельных участках движимого имущества (песка и железобетонных дорожных плит).
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении названных ходатайств, указав, что наличие на спорных земельных участках движимого имущества само по себе не свидетельствует о том, что у ОАО "МРСК Северо-Запада" возникли или могут возникнуть какие-либо права на эти земельные участки, распоряжение от 11.06.2009 N 887р не лишает его прав и возможности пользоваться указанным имуществом.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении жалобы отказано, расходы по госпошлине с МО "Приморский муниципальный район" в пользу общества взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 октября 2009 года по делу N А05-10652/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА

Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.Б.РАЛЬКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)