Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2014 года по делу N А10-4360/2013 (суд первой инстанции - Мархаева Г.Д.С.),
установил:
индивидуальный предприниматель Казьмин Александр Валерьевич (ИНН 732100132147, ОГРН 313032718600282, далее - ИП Казьмин А.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, далее - комитет), Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ИНН 0323339344, ОГРН 1080326002778, далее - комитет по архитектуре) о признании незаконными решений N О-1172 от 26 августа 2013 года "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", N СР-837 от 26 августа 2013 года, N У-126 от 26 августа 2013 года, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с земельным законодательством.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2014 года по делу N А10-4360/2013 исковые требования удовлетворены.
Решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ N 0О-1172 от 26 августа 2013 года "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", N СР-837 от 26 августа 2013 года, N У-126 от 26 августа 2013 года, признаны недействительными, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с земельным законодательством.
Комитет по управлению имуществом обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Казьмин А.В. с доводами, изложенными в апелляционной жалобе комитета, не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 28.03.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, Казьмин А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 313032718600282, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 19 сентября 2013 года (л.д. 30-33).
18 июля 2012 года предприниматель обратился в Комитет с заявлением о выборе гражданином земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности, для строительства, в котором просил определить возможность предоставления земельного участка в аренду, ориентировочной площадью 560 кв. м, сроком на три года для строительства магазина, предполагаемое место размещение объекта между 9 и 10 жилыми домами (л.д. 73).
19 июля 2012 года Управление архитектуры заключением N 20451941 согласовало предоставление заявителю земельного участка ориентировочной площадью 560 кв. м по ул. Модогоева в Советском районе под строительство магазина (л.д. 76).
9 августа 2012 года в газете "Правда Бурятии" опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении вышеуказанного земельного участка для строительства магазина (л.д. 81).
24 сентября 2012 года решением Комитета N СР-1096 утверждена схема расположения земельного участка площадью 560 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), местоположение которого: г. Улан-Удэ, Советский район, ул. Модогоева для строительства магазина (л.д. 83).
12 октября 2012 года Комитетом по согласованию с Комитетом по строительству Администрации г. Улан-Удэ, Администрацией Советского района г. Улан-Удэ, Министерством культуры Республики Бурятия произведен выбор вышеуказанного земельного участка, о чем составлен акт о выборе земельного участка для строительства N 902 (л.д. 26).
8 февраля 2013 года решением Комитета N У-21 предварительно согласовано место размещение объекта и утвержден акт о выборе земельного участка площадью 560 кв. м, местоположение которого г. Улан-Удэ, Советский район, ул. Модогоева для строительства магазина (л.д. 89).
12 марта 2013 года вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 03:24:011202:1703, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 12 марта 2013 года (л.д. 87).
30 июля 2013 года предприниматель обратился в Комитет с заявлением о приобретении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности, в котором просил предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером N 03:24:011202:1703 площадью 560 кв. м сроком на три года для строительства магазина, местоположение которого г. Улан-Удэ, ул. Модогоева (л.д. 90).
26 августа 2013 года Комитетом принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта N О-1172, согласно которому по результатам рассмотрения заявления предпринимателя в связи с отсутствием технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4.7.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82, отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства магазина по ул. Модогоева (л.д. 31).
26 августа 2013 года Комитетом на основании вышеназванного решения приняты решения N У-126, N СР-837, которыми признаны утратившими силу решения Комитета от 8 февраля 2013 года N У-21 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, от 24 сентября 2012 года N СР-1096 об утверждении схемы расположения земельного участка (л.д. 92-93).
Не согласившись с решениями N О-1172 от 26 августа 2013 года, N СР-837 от 26 августа 2013 года, N У-126 от 26 августа 2013 года, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Судом установлено, что право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, в связи с этим Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 3 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
Как следует из обстоятельств дела, заявитель первоначально (18 июля 2012 года) обратился в Комитет с заявлением о выборе гражданином земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности, для строительства, в котором просил определить возможность предоставления земельного участка в аренду, ориентировочной площадью 560 кв. м, сроком на три года для строительства магазина, предполагаемое место размещение объекта между 9 и 10 жилыми домами.
Таким образом, в рассматриваемом случае заявление подано на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Аналогичный порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82 (в редакции от 24 мая 2012 года, действующей в рассматриваемый период).
- Согласно Положению об Управлении архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ, утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 01.02.2011 N 32 Управление участвует в подготовке предложений о выборе земельных участков для строительства, реконструкции существующей застройки или их благоустройства в соответствии с градостроительной документацией; выдает заключения о возможности или невозможности предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, за исключением случаев для размещения объектов мелкорозничной торговой сети, а также для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства;
- Реализуя названные полномочия, Управление заключением от 19 июля 2012 года согласовало предоставление предпринимателю испрашиваемого земельного участка, что в последующем явилось основанием для принятия Комитетом решения об утверждении схемы расположения земельного участка от 24 сентября 2012 года N СР-1096, осуществления процедуры выбора земельного участка, а также принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка от 8 февраля 2013 года, постановки испрашиваемого ИП Казьминым А.В. земельного участка на кадастровый учет.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае вышеперечисленные требования земельного законодательства, устанавливающие порядок выбора, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет спорного земельного участка предпринимателем выполнены.
В свою очередь на основании пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из обстоятельств дела, оспариваемое решение, которым предпринимателю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства магазина, принято Комитетом 26 августа 2013 года N О-1172.
Вместе с тем, в рассматриваемый период по заявлению предпринимателя уже была проведена предусмотренная вышеприведенными нормами Земельного кодекса Российской Федерации процедура согласования места размещения объекта и принято Комитетом решение от 8 февраля 2013 года N У-21, которым предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка.
Более того, заявителем на основании названного решения Комитета и в соответствии с порядком, установленным пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении указанного земельного участка проведены кадастровые работы, в результате которых 12 марта 2013 года земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет.
Следовательно, основания для принятия Комитетом 26 августа 2013 года оспариваемого решения N О-1172 отсутствовали, поскольку по заявлению Общества уже было принято соответствующее решение от 8 февраля 2013 года N У-21.
В период принятия оспариваемого решения (26 августа 2013 года) решение Комитета от 8 февраля 2013 года N У-21 "О предварительном согласовании места размещения объекта" никем не отменено и не оспорено.
Нормами земельного законодательства, в том числе пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривается возможность принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, при наличии ранее принятого решении об его согласовании.
Из содержания оспариваемого решения N О-1172 от 26 августа 2013 года следует, что на основании пункта 4.7.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82, заявителю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства магазина по ул. Модогоева в связи с отсутствием технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Проанализировав основание для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, приведенное в оспариваемом решении, суд первой инстанции сделал правильный вывод, оно является необоснованным, поскольку необходимость в получении информации о наличии технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения необходимо не на стадии предварительного согласования места размещения объекта (выбора земельного участка), а уже на стадии строительства объекта.
При этом из взаимосвязанных положений статьей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта возможно только при отсутствии к тому препятствий.
В отсутствие объективных доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий к предварительному согласованию места размещения объекта, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение Комитета от 26 августа 2013 года N О-1172 является необоснованным, не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, подлежит признанию недействительным.
Поскольку решения N СР-837 от 26 августа 2013 года, N У-126 от 26 августа 2013 года приняты на основании решения от 26 августа 2013 года N О-1172 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", постольку указанные решения N СР-837 от 26 августа 2013 года, N У-126 от 26 августа 2013 года также подлежат признанию недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемые решения Комитета нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивают его право на осуществление заявленной предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2014 года по делу N А10-4360/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2014 ПО ДЕЛУ N А10-4360/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2014 г. по делу N А10-4360/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2014 года по делу N А10-4360/2013 (суд первой инстанции - Мархаева Г.Д.С.),
установил:
индивидуальный предприниматель Казьмин Александр Валерьевич (ИНН 732100132147, ОГРН 313032718600282, далее - ИП Казьмин А.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, далее - комитет), Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (ИНН 0323339344, ОГРН 1080326002778, далее - комитет по архитектуре) о признании незаконными решений N О-1172 от 26 августа 2013 года "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", N СР-837 от 26 августа 2013 года, N У-126 от 26 августа 2013 года, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с земельным законодательством.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2014 года по делу N А10-4360/2013 исковые требования удовлетворены.
Решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ N 0О-1172 от 26 августа 2013 года "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", N СР-837 от 26 августа 2013 года, N У-126 от 26 августа 2013 года, признаны недействительными, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с земельным законодательством.
Комитет по управлению имуществом обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Казьмин А.В. с доводами, изложенными в апелляционной жалобе комитета, не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 28.03.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, Казьмин А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 313032718600282, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 19 сентября 2013 года (л.д. 30-33).
18 июля 2012 года предприниматель обратился в Комитет с заявлением о выборе гражданином земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности, для строительства, в котором просил определить возможность предоставления земельного участка в аренду, ориентировочной площадью 560 кв. м, сроком на три года для строительства магазина, предполагаемое место размещение объекта между 9 и 10 жилыми домами (л.д. 73).
19 июля 2012 года Управление архитектуры заключением N 20451941 согласовало предоставление заявителю земельного участка ориентировочной площадью 560 кв. м по ул. Модогоева в Советском районе под строительство магазина (л.д. 76).
9 августа 2012 года в газете "Правда Бурятии" опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении вышеуказанного земельного участка для строительства магазина (л.д. 81).
24 сентября 2012 года решением Комитета N СР-1096 утверждена схема расположения земельного участка площадью 560 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), местоположение которого: г. Улан-Удэ, Советский район, ул. Модогоева для строительства магазина (л.д. 83).
12 октября 2012 года Комитетом по согласованию с Комитетом по строительству Администрации г. Улан-Удэ, Администрацией Советского района г. Улан-Удэ, Министерством культуры Республики Бурятия произведен выбор вышеуказанного земельного участка, о чем составлен акт о выборе земельного участка для строительства N 902 (л.д. 26).
8 февраля 2013 года решением Комитета N У-21 предварительно согласовано место размещение объекта и утвержден акт о выборе земельного участка площадью 560 кв. м, местоположение которого г. Улан-Удэ, Советский район, ул. Модогоева для строительства магазина (л.д. 89).
12 марта 2013 года вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 03:24:011202:1703, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 12 марта 2013 года (л.д. 87).
30 июля 2013 года предприниматель обратился в Комитет с заявлением о приобретении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности, в котором просил предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером N 03:24:011202:1703 площадью 560 кв. м сроком на три года для строительства магазина, местоположение которого г. Улан-Удэ, ул. Модогоева (л.д. 90).
26 августа 2013 года Комитетом принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта N О-1172, согласно которому по результатам рассмотрения заявления предпринимателя в связи с отсутствием технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4.7.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82, отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства магазина по ул. Модогоева (л.д. 31).
26 августа 2013 года Комитетом на основании вышеназванного решения приняты решения N У-126, N СР-837, которыми признаны утратившими силу решения Комитета от 8 февраля 2013 года N У-21 о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка, от 24 сентября 2012 года N СР-1096 об утверждении схемы расположения земельного участка (л.д. 92-93).
Не согласившись с решениями N О-1172 от 26 августа 2013 года, N СР-837 от 26 августа 2013 года, N У-126 от 26 августа 2013 года, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Судом установлено, что право государственной собственности на спорный земельный участок не разграничено, в связи с этим Комитет является полномочным органом по распоряжению данным участком.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 3 этой же статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должны быть выполнены требования, устанавливающие порядок выбора, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет земельного участка.
Как следует из обстоятельств дела, заявитель первоначально (18 июля 2012 года) обратился в Комитет с заявлением о выборе гражданином земельного участка, государственная собственность на который не разграничена или находящегося в муниципальной собственности, для строительства, в котором просил определить возможность предоставления земельного участка в аренду, ориентировочной площадью 560 кв. м, сроком на три года для строительства магазина, предполагаемое место размещение объекта между 9 и 10 жилыми домами.
Таким образом, в рассматриваемом случае заявление подано на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Аналогичный порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82 (в редакции от 24 мая 2012 года, действующей в рассматриваемый период).
- Согласно Положению об Управлении архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ, утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 01.02.2011 N 32 Управление участвует в подготовке предложений о выборе земельных участков для строительства, реконструкции существующей застройки или их благоустройства в соответствии с градостроительной документацией; выдает заключения о возможности или невозможности предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, за исключением случаев для размещения объектов мелкорозничной торговой сети, а также для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства;
- Реализуя названные полномочия, Управление заключением от 19 июля 2012 года согласовало предоставление предпринимателю испрашиваемого земельного участка, что в последующем явилось основанием для принятия Комитетом решения об утверждении схемы расположения земельного участка от 24 сентября 2012 года N СР-1096, осуществления процедуры выбора земельного участка, а также принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка от 8 февраля 2013 года, постановки испрашиваемого ИП Казьминым А.В. земельного участка на кадастровый учет.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае вышеперечисленные требования земельного законодательства, устанавливающие порядок выбора, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, формирования, постановки на кадастровый учет спорного земельного участка предпринимателем выполнены.
В свою очередь на основании пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из обстоятельств дела, оспариваемое решение, которым предпринимателю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства магазина, принято Комитетом 26 августа 2013 года N О-1172.
Вместе с тем, в рассматриваемый период по заявлению предпринимателя уже была проведена предусмотренная вышеприведенными нормами Земельного кодекса Российской Федерации процедура согласования места размещения объекта и принято Комитетом решение от 8 февраля 2013 года N У-21, которым предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка.
Более того, заявителем на основании названного решения Комитета и в соответствии с порядком, установленным пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении указанного земельного участка проведены кадастровые работы, в результате которых 12 марта 2013 года земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет.
Следовательно, основания для принятия Комитетом 26 августа 2013 года оспариваемого решения N О-1172 отсутствовали, поскольку по заявлению Общества уже было принято соответствующее решение от 8 февраля 2013 года N У-21.
В период принятия оспариваемого решения (26 августа 2013 года) решение Комитета от 8 февраля 2013 года N У-21 "О предварительном согласовании места размещения объекта" никем не отменено и не оспорено.
Нормами земельного законодательства, в том числе пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривается возможность принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, при наличии ранее принятого решении об его согласовании.
Из содержания оспариваемого решения N О-1172 от 26 августа 2013 года следует, что на основании пункта 4.7.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82, заявителю отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства магазина по ул. Модогоева в связи с отсутствием технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Проанализировав основание для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, приведенное в оспариваемом решении, суд первой инстанции сделал правильный вывод, оно является необоснованным, поскольку необходимость в получении информации о наличии технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения необходимо не на стадии предварительного согласования места размещения объекта (выбора земельного участка), а уже на стадии строительства объекта.
При этом из взаимосвязанных положений статьей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта возможно только при отсутствии к тому препятствий.
В отсутствие объективных доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий к предварительному согласованию места размещения объекта, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение Комитета от 26 августа 2013 года N О-1172 является необоснованным, не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, подлежит признанию недействительным.
Поскольку решения N СР-837 от 26 августа 2013 года, N У-126 от 26 августа 2013 года приняты на основании решения от 26 августа 2013 года N О-1172 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", постольку указанные решения N СР-837 от 26 августа 2013 года, N У-126 от 26 августа 2013 года также подлежат признанию недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемые решения Комитета нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивают его право на осуществление заявленной предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2014 года по делу N А10-4360/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)