Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.09.2015 N 452 ПО ДЕЛУ N 44Г-218/15, 4Г-4420/2015

Требование: О признании недействительным постановления о проведении торгов по продаже земельного участка, истребовании земельного участка из незаконного владения.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По словам истца, земельный участок незаконно находится в собственности ответчика ввиду его отнесения к землям лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2015 г. N 452


Судья:{ }Коляда{ }В.А. Дело{ }N{ }44г-218/15{
Кирщина И.П.
Докладчик судья Савельев А.И.

Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Бокова К.И., Гаценко О.Н., Мязина А.М., Овчинниковой Л.А.,
при секретаре К.А.,
рассмотрев дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к администрации.... муниципального района, П.А. о признании недействительным постановления о проведении торгов по продаже земельного участка, об истребовании земельного участка из незаконного владения, признании недействительной постановки на кадастровый учет и снятии с кадастрового учета земельного участка, об обязанности освободить земельный участок и сносе строений,
по кассационной жалобе М., поданной по доверенности в интересах Комитета лесного хозяйства Московской области, на решение Серпуховского городского суда Московской области от 16 декабря 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 06 апреля 2015 года,
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В.,
объяснения представителя Комитета лесного хозяйства Московской области М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей администрации... муниципального района Московской области П.Е., ответчика П.А. - К.М., не согласных с доводами кассационной жалобы,
установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к администрации... муниципального района, П.А. об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью... кв. м с кадастровым номером..., расположенного.... Истец просил признать недействительным постановку участка на кадастровый учет, снять его с кадастрового учета, обязать ответчика П.А. освободить данный земельный участок от возведенного на нем строения и металлического забора, недействительным постановление главы Серпуховского района Московской области от 06.06.2008 г. N 1112 о проведении торгов по продаже земельных участков в форме аукциона.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что названный участок полностью входит в границы выдела.. квартала... сельского участкового лесничества филиала... ГКУ МО "Мособллес", никогда из земель лесного фонда не переводился и не отчуждался.
Представитель ответчика администрации... муниципального района исковые требования не признал.
Ответчик П.А. исковые требования не признал, просил применить срок исковой давности.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 16.12.2014 года в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 06.04.2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе М., действующий по доверенности в интересах Комитета лесного хозяйства Московской области, просит отменить принятые по делу судебные акты как вынесенные с существенным нарушением норм материального и процессуального права, направить дело на новое судебное рассмотрение.
По запросу от 07.08.2015 года дело истребовано для изучения в кассационную инстанцию Московского областного суда и определением судьи Московского областного суда П.Л. от 08.09.2015 года вместе с кассационной жалобой передано для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Московского областного суда.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Президиум, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к выводу, что такого характера существенные нарушения при разрешении настоящего спора были допущены и выразились в следующем.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, 06.06.2008 года главой... муниципального района Московской области вынесено постановление N 1112 "О проведении торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности расположенных в районе... Под отчуждение по названному постановлению подпадал, в том числе, и участок площадью... кв. м с кадастровым номером... в районе дер.... (л.д. 154 - 156 т. 1).
По результатам торгов, состоявшихся 11.07.2008 года, между администрацией названного муниципального образования и К.Е. 14.07.2008 года был заключен договор купли-продажи указанного участка, цена договора составила 179316 руб.
Впоследствии собственником участка площадью... кв. м на основании договора дарения от 27.07.2010 года стал И. По решению собственника участок был преобразован, из него выделено 23 самостоятельных участка, включая спорный участок с кадастровым номером... площадью... кв. м. По договору купли-продажи от 26.02.2014 года этот участок приобрел П.А. (л.д. 145 т. 1), государственная регистрация его права в ЕГРП осуществлена 12.03.2014 года (л.д. 179 т. 1).
В ходе осмотра территории лесного участка в квартале... сельского участкового лесничества филиала..., произведенного 20.12.2013 года государственным лесным инспектором Московской области, установлено, что земли лесного фонда, входящие в выдел.. названного квартала, разбиты на участки, на которых осуществлена вырубка части деревьев (л.д. 14, т. 1). Основанием для внепланового исследования указанных территорий лесного фонда послужило обращение жителей дер...., в котором сообщалось о незаконной вырубке реликтового соснового бора (л.д. 13 т. 1).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что Комитетом лесного хозяйства Московской области не доказан факт нахождения спорного земельного участка на землях государственного лесного фонда в выделе.. квартала... сельского участкового лесничества филиала... ГКУ Московской области "Мособллес".
С таким выводом согласилась судебная коллегия.
Между тем названный вывод основан на неверном применении и толковании норм материального и норм процессуального права.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ (п. 1, п. 5) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно ч. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
В соответствии с требованиями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Данной статьей земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в указанном Постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляется, в частности, проведение лесоустройства. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьями 67 и 68 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на землях лесного фонда проводится лесоустройство, включающее в себя, в частности, проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, а также таксацию лесов.
Согласно статье 68.1 Лесного кодекса Российской Федерации в целях установления предусмотренных статьей 23 данного Кодекса основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов осуществляется проектирование лесничеств, лесопарков, при котором осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.
Статья 69 Лесного кодекса Российской Федерации, регулирующая порядок проектирования лесных участков, предусматривает, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (п. 1, п. 2).
Статьей 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признается юридически действительным.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Исходя из приведенных выше положений законодательства, распоряжение землями государственного лесного фонда находится в исключительной компетенции Российской Федерации в лице уполномоченных органов. При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Из приобщенных к материалам дела копии свидетельства о государственной регистрации права от 09.04.2009 года и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.05.2014 года следует, что Российская Федерация является правообладателем лесного участка с назначением: земли лесного фонда, кадастровый номер 50-50-98/014/2009-117, в который входит квартал 9 л/т выделы 1-27 Серпуховского сельского участкового лесничества Московской области (л.д. 12,13 т. 1).
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В подтверждение заявленных требований истец представил суду план лесных участков... района Московской области (устройство 2005 - 2008 гг.), таксационное описание земель лесного фонда Серпуховского района выдела.. квартала... (по состоянию на 01.01.2007 года), выписку из государственного лесного реестра квартала 9, выделы 3-6, спроектированные ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" чертежи лесного участка Серпуховского сельского участкового лесничества выдела.. квартала.., акт осмотра территории лесного участка от 20.12.2013 года, акт осмотра территории лесного участка от 22.08.2014 года с фототаблицами, подтверждающие месторасположение спорного земельного участка ответчика на землях лесного фонда по планово-картографическим материалам лесоустройства, а также наличие на спорном земельном участке построек (л.д. 7 - 17 т. 1, 5 - 13 т. 2).
Таким образом, представленная Комитетом лесного хозяйства лесоустроительная документация в соответствии со ст. 67 ГПК РФ является допустимым доказательством и подлежала судебной оценке в совокупности с иными представленными по делу доказательствами.
Проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизой также подтвержден факт расположения спорного земельного участка с кадастровым номером... внутри контура земельного участка лесного фонда.
Исходя из положений ч. ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ, суд должен оценить доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Положив в основу решения суда техническое заключение Филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" N 99 от 12.04.2006 года, согласно которому обследованные насаждения древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на землях сельскохозяйственного назначения вблизи..., не относятся к лесному фонду и к лесам, не входящим в лесной фонд (л.д. 21 - 24 т. 2), суд в нарушение требований ст. 67, ст. 198 ГПК РФ оставил без внимания то обстоятельство, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года N 23 (ред. от 23 июня 2015 года) указано, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума).
Вышеуказанным требованиям постановленное по делу решение не соответствует.
Учитывая, что допущенные судом при разрешении спора нарушения норм материального права и норм процессуального права являются существенными, без их устранения невозможно восстановление и защита нарушенных прав заявителя кассационной жалобы, однако, эти нарушения оставлены без внимания судебной коллегией, то апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 06 апреля 2015 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
В.М.ВОЛОШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)