Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 24.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-296/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу N 33-296/2014


Судья: Немгирова Л.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Габунова Н.Э.,
судей Джульчигиновой В.К., Андреевой А.В.,
при секретаре К.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Х. к администрации Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, внутрихозяйственной комиссии Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о включении в список претендентов на получение земельной доли по апелляционной жалобе представителя истца А.Н. на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 26 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Андреевой А.В., объяснения представителей истца А.С., К.В., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Х. обратился в суд с указанным иском, указав, что с <.....> г. по <.....>г. работал разнорабочим в совхозе "Страна Советов" Целинного района, уволен по собственному желанию, затем с <.....>г. по <.....> г. - водителем в МОУ "Хар-Булукская средняя школа". С <.....> г. зарегистрирован и проживает на территории Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее Хар-Булукское СМО РК). В список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО РК, опубликованный в районной газете "Новая жизнь" 22 марта 2005 г., он не был включен. Полагает, что имеет право на бесплатное получение земельной доли, в связи с чем просил обязать администрацию Хар-Булукского СМО РК, внутрихозяйственную комиссию Хар-Булукского СМО РК включить его в список претендентов на получение земельной доли.
В судебное заседание Х. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца А.С.Н. исковые требования поддержал.
Глава администрации Хар-Булукского СМО РК Б.В.А., представитель внутрихозяйственной комиссии Хар-Булукского СМО РК О.А.Х. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 26 февраля 2014 г. в удовлетворении исковых требований Х. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца А.Н.Н. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований ввиду неправильного применения норм материального права. Полагает, что для получения земельной доли Законом РК "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" определены требования к стажу (не менее 5 лет) работы в сельхозпредприятии и регистрации в границах соответствующего муниципального образования на 1 января 2003 г., требований о необходимости состоять в трудовых отношениях с сельхозпредприятием Закон не содержит. Имеющийся у истца стаж работы в сельскохозяйственном предприятии и наличие регистрации на территории Хар-Булукского СМО РК по состоянию на 01 января 2003 г. являются основаниями для включения его в список претендентов на получение земельной доли.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в иске, суд руководствовался нормами Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 г. N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" и исходил из того, что истец уволен из ГУП "Страна Советов" в 2000 г. по собственному желанию до принятия Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. N 286-II-З "О земле", следовательно, право на бесплатное получение земельной доли у него не возникло, пятилетний стаж работы в социальной сфере на селе на момент утверждения списков у него отсутствует, оснований для включения его в список претендентов на получение земельной доли не имеется.
С указанными выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъекта РФ и муниципальных образований. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно абз. 1,2,3,5 п. 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 г. N 177-IV-3 "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" право на бесплатное получение земельной доли имеют граждане, проработавшие в сельскохозяйственных предприятиях (организациях) или в социальной сфере на селе не менее 5 лет на момент утверждения списков лиц, имевших право на получение земельной доли, высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций) согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" или от 1 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" и включенные в указанные списки, при этом не получившие свидетельства о праве на земельные доли или выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющих права на земельные доли, либо наследники указанной категории граждан, у которых открылось наследство до вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. N 286-II-З "О земле". По рекомендации внутрихозяйственной комиссии Правительство Республики Калмыкия или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, имеют право предоставить земельную долю работнику, не включенному в список, но проработавшему при этом в указанном сельскохозяйственном предприятии (организации) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. N 286-II-З "О земле" и зарегистрированному по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 г.
При отсутствии вышеназванных списков, утвержденных высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций), право на получение земельной доли имеют работники сельскохозяйственных предприятий (организаций), в том числе и уволенные по сокращению численности или штата после 1992 г., проработавшие в указанных сельскохозяйственных предприятиях (организациях) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. N 286-II-З "О земле" и зарегистрированные по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 01 января 2003 г.; работники социальной бюджетной сферы на селе, кроме работников районных центров, проработавшие в этой сфере не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона РК "О земле" и зарегистрированные по месту постоянного проживания на территории соответствующего сельского муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
Аналогичное положение об основаниях возникновения права на получение земельной доли было предусмотрено абз.5 п. 2 ст. 24 Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 г. N 286-II-З "О земле", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу в связи с принятием Закона Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 г. N 177-IV-3.
По смыслу приведенных положений закона после составления и утверждения списков лиц, претендующих на получение земельной доли, работнику, который не был включен в указанные списки, земельная доля может быть предоставлена при наличии двух оснований: он должен быть работником хозяйства, проработавшим в нем не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" и быть зарегистрированным по месту постоянного проживания на территории соответствующего сельского муниципального образования по состоянию на 01 января 2003 г.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22 марта 2005 г. в газете "Новая жизнь" Целинного района Республики Калмыкия были опубликованы списки граждан, имеющих право на получение земельных долей. Х. в списках не значится.
Постановлением исполняющего обязанности главы администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия N 383 от 08 августа 2007 г. предоставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения в границах Хар-Булукского СМО РК в общую долевую собственность граждан для сельскохозяйственного производства согласно списку граждан, имеющих право на получение земельных долей.
Из трудовой книжки Х. следует, что истец проработал разнорабочим в совхозе "Страна Советов" Целинного района с <.....>г. по <.....>г., уволен по собственному желанию. С <.....>г. по <.....>г. работал водителем в МОУ "Хар-Булукская средняя школа".
Согласно справке администрации Хар-Булукского СМО РК от *** 2014 г. N*** Х. зарегистрирован и проживает на территории Хар-Булукского СМО РК с <.....>г. по настоящее время.
Между тем, право на получение земельной доли у Х. не возникло, поскольку на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" Х. работником, в том числе уволенным по сокращению штата, сельхозпредприятия не являлся, необходимый стаж работы в социальной бюджетной сфере на селе не имел.
При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии оснований для включения истца в список лиц, имеющих право на получение земельной доли, является правильным.
В связи с изложенным, довод жалоб о наличии у истца на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия "О земле" стажа работы в сельскохозяйственном предприятии более 5 лет, а требований о необходимости состоять в трудовых отношениях с сельхозпредприятием Закон не содержит, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального закона.
Довод жалобы о наличии регистрации по месту постоянного жительства на территории Хар-Булукского СМО РК по состоянию на 01 января 2003 г. также несостоятелен, поскольку само по себе не может являться основанием возникновения у истца права на бесплатное получение земельной доли, поскольку такое право могло возникнуть в том случае, если на момент вступления в силу Закона РК "О земле" он являлся работником хозяйства, имея стаж работы не менее 5 лет.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца А.Н.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Э.ГАБУНОВ

Судьи
В.К.ДЖУЛЬЧИГИНОВА
А.В.АНДРЕЕВА

Копия верна
Судья
А.В.АНДРЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)