Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2015 N 13АП-31002/2014 ПО ДЕЛУ N А42-3507/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. по делу N А42-3507/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Г.В.Борисовой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: К.А.Цубановой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Базанов Ю.Ю. - доверенность N 51АА0311841 от 26.10.2013
от ответчика (должника): не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31002/2014) индивидуального предпринимателя Чернова Владимира Александровича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.11.2014 по делу N А42-3507/2014 (судья С.Б.Варфоломеев), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Чернова Владимира Александровича
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
третье лицо: муниципальное казенное учреждение "Отдел имущественных отношений и муниципального контроля администрации города Полярные Зори"
о признании незаконным решения

установил:

Индивидуальный предприниматель Чернов Владимир Александрович (ОГРНИП 313519022700022; далее - ИП Чернов В.А., заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (ОГРН 1025100848630; далее - Управление, антимонопольный орган, УФАС) о признании незаконным решения от 14.02.2014 N 06-03/14-01-757, которым Чернову В.А. отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении муниципального казенного учреждения "Отдел имущественных отношений и муниципального контроля администрации города Полярные Зори", организовавшего аукцион на право заключения аренды земельного участка для строительства торгового комплекса.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Отдел имущественных отношений и муниципального контроля администрации города Полярные Зори" (далее - Учреждение, организатор торгов).
Решением суда от 07.11.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Чернов В.А. обратился с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом не учтено, что информация о проведении аукциона была размещена организатором торгов на неофициальном сайте, было ограничено время подачи заявок и оплаты задатка, в извещении о проведении аукциона не было указано конкретное место подачи заявок, что явилось препятствием для участия в аукционе.
Представитель ИП Чернова В.А. в судебном заседании поддержал доводы жалобы. УФАС и третье лицо извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия указанных лиц. От УФАС поступил письменный отзыв (вх. от 03.03.2015), в котором доводы жалобы отклонены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив материалы дела, доводы жалобы и выслушав мнение заявителя, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, распоряжением Учреждения (организатор торгов) от 03.11.2013 N 146р принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1001 кв. м с кадастровым номером 51:28:0050003:1048 для строительства торгового комплекса (включающего в себя пиццерию) (л.д. 52).
Информационное сообщение об условиях проведения аукциона 08.11.2013 было размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией www.pz-city.ru и официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru, а также 21.11.2013 продублировано в газете "Городское время" N 45 (873).
В Извещении определена дата, время, место и порядок проведения аукциона: 10.12.2013 в 14 часов 30 минут (время московское) в зале заседаний администрации города Полярные Зори, расположенном по адресу: Мурманская обл., г. Полярные Зори, ул. Сивко, д. 1 (2-й этаж) (пункт 10 извещения).
Вопреки доводам жалобы в Извещении также определено место приема заявок: Мурманская обл., г. Полярные Зори, ул. Сивко, д. 3 в помещении ОИОиМК администрации г. Полярные Зори.
В дальнейшем торги неоднократно приостанавливались антимонопольным органом уведомлениями от 25.11.2013 N 05-03-13/Т72-3036, от 24.12.2013 N 05-03-13/Т81-937 и от 30.12.2013 N 05-03-13/Т81-1077 в связи с рассмотрением поступивших жалоб от Базанова Ю.Ю.
В конечном итоге торги возобновлены 15.01.2014 и завершены 17.01.2014 в 14 часов 00 минут (л.д. 76-78).
Полагая, что рассматриваемые торги проведены с нарушением действующего законодательства, Чернов В.А. 17.01.2014 и 27.01.2014 обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора торгов (л.д. 53-56, 57-60).
Рассмотрев жалобу Чернова В.А., Управление решением от 14.02.2014 N 06-03/14-01-757 отказало в возбуждении в отношении Учреждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, не усмотрев каких-либо признаков такого нарушения в действиях организатора торгов.
Полагая указанное решение УФАС незаконным и принятым по неполно выясненным обстоятельствам, Чернов В.А. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, не усмотрел правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленного требования. При этом суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
В силу пункта 2 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно, создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
При этом наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (часть 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, осуществляют субъекты Российской Федерации.
Как указано в статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным Кодексом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила), где в пункте 8 предусмотрено, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
Аналогичное правило закреплено в пункте 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
По мнению заявителя, организатором торгов не были соблюдены вышеприведенные правила в части сроков уведомления о проведении торгов.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, пункте 3 распоряжения от 03.11.2013 N 146р "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для строительства торгового комплекса (включающего в себя пиццерию)" определены следующие средства массовой информации: газета "Городское время", официальный сайт муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией www.pz-city.ru и сайт www.torgi.gov.ru. При этом сайт www.torgi.gov.ru Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 признан официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что сайт www.torgi.gov.ru предназначен для иных торгов, поскольку их перечень, содержащийся в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909, не содержит возможность размещения на этом сайте информации об аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для строительства. Суд правомерно указал, что сайт www.torgi.gov.ru избран Учреждением как один из источников средств массовой информации для распространения информации о предстоящих торгах, то есть в пределах предоставленных органам местного самоуправления пунктом 8 Правил полномочий, вследствие чего информация на нем размещалась не в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909, как ошибочно полагает заявитель, а в соответствии с пунктом 8 Правил.
Информационное сообщение об условиях его проведения было размещено 08.11.2013 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией www.pz-city.ru и официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru, а также 21.11.2013 продублировано в газете "Городское время" N 45 (873). В соответствии с данной информацией рассматриваемый аукцион должен был быть состояться 10.12.2013 в 14 часов 30 минут (время московское) в зале заседаний администрации города Полярные Зори, расположенном по адресу: Мурманская обл., г. Полярные Зори, ул. Сивко, д. 1 (2-й этаж), и фактически был проведен 17.01.2014 в 14 часов 00 минут вследствие осуществления антимонопольным органом контрольных мероприятий.
В итоге общий срок размещения спорной информации составил 71 день (с 08.11.2013 по 17.01.2014), а до первоначальной даты проведения аукциона - 33 дня (с 08.11.2013 по 10.12.2013), что согласуется с установленным законодателем 30-дневным сроком опубликования извещения.
Установление данного срока (пунктом 8 Правил и статьи 448 ГК РФ) направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи (наивысшей цены).
Чернов В.А. пояснил, что ему стало известно о возобновлении этих торгов после очередного приостановления за три часа до их проведения. Вместе с тем, в оспариваемом решении Управление обоснованно указало, что приостановление торгов не препятствовало Чернову В.А. подать соответствующую заявку на участие в торгах, информация о проведении которых была опубликована на официальном сайте еще 08.11.2013. Приостановление торгов, напротив, увеличило временной интервал их проведения.
При наличии установленных обстоятельств Управление обоснованно отказало в возбуждении в отношении Учреждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в частности статьи 17 Закона о защите конкуренции, и суд согласился с выводами антимонопольного органа.
Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого решения УФАС недействительным, как не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности. Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Доводы апелляционной жалобы в основном аналогичны доводам, приведенным Черновым В.А. в суде первой инстанции, которым судом дана правильная и исчерпывающая оценка. Судом правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений процессуальных норм. При таких обстоятельствах, основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07 ноября 2014 года по делу N А42-3507/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чернова Владимира Александровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА

Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Н.И.ПРОТАС




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)