Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Индивидуального предпринимателя Латышкина Эдуарда Александровича - Кудинова Т.В., доверенность от 18.09.2013 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 декабря 2013 года по делу N А55-21059/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Латышкина Эдуарда Александровича, (ОГРНИП 304631626400032), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
Индивидуальный предприниматель Латышкин Эдуард Александрович (далее -заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения N 12-4/0343/12 от 04.07.2012 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 6 кв. м, занимаемого временным торговым киоском для торговли хлебобулочными изделиями, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, обязании по вступлении решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка площадью 6 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, кадастровый номер 63:01:0715001:278 в собственность за плату на основании договора купли-продажи, заключаемого по рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка, направить в адрес индивидуального предпринимателя Латышкина Эдуарда Александровича проект договора купли-продажи земельного участка площадью 6 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, кадастровый номер 63:01:0715001:278.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что действующая редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка (в редакции от 13.04.2012) позволяет без торгов приобрести земельный участок в аренду, а не в собственность.
Право ИП Латышкина Э.А. на преимущественную покупку земельного участка может быть реализовано только в случае продажи земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством, то есть когда министерством однозначно выражена воля на его продажу.
Поскольку у заявителя отсутствует исключительное право на приватизацию земельных участков (статья 36 Земельного кодекса), в силу отсутствия на указанных земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих последнему на праве собственности, с учетом статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерство не усматривает целесообразности предоставления испрашиваемых земельных участков в собственность заявителя.
Податель жалобы ссылается на то, что поскольку временные объекты не поименованы в качестве компонентов градостроительной деятельности, в числе которых названо строительство, предоставление земельных участков в собственность под размещение временных объектов на территории городского округа Самара, результатом которого становится указанное использование земельных участков в течение неопределенного длительного времени, противоречит принципу устойчивого развития территории.
В судебное заседание представитель Министерства имущественных отношений Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Министерства.
Представитель Индивидуального предпринимателя Латышкина Эдуарда Александровича считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Индивидуального предпринимателя Латышкина Эдуарда Александровича, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
23.05.2012 индивидуальный предприниматель Латышкин Эдуард Александрович обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями N 12-4/0343/12 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 6 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара. Промышленный р-н. ул. Воронежская, у дома N 127/1 10, занимаемого временным торговым киоском для торговли хлебобулочными изделиями (л.д. 123).
04.07.2012 письмом N 12-4/0343/12 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало заявителю в предоставлении названного земельного участка (л.д. 119-122).
В обоснование отказа Министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на отсутствие у лица, распоряжающеюся земельным участком, намерения продать земельный участок со ссылкой на ст. 250 ГК РФ и п. 8 ст. 22 ЗК РФ.
При принятии решения об удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании указанного решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Предприниматель обращался к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Судом первой инстанции верно указано на то, что законность оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц должна проверяться судами на соответствие законодательству, действующему в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, а не на момент рассмотрения дела в суде.
Абзацем 6 пункта 3.1 Порядка, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа, предусматривалась возможность предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду.
В соответствии с абзацем 6 п. 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006.
Судом правильно отмечено, что в рассматриваемом случае подлежат применению при рассмотрении настоящего дела положения нормативного акта, действующие в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.07.2013 по делу N А55-28199/2012.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0715001:278 (л.д. 23-26, 64-104,112-117). Разрешенное использование: занимаемый временным киоском для торговли хлебобулочными изделиями.
Распоряжением администрации Промышленного района г. Самары N 1452 от 17.09.2003 предпринимателю Латышкину Э.А. предоставлен в аренду земельный участок под установку временного киоска по ул. Воронежская у дома N 127/110 (л.д. 36). Данное распоряжение явилось основанием для заключения договора N 013961з аренды земельного участка от 12.01.2004 (л.д. 37-41).
На основании распоряжения администрации Промышленного района г. Самары N 1411 от 14.10.2005 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и предпринимателем Латышкиным Э.А. заключен договор N 025544з аренды земельного участка площадью 6 кв. м с кадастровым номером 63:01:0715001:0278, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, который зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 44-55, 56).
Согласно заключению ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ" N 09/6158 от 02.05.2012 вышеназванный временный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, по своим техническим характеристикам не является объектом капитального строительства (л.д. 33).
Впоследствии 16.04.2010 между министерством имущественных отношений Самарской области и индивидуальным предпринимателем Латышкиным Э.А. на испрашиваемый земельный участок заключен договор аренды N 1450а-2008/2013 (л.д. 15-32). Срок действия договора с 28.10.2008 по 26.10.2013.
Судом сделан правильный вывод о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Латышкин Э.А., в силу абзаца 6 пункта 3.1 Порядка имеет право выкупа испрашиваемого земельного участка.
Ссылка Министерства на судебную практику по делам N А55-4726/2013, N А55-4970/2013 несостоятельна, поскольку обстоятельства по настоящему делу и обстоятельства, установленные указанными судебными актами, не являются схожими, т.к. в данных судебных актах указано, что заявители обращались в Министерство имущественных отношений с соответствующими заявлениями после 01.07.2012 года.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 декабря 2013 года по делу N А55-21059/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2014 ПО ДЕЛУ N А55-21059/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2014 г. по делу N А55-21059/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Индивидуального предпринимателя Латышкина Эдуарда Александровича - Кудинова Т.В., доверенность от 18.09.2013 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 декабря 2013 года по делу N А55-21059/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Латышкина Эдуарда Александровича, (ОГРНИП 304631626400032), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
Индивидуальный предприниматель Латышкин Эдуард Александрович (далее -заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения N 12-4/0343/12 от 04.07.2012 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 6 кв. м, занимаемого временным торговым киоском для торговли хлебобулочными изделиями, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, обязании по вступлении решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка площадью 6 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, кадастровый номер 63:01:0715001:278 в собственность за плату на основании договора купли-продажи, заключаемого по рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка, направить в адрес индивидуального предпринимателя Латышкина Эдуарда Александровича проект договора купли-продажи земельного участка площадью 6 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, кадастровый номер 63:01:0715001:278.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что действующая редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка (в редакции от 13.04.2012) позволяет без торгов приобрести земельный участок в аренду, а не в собственность.
Право ИП Латышкина Э.А. на преимущественную покупку земельного участка может быть реализовано только в случае продажи земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством, то есть когда министерством однозначно выражена воля на его продажу.
Поскольку у заявителя отсутствует исключительное право на приватизацию земельных участков (статья 36 Земельного кодекса), в силу отсутствия на указанных земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих последнему на праве собственности, с учетом статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерство не усматривает целесообразности предоставления испрашиваемых земельных участков в собственность заявителя.
Податель жалобы ссылается на то, что поскольку временные объекты не поименованы в качестве компонентов градостроительной деятельности, в числе которых названо строительство, предоставление земельных участков в собственность под размещение временных объектов на территории городского округа Самара, результатом которого становится указанное использование земельных участков в течение неопределенного длительного времени, противоречит принципу устойчивого развития территории.
В судебное заседание представитель Министерства имущественных отношений Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Министерства.
Представитель Индивидуального предпринимателя Латышкина Эдуарда Александровича считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Индивидуального предпринимателя Латышкина Эдуарда Александровича, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
23.05.2012 индивидуальный предприниматель Латышкин Эдуард Александрович обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями N 12-4/0343/12 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 6 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара. Промышленный р-н. ул. Воронежская, у дома N 127/1 10, занимаемого временным торговым киоском для торговли хлебобулочными изделиями (л.д. 123).
04.07.2012 письмом N 12-4/0343/12 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало заявителю в предоставлении названного земельного участка (л.д. 119-122).
В обоснование отказа Министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на отсутствие у лица, распоряжающеюся земельным участком, намерения продать земельный участок со ссылкой на ст. 250 ГК РФ и п. 8 ст. 22 ЗК РФ.
При принятии решения об удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании указанного решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Предприниматель обращался к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Судом первой инстанции верно указано на то, что законность оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц должна проверяться судами на соответствие законодательству, действующему в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, а не на момент рассмотрения дела в суде.
Абзацем 6 пункта 3.1 Порядка, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа, предусматривалась возможность предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду.
В соответствии с абзацем 6 п. 3.1 Порядка положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006.
Судом правильно отмечено, что в рассматриваемом случае подлежат применению при рассмотрении настоящего дела положения нормативного акта, действующие в период принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, совершения действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.07.2013 по делу N А55-28199/2012.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0715001:278 (л.д. 23-26, 64-104,112-117). Разрешенное использование: занимаемый временным киоском для торговли хлебобулочными изделиями.
Распоряжением администрации Промышленного района г. Самары N 1452 от 17.09.2003 предпринимателю Латышкину Э.А. предоставлен в аренду земельный участок под установку временного киоска по ул. Воронежская у дома N 127/110 (л.д. 36). Данное распоряжение явилось основанием для заключения договора N 013961з аренды земельного участка от 12.01.2004 (л.д. 37-41).
На основании распоряжения администрации Промышленного района г. Самары N 1411 от 14.10.2005 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и предпринимателем Латышкиным Э.А. заключен договор N 025544з аренды земельного участка площадью 6 кв. м с кадастровым номером 63:01:0715001:0278, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Воронежская, у дома N 127/110, который зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 44-55, 56).
Согласно заключению ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ" N 09/6158 от 02.05.2012 вышеназванный временный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, по своим техническим характеристикам не является объектом капитального строительства (л.д. 33).
Впоследствии 16.04.2010 между министерством имущественных отношений Самарской области и индивидуальным предпринимателем Латышкиным Э.А. на испрашиваемый земельный участок заключен договор аренды N 1450а-2008/2013 (л.д. 15-32). Срок действия договора с 28.10.2008 по 26.10.2013.
Судом сделан правильный вывод о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Латышкин Э.А., в силу абзаца 6 пункта 3.1 Порядка имеет право выкупа испрашиваемого земельного участка.
Ссылка Министерства на судебную практику по делам N А55-4726/2013, N А55-4970/2013 несостоятельна, поскольку обстоятельства по настоящему делу и обстоятельства, установленные указанными судебными актами, не являются схожими, т.к. в данных судебных актах указано, что заявители обращались в Министерство имущественных отношений с соответствующими заявлениями после 01.07.2012 года.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 декабря 2013 года по делу N А55-21059/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)