Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4382/2014

Требование: Об установлении границ земельных участков.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцы указали, что в осуществлении государственного кадастрового учета им было отказано в связи с отсутствием непосредственного доступа к землям общего пользования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2014 г. по делу N 33-4382/2014


Председательствующий: Анфалова Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе:
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей областного суда Моисеевой Л.А., Кочеровой Л.В.,
при секретаре М.К.,
рассмотрела в судебном заседании 16 июля 2014 года дело по иску Б., Д. к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска об установлении границ земельных участков,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска на решение Кировского районного суда г. Омска от 18 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Б., Д. к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска об установлении границ земельных участков удовлетворить.
Установить границы земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>, местоположение которого определено в 525 м юго-западнее от жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, <...>, в соответствии с межевым планом от <...>, выполненным кадастровым инженером Г.".
Заслушав доклад судьи Моисеевой Л.А., пояснения Б., представителя Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Б., Д. обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска об установлении границ земельных участков.
В обоснование иска указали, что являются собственниками земельного участка площадью 1 460 кв. м с кадастровым номером N <...>, местоположение которого определено в 525 м юго-западнее от жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, <...>, по ? доли каждая.
С целью раздела принадлежащего им земельного участка они заказали межевой план с определением координат характерных точек вновь образуемых земельных участков, который передали в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области для постановки вновь образованных участков на кадастровый учет. Решением от <...> в осуществлении государственного кадастрового учета им было отказано в связи с отсутствием непосредственного доступа к землям общего пользования.
Просили суд установить границы земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>, местоположение которого определено в 525 м юго-западнее от жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, <...>, в соответствии с межевым планом от <...> г., выполненным кадастровым инженером Г.
В судебном заседании Б. заявленные требования поддержала.
Представитель Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области С. с иском не согласился, полагал отказ в осуществлении кадастрового учета законным и обоснованным. Пояснил суду, что видом разрешенного использования для одного из вновь образованных участков должен быть вид "для размещения закрытых электроподстанций мощностью до 110 кВ", однако декларация о смене вида разрешенного использования в регистрирующий орган представлена не была.
Д. и представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска просит отменить решение суда, полагает, что Департамент не может быть ответчиком по настоящему делу, так как не уполномочен устанавливать границы спорных земельных участков, кроме того, истцами выбран неверный способ защиты. В решении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о приостановлении кадастрового учета указано, что на земельный участок с кадастровым номером N <...> зарегистрирован арест, поэтому собственник земельного участка не вправе заключать какие-либо соглашения.
Рассмотрев дело, изучив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как видно из материалов дела, <...> Б. и Д. выданы свидетельства о праве собственности на землю, по ? доли за каждой на земельный участок площадью 1 460 кв. м с кадастровым номером N <...>, местоположение которого определено в 525 м юго-западнее от жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, <...>, для индивидуального жилищного строительства.
По заказу истиц, достигнувших согласия о разделе земельного участка, кадастровым инженером Г. был подготовлен межевой план об образовании двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>.
Согласно межевому плану от <...> г., доступ к образуемым земельным участкам N <...>, N <...> обеспечивается посредством земельного участка с кадастровым номером N <...> и земель общего пользования.
Наличие ранее образованных проездов и дорог подтверждено при рассмотрении гражданского дела N <...> по иску П. и др. к М.В., М.М. и другим и вступившим в законную силу решением по данному делу.
<...> Д. и Б. обратились в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области с заявлением о постановке вновь образованных земельных участков на кадастровый учет.
<...> истицам было отказано в осуществлении кадастрового учета земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером N <...>, в связи с нарушением требований к обеспечению доступа (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемым земельным участкам. Согласно сведениям, содержащимся в ГКН, на земельный участок с кадастровым номером N <...> зарегистрирован арест "ограничение права собственности на земельный участок", декларация о смене вида разрешенного использования земельного участка в состав приложения межевого плана не представлена.
Частью 1 статьи 11.2 ЗК РФ закреплено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками. В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.
Согласно представленной в материалы дела документации, земельный участок, принадлежащий истицам, с кадастровым номером N <...> расположен в границах земельного участка N <...> вкрапленным контуром.
Земельный участок с кадастровым номером N <...> является обособленным участком, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером N <...>, учтен в государственном кадастре недвижимости с <...>.
Земельный участок с кадастровым номером N <...> площадью 17 0456 кв. м, местоположение которого установлено в 455 м юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, КАО, <...> учтен в государственном кадастре недвижимости <...>. Сведения о правообладателе данного земельного участка отсутствуют.
Земельный участок с кадастровым номером N <...> поставлен на государственный кадастровый учет <...>, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства (л.д. 96).
Установление границ земельного участка с кадастровым номером N <...> осуществлено на основании технического отчета ГУП "Хозрасчетная геослужба при Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации Омской области" от 2002 года (л.д. 104 - 113).
Из имеющегося ситуационного плана в указанном техническом отчете следует, что доступ к земельному участку со стороны границы земельного участка, определяемой точками 3 - 4, осуществлялся со стороны <...>.
Проведя сравнение координат характерных точек вновь образованных земельных участков N <...>, N <...> с координатами характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером N <...>, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вновь образованные земельные участки имеют одной из своих границ границу земельного участка с кадастровым номером N <...>, границы указанного земельного участка изменений не претерпели.
Также, установив наличие доступа к земельному участку истиц посредством земельного участка с кадастровым номером N <...> и земель общего пользования, с учетом сведений о неизменности внешних границ земельного участка при его разделе и данных межевого плана, судом сделан вывод об обеспечении доступа и к вновь образуемым земельным участкам за счет ранее образованных проездов и дорог, которым присвоены наименования, имеются почтовые адреса.
В отношении вновь образуемого земельного участка N <...> площадью 37 кв. м истцы просили установить вид разрешенного использования - закрытые электроподстанции мощностью до 110 кВ, о чем представили соответствующую декларацию.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Проверив обоснованность требований Б. и Д., и установив, что вновь образуемые земельные участки путем раздела земельного участка с кадастровым номером N <...> будут отвечать всем требованиям, включая требования о минимальном размере земельного участка, обеспеченности доступа, суд правомерно удовлетворил иск об установлении границы земельных участков, образуемых путем разделения земельного участка с кадастровым номером N <...>, согласно представленному межевому плану.
Наличие обременений в отношении земельного участка с кадастровым номером N <...>, не может являться основанием для ограничений правомочий лиц, являющихся собственниками земельных участков в границах участка с кадастровым номером N <...>, невозможности распоряжением своими участками, в том числе путем их раздела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент имущественных отношений не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, основаны на субъективном толковании обстоятельств дела.
Указом Губернатора Омской области от 07.02.2013 года N 17 Государственное управление по земельным ресурсам Омской области ликвидировано, его правопреемником является Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.
В силу Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утв. Решением Омского городского Совета от 26 октября 2011 г. N 452 (в редакции от 27.03.2013), основной целью деятельности департамента является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования город Омск (пункт 16).
Основными задачами департамента являются: формирование единой муниципальной политики Администрации города Омска в сферах земельных и имущественных отношений на территории города Омска, обеспечение ее реализации через долгосрочные целевые программы; управление и распоряжение муниципальным имуществом города Омска и землями, расположенными в границах города Омска (подп. 2, 4 пункта 17).
К функциям департамента в сфере земельных отношений отнесены распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена; проведение проверки целевого использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет обследование земельных участков в связи с реализацией вопросов местного значения (подп. 5, 21.1 пункта 20).
Из приведенных в указанных правовых нормах задач и функций Департамента имущественных отношений Администрации города Омска следует, что наряду с предоставлением земельных участков в границах городских округов г. Омска в собственность (иное владение), Департамент осуществляет эффективное управление ими.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, нарушений норм материального или процессуального права, влекущих в соответствии со ст. 330 ГПК РФ отмену или изменение решения суда, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Омска от 18 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)