Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что привело к необоснованному увеличению подлежащей уплате арендной платы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Трубичкин М.В. по дов. N 150216004 от 16.02.2015
от ответчика (заинтересованного лица) - не явился, извещен
от третьих лиц - не явился, извещен
рассмотрев 14 мая 2015 года
в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение от 18 ноября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Дудкиным В.В.
на постановление от 26 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е., Сумароковой Т.Я.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679, ИНН 7701285928)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании не соответствующей рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:08:0012003:31 (общей площадью 2202 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, проезд Силикатный 3-й, вл. 8, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: объекты размещения автозаправочных, газонаполнительный станций, автомоек) кадастровую стоимость в размере 109 176 569 руб. 28 коп.; обязании ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости и об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка кадастровым номером 77:08:0012003:31 (общей площадью 2202 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, проезд Силикатный 3-й, вл. 8, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: объекты размещения автозаправочных, газонаполнительный станций, автомоек) в размере 80 691 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2015 года, исковые требования удовлетворены в части признания не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0012003:31 (общей площадью 2202 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, проезд Силикатный 3-й, вл. 8, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: объекты размещения автозаправочных, газонаполнительный станций, автомоек) в размере 109 176 569 руб. 28 коп. и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка кадастровым номером 77:08:0012003:31 в размере 80 691 000 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в иске.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы и просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" на праве аренды владеет земельным участком с кадастровым номером 77:08:0012003:31, общей площадью 2202 кв. м, расположенным по адресу: город Москва, проезд Силикатный 3-й, вл. 8, предоставленным на условиях аренды для эксплуатации комплекса АЗС, что подтверждается договором долгосрочной аренды земельного участка N М-08-020322 от 05.06.2003, заключенным сроком на 49 лет, дополнительными соглашениями к договору аренды от 06.04.2012, от 07.02.2013, зарегистрированными в ЕГРП в установленном законом порядке.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 01.01.2007 что подтверждается данными кадастрового паспорта земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0012003: в размере 109 176 569 руб. 28 коп.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что привело к необоснованному увеличению подлежащей уплате истцом арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости, и что эта стоимость должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
Истцом представлен отчет ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" от 19.05.2014 N 140317/31 о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участка, которая составляет 80 691 000 руб.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Общество, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости арендуемого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании Постановления N 751-ПП, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 01.01.2013 с целью откорректировать свои обязательства по арендным платежам, размер которых установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет от 19.05.2014 N 140317/31 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка.
Соответствие данного отчета требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 21.05.2014 N 320/31-14, выполненным некоммерческим партнерством "Межрегиональным союзом оценщиков".
Суды, исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ указанные отчет и экспертное заключение, не нашли оснований не доверять сведениям, приведенным в этих документах. При этом ни Кадастровая палата, ни Правительство или Департамент, не представили доказательств недостоверности сведений, приведенных в отчете и экспертном заключении, а также того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом от 19.05.2014 N И-140317/6.
Довод кассационной жалобы о том, что арендатор земельного участка не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества, отклоняется судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Согласно статье 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, размер арендной платы за пользование которым установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2015 года по делу А40-113334/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 20.05.2015 N Ф05-5251/2015 ПО ДЕЛУ N А40-113334/14
Требование: О признании не соответствующей рыночной кадастровой стоимости земельного участка, обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения и внести изменения в государственный кадастр.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что привело к необоснованному увеличению подлежащей уплате арендной платы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. по делу N А40-113334/14
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Крекотнева С.Н.,
судей Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Трубичкин М.В. по дов. N 150216004 от 16.02.2015
от ответчика (заинтересованного лица) - не явился, извещен
от третьих лиц - не явился, извещен
рассмотрев 14 мая 2015 года
в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение от 18 ноября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Дудкиным В.В.
на постановление от 26 февраля 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е., Сумароковой Т.Я.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679, ИНН 7701285928)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании не соответствующей рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:08:0012003:31 (общей площадью 2202 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, проезд Силикатный 3-й, вл. 8, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: объекты размещения автозаправочных, газонаполнительный станций, автомоек) кадастровую стоимость в размере 109 176 569 руб. 28 коп.; обязании ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости и об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка кадастровым номером 77:08:0012003:31 (общей площадью 2202 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, проезд Силикатный 3-й, вл. 8, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: объекты размещения автозаправочных, газонаполнительный станций, автомоек) в размере 80 691 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2015 года, исковые требования удовлетворены в части признания не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0012003:31 (общей площадью 2202 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, проезд Силикатный 3-й, вл. 8, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: объекты размещения автозаправочных, газонаполнительный станций, автомоек) в размере 109 176 569 руб. 28 коп. и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка кадастровым номером 77:08:0012003:31 в размере 80 691 000 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в иске.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы и просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" на праве аренды владеет земельным участком с кадастровым номером 77:08:0012003:31, общей площадью 2202 кв. м, расположенным по адресу: город Москва, проезд Силикатный 3-й, вл. 8, предоставленным на условиях аренды для эксплуатации комплекса АЗС, что подтверждается договором долгосрочной аренды земельного участка N М-08-020322 от 05.06.2003, заключенным сроком на 49 лет, дополнительными соглашениями к договору аренды от 06.04.2012, от 07.02.2013, зарегистрированными в ЕГРП в установленном законом порядке.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 01.01.2007 что подтверждается данными кадастрового паспорта земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0012003: в размере 109 176 569 руб. 28 коп.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что привело к необоснованному увеличению подлежащей уплате истцом арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости, и что эта стоимость должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
Истцом представлен отчет ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз" от 19.05.2014 N 140317/31 о рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участка, которая составляет 80 691 000 руб.
Суды обеих инстанций, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Общество, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости арендуемого участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании Постановления N 751-ПП, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 01.01.2013 с целью откорректировать свои обязательства по арендным платежам, размер которых установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 того же Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет от 19.05.2014 N 140317/31 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка.
Соответствие данного отчета требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 21.05.2014 N 320/31-14, выполненным некоммерческим партнерством "Межрегиональным союзом оценщиков".
Суды, исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ указанные отчет и экспертное заключение, не нашли оснований не доверять сведениям, приведенным в этих документах. При этом ни Кадастровая палата, ни Правительство или Департамент, не представили доказательств недостоверности сведений, приведенных в отчете и экспертном заключении, а также того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом от 19.05.2014 N И-140317/6.
Довод кассационной жалобы о том, что арендатор земельного участка не вправе обращаться за проведением оценки арендуемого им имущества, отклоняется судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Согласно статье 24.18 Закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, размер арендной платы за пользование которым установлен в процентном соотношении от кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2015 года по делу А40-113334/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)