Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.10.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Сосновый лес" (ОГРН 1092130013205, ИНН 2130065845, г. Чебоксары, ул. Э.М. Юрьева, д. 4)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.05.2014
по делу N А79-10390/2013,
принятое судьей Новожениной О.А.
по заявлению дачного некоммерческого партнерства "Сосновый лес"
о признании незаконными действий администрации города Чебоксары,
при участии:
- от дачного некоммерческого партнерства "Сосновый лес" - Игнатьевой Е.А. по доверенности от 12.07.2013, Беляковой М.В. по доверенности от 27.08.2014;
- от администрации города Чебоксары - Яхатина С.А. по доверенности от 30.12.2013 N 29/01-8918,
и
дачное некоммерческое партнерство "Сосновый лес" (далее - ДНП "Сосновый лес", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация) по отказу в предоставлении заявителю земельного участка ориентировочной площадью 41 812 кв. м в районе открытого канала К-1 поселка Октябрьский для садоводства, схемы расположения испрашиваемого земельного участка, а также обязании администрации утвердить в тридцатидневный срок со дня вынесения решения по делу и выдать заявителю схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечено муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства").
Решением от 26.05.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требований.
ДНП "Сосновый лес" не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители ДНП "Сосновый лес" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Представитель администрации в судебном заседании, в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.05.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, ДНП "Сосновый лес" обратилось в администрацию с заявлением от 18.12.2009 N 2 о предоставлении земельного участка, расположенного на территории ОАО "Инженерная защита" в районе пос. Октябрьский Московского района в г. Чебоксары для размещения садового товарищества "Сосновый лес".
На основании представленного ДНП "Сосновый лес" градостроительного заключения от 19.03.2010 Управление архитектуры и градостроительства администрации посчитало возможным использование земельного участка площадью 40 000 кв. м, расположенного в районе открытого канала К-1 ОАО "Инженерная защита" в пос. Октябрьский Московского района г. Чебоксары, под размещение садового товарищества "Сосновый лес" при условии изменения градостроительного регламента части территориальной зоны лесопарков (Р-3) на зону садово-дачных участков (Ж-4).
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.02.2011 N 1076 внесены изменения в статью 24 "Карта зонирования территории города Чебоксары": изменен градостроительный регламент части территориальной зоны лесопарков (Р-3) на зону садово-дачных участков (Ж-4) земельного участка, расположенного в районе открытого канала К-1 ОАО "Инженерная защита" пос. Октябрьский Московского района г. Чебоксары.
Письмом от 09.08.2011 ДНП "Сосновый лес" обратилось в Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации с заявлением о согласовании акта выбора земельного участка под размещение садоводческого товарищества.
Посчитав незаконными решение администрации, изложенное в письме от 14.08.2012 N 663, о признании недействительным акта выбора земельного участка от 29.07.2010 N 133, а также бездействие Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации по несогласованию актов выбора земельных участков N 133 и N 133/1 под размещение садового товарищества "Сосновый лес" в районе открытого канала К-1 пос. Октябрьский Московского района в г. Чебоксары, ДНП "Сосновый лес" обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.02.2013 по делу N А79-13138/2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013, ДНП "Сосновый лес" в удовлетворении заявленных требований отказано.
12.09.2013 ДНП "Сосновый лес" обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило в соответствии со статьями 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации проинформировать население о предстоящем предоставлении земельного участка и предоставить ему в аренду испрашиваемый земельный участок для целей садоводства, утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Письмом от 20.09.2013 N 10377 Управление архитектуры и градостроительства администрации отказало ДНП "Сосновый лес" в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, мотивировав тем, что данный земельный участок расположен на земельном участке с кадастровым номером 21:01:040301:32, находящемся в муниципальной собственности и предоставленном распоряжением администрации от 23.08.2011 N 2184-р МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" для содержания берегоукрепительных сооружений в 62 квартале Сосновского лесничества г. Чебоксары в безвозмездное срочное пользование.
ДНП "Сосновый лес" посчитало данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, а потому обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с установленной данной статьей процедурой лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 3, 4 статьи 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункты 4 - 6 статьи 34 ЗК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.11.2010 N 1549-О-О указал, что в соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Данные нормы во взаимосвязи с абзацем первым пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Проанализировав приведенные положения, суд первой инстанции правомерно указал, что опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
В рассматриваемом случае судом установлено, что информация о наличии предполагаемого для передачи в аренду земельного участка администрацией в средствах массовой информации не была размещена.
При этих условиях суд правильно указал, что решение вопроса о предоставлении заявителю земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ в рамках настоящего дела в обход обязательной процедуры опубликования сообщения о передаваемом в аренду земельном участке будет являться нарушением установленных данной статьей принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Ссылку заявителя о наличии надлежащей публикации и отсутствии в спорный период установленных требований к размещаемой информации суд правомерно посчитал несостоятельной, поскольку информация, указанная в публикации, размещенной в газете "Чебоксарские новости" от 07.09.2010 N 95, от 09.12.2010 N 134, не соответствует необходимому содержанию сообщения о предоставлении в аренду земельных участков согласно указанным нормам права, в связи с чем не может быть воспринята как ориентированная на неопределенный круг лиц в целях выявления количества потенциальных арендаторов.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков в аренду, такие земельные участки предоставляются на торгах (конкурсах, аукционах).
Поскольку суд установил и материалам дела не противоречит, что в отношении испрашиваемого земельного участка процедура, предусмотренная статьей 34 ЗК РФ, не соблюдена, опубликование информации о предоставлении участка не проводилось, его вывод об отсутствии у администрации оснований для предоставления спорного земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, является правильным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент обращения заявителя к администрации земельный участок с кадастровым номером 21:01:040301:32, находящийся в муниципальной собственности, распоряжением администрации от 17.05.2013 N 1514 был предоставлен МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" для содержания берегоукрепительных сооружений в 62 квартале Сосновского лесничества г. Чебоксары в безвозмездное срочное пользование.
В отношении этого земельного участка между администрацией и МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" заключен договор безвозмездного срочного пользования от 28.05.2013 N 22/356-Кбз со сроком действия до 30.04.2015 (с учетом дополнительного соглашения от 30.05.2014).
Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком имеет сложный юридический состав, включающий акт органа местного самоуправления (распоряжение администрации) и соглашение сторон (договор), заключенное на основании этого акта.
При заключении в установленном порядке договора безвозмездного срочного пользования земельным участком публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились (административный акт исполнен), а между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию спорным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.
В данном случае законность существующего основания владения (гражданско-правовой сделки) не должна (и не может) оцениваться судом в рамках данного процесса.
Рассмотрение вопроса о правомерности предоставления земельного участка в безвозмездное срочное пользование МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства", привлеченному к участию в деле в качестве третьего лица, в рассматриваемой ситуации повлечет нарушение прав этого лица.
В силу статей 1 (пункт 1), 11 (пункт 1), 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 4, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, обращающееся с иском, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Таким образом, избранный ДНП "Сосновый лес" способ защиты не приведет к восстановлению его законных интересов, поскольку существует иное основание владения МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" земельным участком (договор безвозмездного срочного пользования).
Таким образом, оспаривание действий администрации в настоящем деле без оспаривания сделки само по себе не влечет восстановления прав, которые заявитель считает нарушенными.
Избрание ДНП "Сосновый лес" ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Указанное не лишает заявителя возможности оспаривать право безвозмездного срочного пользования на земельный участок, если он полагает, что у МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" такое право отсутствует и это нарушает законные интересы ДНП "Сосновый лес".
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные доказательства в порядке указанной нормы, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые действия администрации не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ДНП "Сосновый лес" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В противоречие статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное ДНП "Сосновый лес" не доказано.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, дополнении к ней и устных пояснениях, судом инстанции рассмотрены и признаны необоснованными, как не опровергающие установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал ДНП "Сосновый лес" в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ДНП "Сосновый лес" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.05.2014 по делу N А79-10390/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Сосновый лес" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2014 ПО ДЕЛУ N А79-10390/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. по делу N А79-10390/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.10.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Сосновый лес" (ОГРН 1092130013205, ИНН 2130065845, г. Чебоксары, ул. Э.М. Юрьева, д. 4)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.05.2014
по делу N А79-10390/2013,
принятое судьей Новожениной О.А.
по заявлению дачного некоммерческого партнерства "Сосновый лес"
о признании незаконными действий администрации города Чебоксары,
при участии:
- от дачного некоммерческого партнерства "Сосновый лес" - Игнатьевой Е.А. по доверенности от 12.07.2013, Беляковой М.В. по доверенности от 27.08.2014;
- от администрации города Чебоксары - Яхатина С.А. по доверенности от 30.12.2013 N 29/01-8918,
и
установил:
дачное некоммерческое партнерство "Сосновый лес" (далее - ДНП "Сосновый лес", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация) по отказу в предоставлении заявителю земельного участка ориентировочной площадью 41 812 кв. м в районе открытого канала К-1 поселка Октябрьский для садоводства, схемы расположения испрашиваемого земельного участка, а также обязании администрации утвердить в тридцатидневный срок со дня вынесения решения по делу и выдать заявителю схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечено муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства").
Решением от 26.05.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требований.
ДНП "Сосновый лес" не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители ДНП "Сосновый лес" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Представитель администрации в судебном заседании, в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.05.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, ДНП "Сосновый лес" обратилось в администрацию с заявлением от 18.12.2009 N 2 о предоставлении земельного участка, расположенного на территории ОАО "Инженерная защита" в районе пос. Октябрьский Московского района в г. Чебоксары для размещения садового товарищества "Сосновый лес".
На основании представленного ДНП "Сосновый лес" градостроительного заключения от 19.03.2010 Управление архитектуры и градостроительства администрации посчитало возможным использование земельного участка площадью 40 000 кв. м, расположенного в районе открытого канала К-1 ОАО "Инженерная защита" в пос. Октябрьский Московского района г. Чебоксары, под размещение садового товарищества "Сосновый лес" при условии изменения градостроительного регламента части территориальной зоны лесопарков (Р-3) на зону садово-дачных участков (Ж-4).
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.02.2011 N 1076 внесены изменения в статью 24 "Карта зонирования территории города Чебоксары": изменен градостроительный регламент части территориальной зоны лесопарков (Р-3) на зону садово-дачных участков (Ж-4) земельного участка, расположенного в районе открытого канала К-1 ОАО "Инженерная защита" пос. Октябрьский Московского района г. Чебоксары.
Письмом от 09.08.2011 ДНП "Сосновый лес" обратилось в Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации с заявлением о согласовании акта выбора земельного участка под размещение садоводческого товарищества.
Посчитав незаконными решение администрации, изложенное в письме от 14.08.2012 N 663, о признании недействительным акта выбора земельного участка от 29.07.2010 N 133, а также бездействие Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации по несогласованию актов выбора земельных участков N 133 и N 133/1 под размещение садового товарищества "Сосновый лес" в районе открытого канала К-1 пос. Октябрьский Московского района в г. Чебоксары, ДНП "Сосновый лес" обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.02.2013 по делу N А79-13138/2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013, ДНП "Сосновый лес" в удовлетворении заявленных требований отказано.
12.09.2013 ДНП "Сосновый лес" обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило в соответствии со статьями 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации проинформировать население о предстоящем предоставлении земельного участка и предоставить ему в аренду испрашиваемый земельный участок для целей садоводства, утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Письмом от 20.09.2013 N 10377 Управление архитектуры и градостроительства администрации отказало ДНП "Сосновый лес" в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, мотивировав тем, что данный земельный участок расположен на земельном участке с кадастровым номером 21:01:040301:32, находящемся в муниципальной собственности и предоставленном распоряжением администрации от 23.08.2011 N 2184-р МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" для содержания берегоукрепительных сооружений в 62 квартале Сосновского лесничества г. Чебоксары в безвозмездное срочное пользование.
ДНП "Сосновый лес" посчитало данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, а потому обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с установленной данной статьей процедурой лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 3, 4 статьи 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. В двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункты 4 - 6 статьи 34 ЗК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.11.2010 N 1549-О-О указал, что в соответствии с абзацами вторым и четвертым пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Данные нормы во взаимосвязи с абзацем первым пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Проанализировав приведенные положения, суд первой инстанции правомерно указал, что опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
В рассматриваемом случае судом установлено, что информация о наличии предполагаемого для передачи в аренду земельного участка администрацией в средствах массовой информации не была размещена.
При этих условиях суд правильно указал, что решение вопроса о предоставлении заявителю земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ в рамках настоящего дела в обход обязательной процедуры опубликования сообщения о передаваемом в аренду земельном участке будет являться нарушением установленных данной статьей принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Ссылку заявителя о наличии надлежащей публикации и отсутствии в спорный период установленных требований к размещаемой информации суд правомерно посчитал несостоятельной, поскольку информация, указанная в публикации, размещенной в газете "Чебоксарские новости" от 07.09.2010 N 95, от 09.12.2010 N 134, не соответствует необходимому содержанию сообщения о предоставлении в аренду земельных участков согласно указанным нормам права, в связи с чем не может быть воспринята как ориентированная на неопределенный круг лиц в целях выявления количества потенциальных арендаторов.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков в аренду, такие земельные участки предоставляются на торгах (конкурсах, аукционах).
Поскольку суд установил и материалам дела не противоречит, что в отношении испрашиваемого земельного участка процедура, предусмотренная статьей 34 ЗК РФ, не соблюдена, опубликование информации о предоставлении участка не проводилось, его вывод об отсутствии у администрации оснований для предоставления спорного земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, является правильным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент обращения заявителя к администрации земельный участок с кадастровым номером 21:01:040301:32, находящийся в муниципальной собственности, распоряжением администрации от 17.05.2013 N 1514 был предоставлен МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" для содержания берегоукрепительных сооружений в 62 квартале Сосновского лесничества г. Чебоксары в безвозмездное срочное пользование.
В отношении этого земельного участка между администрацией и МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" заключен договор безвозмездного срочного пользования от 28.05.2013 N 22/356-Кбз со сроком действия до 30.04.2015 (с учетом дополнительного соглашения от 30.05.2014).
Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком имеет сложный юридический состав, включающий акт органа местного самоуправления (распоряжение администрации) и соглашение сторон (договор), заключенное на основании этого акта.
При заключении в установленном порядке договора безвозмездного срочного пользования земельным участком публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились (административный акт исполнен), а между сторонами возникли иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию спорным участком, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке.
В данном случае законность существующего основания владения (гражданско-правовой сделки) не должна (и не может) оцениваться судом в рамках данного процесса.
Рассмотрение вопроса о правомерности предоставления земельного участка в безвозмездное срочное пользование МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства", привлеченному к участию в деле в качестве третьего лица, в рассматриваемой ситуации повлечет нарушение прав этого лица.
В силу статей 1 (пункт 1), 11 (пункт 1), 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 4, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, обращающееся с иском, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Таким образом, избранный ДНП "Сосновый лес" способ защиты не приведет к восстановлению его законных интересов, поскольку существует иное основание владения МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" земельным участком (договор безвозмездного срочного пользования).
Таким образом, оспаривание действий администрации в настоящем деле без оспаривания сделки само по себе не влечет восстановления прав, которые заявитель считает нарушенными.
Избрание ДНП "Сосновый лес" ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Указанное не лишает заявителя возможности оспаривать право безвозмездного срочного пользования на земельный участок, если он полагает, что у МБУ "Управление ЖКХ и благоустройства" такое право отсутствует и это нарушает законные интересы ДНП "Сосновый лес".
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные доказательства в порядке указанной нормы, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые действия администрации не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ДНП "Сосновый лес" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В противоречие статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное ДНП "Сосновый лес" не доказано.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, дополнении к ней и устных пояснениях, судом инстанции рассмотрены и признаны необоснованными, как не опровергающие установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал ДНП "Сосновый лес" в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ДНП "Сосновый лес" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.05.2014 по делу N А79-10390/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Сосновый лес" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Ю.В.ПРОТАСОВ
В.Н.УРЛЕКОВ
Ю.В.ПРОТАСОВ
В.Н.УРЛЕКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)