Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истица на просьбы о выделе ей земельного пая от ответчика положительного ответа не получила.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: К.А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Кривцовой О.Ю. Фроловой Т.Е.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ХЛЯ к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, ООО "Птицефабрика "Уфимская", Министерству земельных имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права на получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения в собственность, обязании предоставить в собственность земельную долю (пай), включении в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая),
по апелляционной жалобе представителя ХЛЯ - СТИ на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 20 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия
установила:
ХЛЯ обратилась в суд с иском к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, ООО "Птицефабрика "Уфимская", Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права на получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения в собственность, обязании ответчиков предоставить в собственность земельную долю (пай) из земель сельскохозяйственного назначения в размере N... га., включении истца в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения.
Заявленные требования мотивированы тем, что ХЛЯ в дата году была принята на работу в ГП "..." и до дата года состояла в трудовых отношениях с ООО "адрес", является пенсионером, проживает на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственное предприятие образовано. На просьбы в вышеуказанное предприятие и администрацию Уфимского адрес о выделе ХЛЯ отдельного пая, положительного ответа не получено.
Поскольку ДП "..." ликвидировано, то в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от дата N 59-з общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), должно быть организовано органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированного предприятия. Однако указанные действия органом местного самоуправления не совершались, внутрихозяйственная комиссия не создавалась и списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) не формировалось, считает, что ее права нарушены.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 20 января 2015 года постановлено:
в удовлетворении иска ХЛЯ к Администрации МР адрес, ООО Птицефабрика "Уфимская", Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании права на получения земельного пая, обязании предоставить в собственность земельный пай, включении в список на получение земельной доли - отказать полностью.
В апелляционной жалобе представитель ХЛЯ - СТИ ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. При этом указано, что истец подпадает под категорию лиц, указанных в ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от дата N 59-з "О регулировании земельных отношений в адрес", имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), так как истец постоянно работала в сельскохозяйственной организации и постоянно проживает в сельском поселении, на территории которого образована сельскохозяйственная организация. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривает срока окончания бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Второй абзац ч. 2 ст. 21 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в адрес" об установлении срока окончания приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения дата не подлежит применению при разрешении данного гражданского дела как противоречащий Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Поскольку ДП "Птицефабрика "Уфимская" ГУСП "Башптицепром" ликвидировано, то в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от дата N 59-з общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), должно быть организовано органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированного предприятия. Однако указанных действий органом местного самоуправления не совершалось, что не оспаривалось сторонами.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ХЛЯ - СТИ просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от дата N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Бесплатная однократная приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом осуществляется до дата.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные с дата до дата решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков.
Решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до дата решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после дата, но не позднее дата.
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
Частью 5 указанной статьи установлено, что списки граждан имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства РБ от дата за N... утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности.
Согласно п. п. 1.3., 1.4. и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий).
К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся:
- принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая);
- определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации.
Согласно п. 5.5 Порядка заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, законодательством был предусмотрен определенный порядок предоставления земель для приватизации сельскохозяйственных угодий.
Как следует из представленных материалов дела и установлено судом, ДП ГУСП "..." преобразовалось в ДП "..." ГУСП "...", учредителем которого являлось Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "...".
В отношении должника ДП "... "..." введена процедура наблюдения, что подтверждается определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от дата, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от дата - внешнее управление.
По договору купли-продажи от дата Дочернее предприятие "..." продало компании "... Лимитед" предприятие (бизнес) Дочернего предприятия "...", (л.д. 37-39).
В свою очередь по договору N б/н от дата компания "..." передало ООО "..." право требования и обязательства по договору купли-продажи от дата к Дочернему предприятию "..." (л.д. 40-41).
дата решением участника ООО "..." произведена реорганизация ООО "..." путем выделения из его состава хозяйственного общества ООО "...", являющаяся правопреемником ООО..." в соответствии с разделительным балансом (л.д. 43).
До ликвидации ДП "..." (ранее ДП ГУСП "...") на основании постановления Главы Администрации адрес района от дата N... "Об утверждении госакта на право постоянного пользования землей..." адрес адрес Республики Башкортостан" на праве постоянного пользования с закреплением границ на местности предоставлен земельный участок площадью N... га, в том числе N... га сельхозугодий, из них N... га пашни.
На основании постановления главы муниципального образования адрес сельсовет адрес от дата N... прекращено право постоянного пользования ДП "..." земельным участком площадью N... га земель сельскохозяйственного назначения, в связи с его предоставлением ООО "..." в аренду на N... лет под ООО "..." для сельскохозяйственного производства (л.д. 47).
адрес Комитет по управлению собственностью и ООО "..." заключили договор аренды NN...-дм от дата земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N... площадью N... кв. м для использования в целях сельскохозяйственного производства сроком с дата по дата, расположенного в административных границах муниципального образования адрес сельсовет. Договора аренды земельного участка зарегистрирован в ЕГРП дата.
дата адрес Комитетом по управлению собственностью и ООО "адрес" заключено дополнительное соглашение к договору аренды NN...-дм от дата о замене стороны арендатора ООО "..." его правопреемником ООО "...". Дополнительное соглашение зарегистрировано в ЕГРП дата (л.д. 48).
ХЛЯ с дата по дата проработала на птицефабрике "...".
дата в газете "адрес" за N... опубликовано информационное сообщение о невозможности приватизации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "N...
Таким образом, с дата года было известно о запрете приватизации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании ДП "..." ГУСП "адрес
дата и дата ХЛЯ обратилась в ООО "адрес", главе администрации МР адрес РБ с заявлением, в котором выразила намерение о приобретении в собственность земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения.
На указанное обращение ответа не последовало, обратного материалы дела не содержат.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "адрес" не является правопреемником ДП "..." с которым ХЛЯ состояла в трудовых отношениях, вследствие чего у нее не возникло никаких прав и обязанностей в отношении него; ХЛЯ не является лицом, имеющим право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), поскольку из сельскохозяйственного предприятия она уволилась в дата году и по состоянию на дата не имела права на получение земельной доли пая при реорганизации сельскохозяйственного предприятия, так как решения о реорганизации трудовым коллективом не принималось; ХЛЯ обратилась с заявлением о предоставлении земельного пая в дата году, что противоречит ч. 2 ст. 21 Закона "О регулировании земельных отношений по адрес" согласно которой, решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до дата решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после дата, но не позднее дата.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно пришел к выводу, что истец, не является лицом, имеющим право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), поскольку истцом не представлено доказательств обращения до дата в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного пая и включении в списки пайщиков.
Таким образом, истец не подпадает под категорию лиц, указанных в ст. 21.2 Закона, имевших право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая).
При этом судебная коллегия учитывает, что истцу было известно о публикации информационного сообщения дата в газете "адрес" N... о невозможности приватизации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании ДП "...", и с дата года было известно о запрете приватизации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании ДП "...".
Однако каких-либо действий по обжалованию бездействия должностных лиц по не рассмотрению заявления, равно как и по обращению в установленные законом РБ сроки в органы самоуправления с заявлением о предоставлении земельного пая и включении в списки пайщиков предпринято не было.
Доводы подателя жалобы о том, что обязанность по созданию внутрихозяйственной комиссии и ее финансированию возложена на администрацию района, которая указанные обязанности не исполнила, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в соответствии с положениями Закона РБ "О регулировании земельных отношений в адрес" такая обязанность возлагается на орган местного самоуправления лишь в случае ликвидации сельскохозяйственной организации (предприятия).
Из материалов дела следует, что конкурсное производство в отношении ДП "... "..." завершено и предприятие ликвидировано согласно определению Арбитражного суда РБ от дата.
Указание в апелляционной жалобе на то, что суд не учел положения Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который не предусматривает срок окончания бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку такой довод основан на неправильном толковании норм материального права регулирующего спорные правоотношения.
Так, п. 4 ст. 10 Федерального закона от дата N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что предоставление таких земельных участков осуществляется в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Башкортостан от дата N 59-з право на реализацию возможности бесплатного предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения было ограничено периодом с дата и не позднее дата.
При этом для реализации предоставленного законом права необходимо выражение волеизъявления гражданина на получение земельной доли (пая) путем подачи соответствующего заявления в компетентную комиссию с приложением всех необходимых документов.
Допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих факт своевременного обращения ХЛЯ в уполномоченный орган с заявлением на получение в порядке в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, суду не представлено.
Доводы жалобы о том, что в буквальном понимании пп. 1, ч. 1 ст. 19.1 ФЗ РФ N 101-ФЗ от дата "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется и по настоящее время, какой-либо срок окончания приватизации в данном законе не указан, ч. 2 ст. 21 Закона Республики Башкортостан от дата N 59-З "О регулировании земельных отношений в адрес" об установлении срока окончания приватизации не подлежит применению, так как противоречит ФЗ РФ N 101-ФЗ от дата "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с пунктами в, к части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В соответствии с п. 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно абз. 1 п. 4 ст. 1 Федерального закона от дата N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Определение конечного срока приватизации (безвозмездной передачи в собственность) земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, и нет ограничений на федеральном уровне для установления конечной даты приватизации такого имущества.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют, оснований для его отмены по правилам
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 20 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ХЛЯ - СТИ - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
О.Ю.КРИВЦОВА
Т.Е.ФРОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 09.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5895/2015
Требование: О признании права на получение земельной доли, об обязании предоставить земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения, включении в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли.Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истица на просьбы о выделе ей земельного пая от ответчика положительного ответа не получила.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. по делу N 33-5895/2015
Судья: К.А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Кривцовой О.Ю. Фроловой Т.Е.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ХЛЯ к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, ООО "Птицефабрика "Уфимская", Министерству земельных имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права на получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения в собственность, обязании предоставить в собственность земельную долю (пай), включении в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая),
по апелляционной жалобе представителя ХЛЯ - СТИ на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 20 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия
установила:
ХЛЯ обратилась в суд с иском к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, ООО "Птицефабрика "Уфимская", Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права на получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения в собственность, обязании ответчиков предоставить в собственность земельную долю (пай) из земель сельскохозяйственного назначения в размере N... га., включении истца в список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения.
Заявленные требования мотивированы тем, что ХЛЯ в дата году была принята на работу в ГП "..." и до дата года состояла в трудовых отношениях с ООО "адрес", является пенсионером, проживает на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственное предприятие образовано. На просьбы в вышеуказанное предприятие и администрацию Уфимского адрес о выделе ХЛЯ отдельного пая, положительного ответа не получено.
Поскольку ДП "..." ликвидировано, то в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от дата N 59-з общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), должно быть организовано органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированного предприятия. Однако указанные действия органом местного самоуправления не совершались, внутрихозяйственная комиссия не создавалась и списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) не формировалось, считает, что ее права нарушены.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 20 января 2015 года постановлено:
в удовлетворении иска ХЛЯ к Администрации МР адрес, ООО Птицефабрика "Уфимская", Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании права на получения земельного пая, обязании предоставить в собственность земельный пай, включении в список на получение земельной доли - отказать полностью.
В апелляционной жалобе представитель ХЛЯ - СТИ ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. При этом указано, что истец подпадает под категорию лиц, указанных в ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от дата N 59-з "О регулировании земельных отношений в адрес", имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), так как истец постоянно работала в сельскохозяйственной организации и постоянно проживает в сельском поселении, на территории которого образована сельскохозяйственная организация. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривает срока окончания бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Второй абзац ч. 2 ст. 21 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в адрес" об установлении срока окончания приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения дата не подлежит применению при разрешении данного гражданского дела как противоречащий Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Поскольку ДП "Птицефабрика "Уфимская" ГУСП "Башптицепром" ликвидировано, то в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от дата N 59-з общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), должно быть организовано органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированного предприятия. Однако указанных действий органом местного самоуправления не совершалось, что не оспаривалось сторонами.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ХЛЯ - СТИ просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от дата N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Бесплатная однократная приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом осуществляется до дата.
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденные с дата до дата решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков.
Решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до дата решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после дата, но не позднее дата.
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
Частью 5 указанной статьи установлено, что списки граждан имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства РБ от дата за N... утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности.
Согласно п. п. 1.3., 1.4. и 2.3 Порядка в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий).
К основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся:
- принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая);
- определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации.
Согласно п. 5.5 Порядка заявление на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения подается заявителем во внутрихозяйственную комиссию по местонахождению сельскохозяйственной организации.
В силу п. 6.1 Порядка утвержденные общим собранием сельскохозяйственной организации или граждан, имеющих право на получение земельной доли, и согласованные районной комиссией списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), а также заявления граждан на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность в двухнедельный срок с момента получения списка рассматриваются уполномоченным органом.
При отсутствии замечаний уполномоченный орган принимает решение о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, законодательством был предусмотрен определенный порядок предоставления земель для приватизации сельскохозяйственных угодий.
Как следует из представленных материалов дела и установлено судом, ДП ГУСП "..." преобразовалось в ДП "..." ГУСП "...", учредителем которого являлось Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "...".
В отношении должника ДП "... "..." введена процедура наблюдения, что подтверждается определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от дата, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от дата - внешнее управление.
По договору купли-продажи от дата Дочернее предприятие "..." продало компании "... Лимитед" предприятие (бизнес) Дочернего предприятия "...", (л.д. 37-39).
В свою очередь по договору N б/н от дата компания "..." передало ООО "..." право требования и обязательства по договору купли-продажи от дата к Дочернему предприятию "..." (л.д. 40-41).
дата решением участника ООО "..." произведена реорганизация ООО "..." путем выделения из его состава хозяйственного общества ООО "...", являющаяся правопреемником ООО..." в соответствии с разделительным балансом (л.д. 43).
До ликвидации ДП "..." (ранее ДП ГУСП "...") на основании постановления Главы Администрации адрес района от дата N... "Об утверждении госакта на право постоянного пользования землей..." адрес адрес Республики Башкортостан" на праве постоянного пользования с закреплением границ на местности предоставлен земельный участок площадью N... га, в том числе N... га сельхозугодий, из них N... га пашни.
На основании постановления главы муниципального образования адрес сельсовет адрес от дата N... прекращено право постоянного пользования ДП "..." земельным участком площадью N... га земель сельскохозяйственного назначения, в связи с его предоставлением ООО "..." в аренду на N... лет под ООО "..." для сельскохозяйственного производства (л.д. 47).
адрес Комитет по управлению собственностью и ООО "..." заключили договор аренды NN...-дм от дата земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N... площадью N... кв. м для использования в целях сельскохозяйственного производства сроком с дата по дата, расположенного в административных границах муниципального образования адрес сельсовет. Договора аренды земельного участка зарегистрирован в ЕГРП дата.
дата адрес Комитетом по управлению собственностью и ООО "адрес" заключено дополнительное соглашение к договору аренды NN...-дм от дата о замене стороны арендатора ООО "..." его правопреемником ООО "...". Дополнительное соглашение зарегистрировано в ЕГРП дата (л.д. 48).
ХЛЯ с дата по дата проработала на птицефабрике "...".
дата в газете "адрес" за N... опубликовано информационное сообщение о невозможности приватизации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании ДП "Птицефабрика "Башкирская" ГУСП "N...
Таким образом, с дата года было известно о запрете приватизации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании ДП "..." ГУСП "адрес
дата и дата ХЛЯ обратилась в ООО "адрес", главе администрации МР адрес РБ с заявлением, в котором выразила намерение о приобретении в собственность земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения.
На указанное обращение ответа не последовало, обратного материалы дела не содержат.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "адрес" не является правопреемником ДП "..." с которым ХЛЯ состояла в трудовых отношениях, вследствие чего у нее не возникло никаких прав и обязанностей в отношении него; ХЛЯ не является лицом, имеющим право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), поскольку из сельскохозяйственного предприятия она уволилась в дата году и по состоянию на дата не имела права на получение земельной доли пая при реорганизации сельскохозяйственного предприятия, так как решения о реорганизации трудовым коллективом не принималось; ХЛЯ обратилась с заявлением о предоставлении земельного пая в дата году, что противоречит ч. 2 ст. 21 Закона "О регулировании земельных отношений по адрес" согласно которой, решения о бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на основании списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утвержденных до дата решениями общих собраний, указанных в части 5 статьи 21.2 настоящего Закона, принимаются уполномоченными органами после дата, но не позднее дата.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно пришел к выводу, что истец, не является лицом, имеющим право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), поскольку истцом не представлено доказательств обращения до дата в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного пая и включении в списки пайщиков.
Таким образом, истец не подпадает под категорию лиц, указанных в ст. 21.2 Закона, имевших право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая).
При этом судебная коллегия учитывает, что истцу было известно о публикации информационного сообщения дата в газете "адрес" N... о невозможности приватизации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании ДП "...", и с дата года было известно о запрете приватизации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании ДП "...".
Однако каких-либо действий по обжалованию бездействия должностных лиц по не рассмотрению заявления, равно как и по обращению в установленные законом РБ сроки в органы самоуправления с заявлением о предоставлении земельного пая и включении в списки пайщиков предпринято не было.
Доводы подателя жалобы о том, что обязанность по созданию внутрихозяйственной комиссии и ее финансированию возложена на администрацию района, которая указанные обязанности не исполнила, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в соответствии с положениями Закона РБ "О регулировании земельных отношений в адрес" такая обязанность возлагается на орган местного самоуправления лишь в случае ликвидации сельскохозяйственной организации (предприятия).
Из материалов дела следует, что конкурсное производство в отношении ДП "... "..." завершено и предприятие ликвидировано согласно определению Арбитражного суда РБ от дата.
Указание в апелляционной жалобе на то, что суд не учел положения Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который не предусматривает срок окончания бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку такой довод основан на неправильном толковании норм материального права регулирующего спорные правоотношения.
Так, п. 4 ст. 10 Федерального закона от дата N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что предоставление таких земельных участков осуществляется в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Башкортостан от дата N 59-з право на реализацию возможности бесплатного предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения было ограничено периодом с дата и не позднее дата.
При этом для реализации предоставленного законом права необходимо выражение волеизъявления гражданина на получение земельной доли (пая) путем подачи соответствующего заявления в компетентную комиссию с приложением всех необходимых документов.
Допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих факт своевременного обращения ХЛЯ в уполномоченный орган с заявлением на получение в порядке в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, суду не представлено.
Доводы жалобы о том, что в буквальном понимании пп. 1, ч. 1 ст. 19.1 ФЗ РФ N 101-ФЗ от дата "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется и по настоящее время, какой-либо срок окончания приватизации в данном законе не указан, ч. 2 ст. 21 Закона Республики Башкортостан от дата N 59-З "О регулировании земельных отношений в адрес" об установлении срока окончания приватизации не подлежит применению, так как противоречит ФЗ РФ N 101-ФЗ от дата "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с пунктами в, к части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В соответствии с п. 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно абз. 1 п. 4 ст. 1 Федерального закона от дата N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Определение конечного срока приватизации (безвозмездной передачи в собственность) земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, и нет ограничений на федеральном уровне для установления конечной даты приватизации такого имущества.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют, оснований для его отмены по правилам
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 20 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ХЛЯ - СТИ - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Ф.ВАСИЛЬЕВА
Судьи
О.Ю.КРИВЦОВА
Т.Е.ФРОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)