Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2014 ПО ДЕЛУ N А41-36491/14

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. по делу N А41-36491/14


Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от ОАО "Теплоизолит" - Савелова Н.В., представитель по доверенности от 28.07.2014,
от администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Ермоленко С.В., представитель по доверенности от 20.10.2014 N 68-д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Теплоизолит" на решение Арбитражного суда Московской области от 23.09.2014 по делу N А41-36491/14, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению открытого акционерного общества "Теплоизолит" об оспаривании постановления администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области,

установил:

открытое акционерное общество "Теплоизолит" (далее - общество, ОАО "Теплоизолит") обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - администрация) о признании недействительным пункта 3 постановления главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 29.04.2014 N 720-ПГ "О расторжении договора аренды земельного участка и предоставлении его в собственность ОАО "Теплоизолит" в части установления выкупной стоимости указанного в пункте 2 данного постановления земельного участка на момент заключения договора купли-продажи земельного участка равной 15 процентам кадастровой стоимости земельного участка; обязании администрацию направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, площадь 68862 кв. м, местоположение: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, ул. Загорская, дом N 1, кадастровый номер 50:05:0050202:96 с ценой продажи, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка, предложением о заключении такого договора.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.09.2014 по делу N А41-36491/14 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 145 - 146).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, указав на неправильное применение судом первой инстанции норм права, неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для применения льготного порядка определения выкупной цены с учетом обращения в администрацию 26.12.2011.
Представитель администрации возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции согласно статьям 266 - 268 АПК РФ.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела ОАО "Теплоизолит" принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, ул. Загорская, д. 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.11.2000 серии АБ N 0971721, N 0971722, N 0971723, N 0971724, N 0971725, N 0971726, N 0971727, N 0971728, 0971729, 0971730, 0971731, 0971732, 0971733, 0971734 (л.д. 60 - 73).
В соответствии с постановлением главы Сергиево-Посадского района Московской области от 04.12.1998 N 524 (л.д. 52) по договору от 29.12.1998 N 155 (л.д. 50 - 51), земельные участки, расположенные по ул. Загорской, Октябрьской переданы обществу в аренду на 49 лет. Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
26.12.2011 ОАО "Теплоизолит" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:06:0050202:96 площадью 68862 кв. м, для размещения производственной базы по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, ул. Загорская, д. 1 (л.д. 74 - 76).
К приложении к данному письму представлен пакет документов, в том числе кадастровая выписка о земельном участке от 16.03.2009 N 5005/203/09-05648 на двух листах.
Согласно выписке из протокола комиссии по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского муниципального района от 24.01.2012 N 196, рассмотрение вопроса администрацией отложено до погашения долгов по арендной плате (л.д. 77).
Согласно выписке из протокола комиссии по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского муниципального района от 25.09.2013 N 219 согласовано предоставление земельного участка в соответствии с законодательством (л.д. 78).
Согласно выписке из протокола комиссии по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского муниципального района от 29.10.2013 N 256 срок действия решения комиссии продлен на шесть месяцев (л.д. 79). Данное решение обусловлено необходимостью исправления кадастровой ошибки - пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 50:05:0050202:96 с границами других земельных участков 50:05:0040249:253; 50:05:0040249:254; 50:05:0050202:17.
С сопроводительным письмом от 10.01.2014 N 3 (л.д. 92) общество представило администрации кадастровый паспорт земельного участка с номером 50:05:0050202:96 (л.д. 113 - 115).
Постановлением главы администрации от 29.04.2014 N 720-ПГ решено предоставить обществу за плату земельный участок площадью 68 862 кв. м с кадастровым номером 50:05:0050202:96 из земель населенных пунктов по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, ул. Загорская, дом N 1 для производственной базы (л.д. 112).
Согласно пункту 3 данного постановления в соответствии с распоряжением главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 11.03.2014 N 31-РГ заместителю главы администрации муниципального района в месячный срок с момента подписания настоящего постановления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его ОАО "Теплоизолит" для подписания. Выкупная стоимость земельного участка, указанного в пункте 2 данного постановления устанавливается в соответствии с земельным законодательством РФ на момент заключения договора купли-продажи земельного участка (л.д. 112).
Полагая, что установление выкупной стоимости земельного участка в размере 15 процентов от кадастровой стоимости противоречит законодательству и нарушает права общества, последнее обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из предоставления обществом кадастрового паспорта в администрацию в январе 2014 года и отсутствия оснований для применения льготной цены для установления выкупной стоимости земельного участка.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности заявителя на недвижимое имущество подтверждено свидетельствами о государственной регистрации.
Право собственности на недвижимое имущество, находящееся на испрашиваемом заявителем земельном участке, никем не оспорено, зарегистрировано в установленном законом порядке, свидетельство о государственной регистрации права недействительным не признано.
Согласно пункту 3 статьи 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 указанного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Статья 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 137-ФЗ) устанавливает, что права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 2 Закона N 137-ФЗ предусмотрены особенности продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Так, до 01.07.2012 указанные лица приобретаю такие земельные участки по цене, установленной субъектом Российской Федерации, в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
По смыслу данных норм при определении размера выкупной цены существенное значение имеет дата обращения с заявлением о предоставлении земельного участка.
Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08 следует, что для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие ЗК РФ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ (ред. от 17.02.2012, с изм. от 21.03.2012) "О регулировании земельных отношений в Московской области" (принят решением Мособлдумы от 29.05.1996 N 9/92) до 1 июля 2012 года цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка.
В рассматриваемом случае принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке площадью 68 862 кв. м с кадастровым номером 50:05:0050202:96 по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Хотьково, г. Хотьково, ул. Загорская, переданы обществу в процессе приватизации.
Как следует из материалов дела с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату общество обратилось в администрацию 26.12.2011, то есть в пределах срока, установленного статьей 2 Закона N 137-ФЗ.
Таким образом, общество относится к категории лиц, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Ссылка администрации на необходимость установления выкупной цены земельного участка в размере 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка ввиду представления кадастрового паспорта земельного участка администрации только в январе 2014 года, несостоятельна.
Ни Закон N 137-ФЗ, ни статья 36 ЗК РФ не содержат требований об обязательном предоставлении кадастрового паспорта земельного участка при обращении за выкупом земельного участка на льготных условиях. Наоборот, статья 36 ЗК РФ предусматривает возможность обращения с заявлением о предоставлении как сформированных, так и несформированных земельных участков, возлагая обязанность по их формированию на органы местного самоуправления. При этом постановка земельного участка на кадастровый учет либо уточнение сведений о его границах и местоположении и последующее предоставление лицом, испрашивающим земельный участок, уточненного заявления и кадастрового паспорта не свидетельствует о возникновении новых правоотношений, связанных с предоставлением данного земельного участка.
Длительное рассмотрение вопроса относительно исправления кадастровой ошибки не должно повлечь для добросовестного заявителя наступления неблагоприятных последствий, связанных с таким рассмотрением.
При изложенных обстоятельствах, право на выкуп земельного участка возникло у общества именно по льготной цене, действовавшей до 01.07.2012.
Также судебной коллегией установлено, что проект договора купли-продажи земельного участка, направленный администрацией обществу, содержал расчет выкупной стоимости земельного участка, равный 15 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для признания недействительным пункт 3 постановления администрации от 29.04.2014 N 720-ПГ.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание обстоятельства рассматриваемого спора, коллегия приходит к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав заявителя в виде обязания администрацию подготовить проект договора купли-продажи спорного земельного участка с ценой продажи, исходя из ставки в размере 2,5 процентов от кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 26.12.2011, подготовить проект договора купли-продажи, содержащий условие о льготной цене земельного участка, и направить такой проект в адрес общества.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.
При указанных обстоятельствах, с администрации в пользу общества подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной инстанции в размере 3 000 рублей.
Излишне оплаченная ОАО "Теплоизолит" государственная пошлина в размере 4 000 рублей платежным поручением от 18.06.2014 N 266 при обращении в суд первой инстанции, 1000 рублей, перечисленная платежным поручением от 02.10.2014 N 495 при обращении в суд с апелляционной жалобой, подлежит возврату ее плательщику.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 23 сентября 2014 года по делу N А41-36491/14 отменить.
Признать недействительным пункт 3 постановления главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 29.04.2014 N 720-ПГ "О расторжении договора аренды земельного участка и предоставлении его в собственность ОАО "Теплоизолит" в части установления выкупной стоимости указанного в пункте 2 данного постановления земельного участка на момент заключения договора купли-продажи земельного участка, равной 15 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Обязать администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области направить ОАО "Теплоизолит" проект договора купли-продажи земельного участка: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, площадь 68 862 кв. м, местоположение: Московская область, г. Хотьково, ул. Загорская, дом N 1, кадастровый номер 50:05:0050202:96 с ценой продажи, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка и предложением о заключении такого договора.
Взыскать с администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в пользу ОАО "Теплоизолит" 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции, апелляционной инстанции.
Возвратить ОАО "Теплоизолит" из федерального бюджета 4 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 18.06.2014 N 266 при подаче заявления в суд первой инстанции; 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 02.10.2014 N 495 при подаче апелляционной жалобы.

Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА

Судьи
М.А.НЕМЧИНОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)