Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4978/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2014 г. по делу N 33-4978/2014


Судья: Лиманская В.А.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей: Кравцовой Е.В., Серышевой Н.И.
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.А.Н., К.В., В. к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области,
по апелляционной жалобе Л.А.Н., К.В., В.
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 25 февраля 2014 года, которым Л.А.Н., К.В., В. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., Судебная коллегия

установила:

Л.А.Н., К.В. и В. с учетом уточненных требований обратились в суд с иском к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании незаконным бездействие администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области в предоставлении каждому из них земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно и возложить на администрацию городского округа-город Волжский Волгоградской области обязанность предоставить земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа-город Волжский Волгоградской области.
В обоснование заявленных требований указали, что каждый из них является ветераном боевых действий и на основании Закона Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", имеет право на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, в связи с чем, соответственно 21.12.2011 года, 19.12.2011 года и 21.03.2012 года Л.А.Н., К.В. и В. обратились в администрацию городского округа-город Волжский Волгоградской области с заявлениями о предоставлении им земельных участков в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области.
В ответах заместителя главы администрации городского округа город Волжский Волгоградской области К.Э. от 11.01.2012 года, 29.12.2011 года и исполняющей обязанности заместителя главы администрации городского округа город Волжский Волгоградской области П. от 18.04.2012 года им было сообщено, что в Городском Положении в Карту градостроительного зонирования добавлена новая градостроительная зона Ж-1-1 для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в пос.Краснооктябрьский и пос.Уральский, а также прописаны требования к объектам личного подсобного хозяйства, и что на момент составления данного ответа проводится подготовка документации по планировке территорий, после чего будет осуществляться предоставление земельных участков на территории городского округа -город Волжский для ведения личного подсобного хозяйства и определен необходимый перечень предоставляемых документов. Кроме того, они включены в реестр льготной категории граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа- город Волжский.
Истцы считают, что, формулируя свои ответы, администрация городского округа город Волжский Волгоградской области преднамеренно затягивает время и не предоставляет земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа город Волжский Волгоградской области. Тем самым незаконно отказывает им в предоставлении земельных участков. До настоящего времени земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства им не предоставлены. Указывают, что о нарушении своих прав оспариваемым бездействием узнали лишь 09 декабря 2013 года от своего знакомого, когда им стало известно, что получить земельный участок можно только в судебном порядке, то есть, обращаясь в суд с заявлением о признании действий (бездействия) администрации городского округа - г. Волжский незаконными.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Л.А.Н. К.В. и В. оспаривают законность и обоснованность решения суда, просят его отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Стороны в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены посредством организации почтовой связи.
Согласно статьям 257 (ч. 2), 327 (ч. 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск срока обращения в суд с заявлением не является основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Статьей 112 ГПК РФ предусмотрено, что лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок, этот срок может быть восстановлен по причинам, признанным судом уважительными: тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и другое.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен судом лишь в исключительных случаях, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих обращению гражданина в суд за защитой нарушенных прав и свобод.
Как следует из материалов дела Л.А.Н., К.В. и В. обратившись в суд с настоящим иском просят признать незаконным бездействие администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области в предоставлении каждому из них земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно и возложить на администрацию городского округа-город Волжский Волгоградской области обязанность предоставить земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа-город Волжский Волгоградской области.
В обоснование своих требований заявителями указано, что ответами соответственно заместителя главы администрации городского округа город Волжский Волгоградской области К.Э. от 11.01.2012 года, 29.12.2011 года и исполняющей обязанности заместителя главы администрации городского округа город Волжский Волгоградской области П. от 18.04.2012 года Л.А.Н., К.В. и В. отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в границах городского округа-город Волжский Волгоградской области для ведения личного подсобного хозяйства.
С требованиями об оспаривании указанного бездействия администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области заявители обратились в суд лишь 16 декабря 2013 года, то есть с пропуском установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.
При этом о восстановлении пропущенного процессуального срока заявители не просили, доказательств уважительности пропуска такового не представили.
Пропуск же установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска такого срока, является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске Л.А.Н., К.В. и В. установленного законом процессуального срока для обращения в суд с заявленными требованиями.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы заявителей о том, что о нарушении своих прав оспариваемым бездействием им стало известно лишь 09 декабря 2013 года от своего знакомого, правильно признаны судом необоснованными, поскольку они ничем не подтверждены.
Также обоснованным судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителей о возложении на администрацию городского округа-город Волжский Волгоградской области обязанности предоставить каждому из них в собственность бесплатно земельный участок в черте городского округа-город Волжский Волгоградской области для ведения личного подсобного хозяйства исходя из следующего.
В силу п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Волгоградской области N 809-ОД от 04.04.2003 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" предусмотрено льготное (бесплатное) предоставление земельных участком для ведения личного подсобного хозяйства ветеранам боевых действий.
Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией, каждый из заявителей - Л.А.Н., К.В., В. является ветераном боевых действий, и как ветеран боевых действий имеет право на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка на основании Закона Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Статьей 3 Закона Волгоградской области N 809-ОД от 04.04.2003 г. "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" установлено, что предоставление в соответствии с настоящим Законом гражданам земельных участков в собственность бесплатно осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Волгоградской области и правовыми актами органов местного самоуправления.
В целях реализации Закона Волгоградской области от 04 апреля 2003 г. N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" Постановлением Правительства Волгоградской области от 12.02.2013 года N 59-п "Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно (далее Порядок), который действовал на момент рассмотрения обращений истца в администрацию городского округа-город Волжский Волгоградской области с заявлениями о предоставлении ему в собственность земельного участка бесплатно.
В соответствии с указанным Порядком право на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно имеют граждане, указанные в пунктах 1, 2 статьи 1 Закона Волгоградской области от 04 апреля 2003 г. N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" (п. 1.2).
Гражданин, изъявивший желание получить в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, подает заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно (далее именуется - заявление) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (далее именуется - уполномоченный орган).
Заявление подается в уполномоченный орган по месту жительства заявителя. (п. 2.1.)
Форма заявления устанавливается уполномоченным органом. (п. 2.2)
Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий к заявлению прилагают следующие документы: а) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина; б) документ, подтверждающий место жительства гражданина; в) копию удостоверения ветерана Великой Отечественной войны или копию удостоверения ветерана боевых действий (п. 2.8.).
Уполномоченный орган рассматривает принятые заявление и документы, предусмотренные пунктами 2.3 - 2.12 настоящего Порядка, и принимает решение о постановке гражданина на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно (далее именуется - учет) либо об отказе в постановке гражданина на учет (п. 3.1).
Между тем, материалы дела не содержат доказательств обращения заявителей в администрацию городского округа-город Волжский Волгоградской области с заявлением о предоставлении им как ветеранам боевых действий земельных участков в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства в установленном законом порядке с приложением необходимых документов.
Кроме того, согласно п. 7.2. Положения, земельные участки, включенные в перечень земельных участков, предлагаются уполномоченным органом на выбор гражданам путем направления письменного предложения с указанием местоположения, площади, кадастрового номера, вида разрешенного использования каждого из предлагаемых земельных участков в порядке очередности постановки таких граждан на учет.
Таким образом, законом прямо предусмотрена возможность предоставление гражданам, стоящим на учете в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно в порядке очередности.
Заявителями данных о том, что их очередь на получение земельных участков подошла не представлено.
Предоставление же заявителям земельных участков без учета очередности является недопустимым, поскольку приведет к нарушению прав иных граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в соответствии с Законом Волгоградской области N 809-ОД от 04.04.2003 года и включенным в реестр раньше истца.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал Л.А.Н., К.В. и В. в удовлетворении заявленных ими требований.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, способных повлечь отмену решения суда, судебная коллегия не усматривает.
Апелляционная жалоба ставящих под сомнение или опровергающих правильность выводов суда первой инстанции доводов не содержит.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованным судом доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 25 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.А.Н., К.В., В. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)