Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.07.2015 N 48-АПГ15-40

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что именно 01.01.2010 является датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость данных земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. N 48-АПГ15-40


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Борисовой Л.В.,
при секретаре Царевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТИТ" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном рыночной стоимости, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ТИТ" на решение Челябинского областного суда от 25 февраля 2015 г., которым в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ТИТ" отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Правительства Челябинской области Матвеевой Ю.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью "ТИТ" обратилось в Челябинский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г.:
- - с кадастровым номером 74:33:0000000:190, общей площадью 1598 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Магнитная, 4, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения нежилого здания цеха, в размере 602 136 руб.;
- - с кадастровым номером 74:33:0000000:191, общей площадью 595 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Магнитная, 4, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - нежилое здание - холодный склад для хранения пластиковых окон, в размере 243 914 руб.
К участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - учреждение), Администрация г. Магнитогорска Челябинской области.
Решением Челябинского областного суда от 25 февраля 2015 г. в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Заявитель, Управление Росреестра по Челябинской области, учреждение, Администрация г. Магнитогорска Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Правительства Челябинской области, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Как установлено судом, 31 марта 2010 г. общество приобрело земельный участок с кадастровым номером 74:33:0000000:190, 6 июня 2012 г. приобрело земельный участок с кадастровым номером 74:33:0000000:191.
Из материалов дела следует, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2010 г. утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17 августа 2011 г. N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области".
Земельные участки заявителя отсутствуют в перечне объектов недвижимости, в отношении которых названным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Согласно кадастровым справкам кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:33:0000000:190 составляет 1 647 021,76 руб., земельного участка с кадастровым номером 74:33:0000000:191 - 502 632, 20 руб.
Уведомлением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Челябинской области от 28 ноября 2014 г. N 24-2014/261 заявление общества о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков оставлено без рассмотрения.
Из представленного заявителем отчета, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Бюро независимых экспертиз и оценки" от 17 ноября 2014 г. N 0786/2014 об оценке рыночной стоимости земельных участков, подтвержденного экспертным заключением от 18 ноября 2014 г. эксперта регионального отделения "Челябинское" Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", следует, что рыночная стоимость определена по состоянию на 1 января 2010 г. и составляет 602 136 руб. и 243 914 руб. соответственно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названных случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
В соответствии с пунктом 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222, в случае изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории земель в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Обращаясь с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г., заявитель исходил из того, что именно эта дата является датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость данных земельных участков.
Между тем, как следует из материалов дела, 15 мая 2012 г. в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:33:0000000:191 на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 12 мая 2012 г. В отношении указанного участка был изменен вид разрешенного использования. Следовательно, датой, на которую определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:33:0000000:191, является дата - 15 мая 2012 г.
Согласно ответу учреждения от 17 февраля 2015 г. N 1466 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:33:0000000:190 определена в соответствии 13 марта 2012 г.
Принимая во внимание, что кадастровая стоимость находящихся в собственности общества земельных участков определена на основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, то датой определения кадастровой стоимости указанных земельных участков является дата внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, то есть 15 мая 2012 г. и 13 марта 2012 г.
В связи с тем, что заявителем представлен отчет, в котором рыночная стоимость земельных участков установлена по состоянию на 1 января 2010 г., а сведения в государственный кадастр недвижимости о них внесены 13 марта 2012 г. и 15 мая 2012 г., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что отчет оценщика не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Челябинского областного суда от 25 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)