Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-24368/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2014 г. по делу N А55-24368/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Гарифуллиной К.Р., Смоленского И.Н.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2014 (судья Ануфриева А.Э.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи: Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-24368/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869) к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара (ОГРН 1036300450086, ИНН 6315700286) о взыскании пеней в размере 5 898 789 руб. 64 коп.,

установил:

Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) о взыскании пени за просрочку оплаты арендных платежей в размере 5 898 789 руб. 64 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014, иск удовлетворен частично. С Департамента в пользу Министерства взысканы пени 522 723 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 признано не противоречащим Федеральному закону. Решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-23068/2012 установлено наличие задолженности, суд, применяя порядок расчетов, предусмотренный постановлением N 582, делает иной расчет основной задолженности и соответственно пеней, что является неправомерным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.01.2008 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (арендодатель) и Департамент (арендатор) заключили договор N 181 аренды земельного участка, по условиям которого на основании постановления главы города Самары от 18.06.2001 N 824, договора аренды земельного участка от 10.08.2001 N 010083з, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.12.2007 N 237 арендодатель предоставил, а арендатор принял и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов", имеющий кадастровый номер 63:01:0000000:0943, находящийся по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Пятая просека, площадью 9490,9 кв. м. Участок предоставлен арендатору для завершения поэтапного строительства жилой застройки.
В соответствии с пунктом 4.4 договора арендная плата вносится арендатором ежемесячно не позднее десятого числа текущего месяца.
Пунктом 7.3 договора предусмотрено, что за просрочку арендных платежей начисляется пеня в размере 0,3% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Несоблюдение обязательств по внесению арендной платы явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды применили к рассматриваемым правоотношениям положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), а также правовую позицию, сформулированную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.04.2012 N 15837/11, о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена) не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что размер арендной платы должен определяться в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2006 N 308, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582, действующее с 04.08.2009.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 Постановления N 582 установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, земельный участок был предоставлен арендатору для завершения поэтапного строительства жилой застройки с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пунктов 2 и 3 Правил определения размера арендной платы размер арендной платы за пользование земельным участком, предоставленным в аренду для строительства жилой застройки по процедуре предварительного согласования места размещения объекта составляет 2% от кадастровой стоимости земельного участка (в год).
Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что в случае предоставления до 30.12.2007 земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов, минимальный уровень размера арендной платы составляет, если объект не введен в эксплуатацию по истечении двух лет с момента заключения договора - 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, а если объект не введен в эксплуатацию по истечении трех лет с момента заключения договора - 5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Суды обеих инстанций, установив, что земельный участок передан для строительства до 30.12.2007, определили арендную плату в размере 5% от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, суды пришли к правильному выводу о том, что расчет пени, представленный истцом, не соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Поскольку обязательство по внесению арендной платы за пользование спорным земельным участком ответчиком надлежащим образом не исполнялось, суды, руководствуясь статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 7.3 договора аренды, предусматривающим ответственность арендатора за нарушение сроков перечисления арендной платы, принимая во внимание заявление ответчика о снижении размера неустойки, правомерно взыскали с Департамента неустойку в размере 522 723 руб.
Довод заявителя жалобы о том, что решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-23068/2012 установлено наличие задолженности, суд, применяя порядок расчетов, предусмотренный Постановлением N 582, делает иной расчет основной задолженности и соответственно пеней, что является неправомерным, подлежит отклонению, поскольку заявление истца о взыскании суммы пени является новым требованием с самостоятельным предметом и основаниями, следовательно, суд должен установить необходимость взыскания неустойки и определить, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 по делу N А55-24368/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Р.НАГИМУЛЛИН

Судьи
К.Р.ГАРИФУЛЛИНА
И.Н.СМОЛЕНСКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)