Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Краснодарского краевого суда Костецкая Ю.В., рассмотрев кассационную жалобу представителя администрации МО г. Краснодар <Ф.И.О.>4 поступившую в краевой суд 10 февраля 2015, на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 2 июля 2014 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 августа 2014 года по делу по иску Ч. к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Ч. обратился в суд с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Краснодарскому краю о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и обязании внести в ГКН рыночную стоимость земельного участка.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 2 июля 2014 года требования Ч. к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворены.
Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> из земель населенных пунктов для строительства кафе, площадью <...> кв. м, расположенного по <...>, в размере <...> рублей.
Суд обязал филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером из земель населенных пунктов для строительства кафе, площадью <...>. м, расположенного по <...>, в <...>, в размере рыночной стоимости - <...> рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 августа 2014 года, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации МО г. Краснодар <Ф.И.О.>2 просит указанные судебные постановления отменить, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
26 февраля 2015 года дело истребовано в кассационную инстанцию краевого суда.
12 марта 2015 года дело поступило в суд краевого суда.
Оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения по существу в кассационную инстанцию Краснодарского краевого суда не имеется.
Частью 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316. В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Во исполнение п. 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2010 года N 167-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности, он был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с п. 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в период внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Судом правомерно указано, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Статьей 12 ФЗ от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результата определения такой стоимости.
Согласно ч. 3 ст. 16 этого же Закона орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Из материалов дела следует, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по <...>, в <...> на основании договора от <...> об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка <...> от <...> года.
В соответствии с кадастровым паспортом от <...> кадастровая стоимость земельного участка составляет <...> копейки.
По делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Научно-исследовательский центр независимых экспертиз".
Согласно заключению эксперта, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...>. м, расположенного по <...>, в <...>, составляет <...>.
Суд пришел к обоснованному выводу, что поскольку установленная судом рыночная стоимость земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то требования истца подлежат удовлетворению.
Ссылка в жалобе на то, что правом требования установления по суду рыночной стоимости объекта в качестве его кадастровой стоимости обладает только собственник, является несостоятельной и основана на неправильном толковании норм права.
Учитывая изложенное, судебные постановления сомнений в законности не вызывают, а доводы кассационных жалоб в соответствии со ст. 387 ГПК РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Руководствуясь ст. 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы представителя администрации МО г. Краснодар <Ф.И.О.>5, поступившей в краевой суд 10 февраля 2015, на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 2 июля 2014 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 августа 2014 года по делу по иску Ч. к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка, для рассмотрения в судебном заседании в президиуме Краснодарского краевого суда, отказать.
Судья краевого суда
Ю.В.КОСТЕЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 21.04.2015 N 44Г-494
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2015 г. N 44г-494
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ
В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
Судья Краснодарского краевого суда Костецкая Ю.В., рассмотрев кассационную жалобу представителя администрации МО г. Краснодар <Ф.И.О.>4 поступившую в краевой суд 10 февраля 2015, на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 2 июля 2014 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 августа 2014 года по делу по иску Ч. к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Ч. обратился в суд с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Краснодарскому краю о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и обязании внести в ГКН рыночную стоимость земельного участка.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 2 июля 2014 года требования Ч. к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворены.
Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> из земель населенных пунктов для строительства кафе, площадью <...> кв. м, расположенного по <...>, в размере <...> рублей.
Суд обязал филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером из земель населенных пунктов для строительства кафе, площадью <...>. м, расположенного по <...>, в <...>, в размере рыночной стоимости - <...> рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 августа 2014 года, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации МО г. Краснодар <Ф.И.О.>2 просит указанные судебные постановления отменить, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
26 февраля 2015 года дело истребовано в кассационную инстанцию краевого суда.
12 марта 2015 года дело поступило в суд краевого суда.
Оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения по существу в кассационную инстанцию Краснодарского краевого суда не имеется.
Частью 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316. В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Во исполнение п. 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 года N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2010 года N 167-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в частности, он был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с п. 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в период внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о стоимости земельного участка), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Судом правомерно указано, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Статьей 12 ФЗ от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результата определения такой стоимости.
Согласно ч. 3 ст. 16 этого же Закона орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Из материалов дела следует, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по <...>, в <...> на основании договора от <...> об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка <...> от <...> года.
В соответствии с кадастровым паспортом от <...> кадастровая стоимость земельного участка составляет <...> копейки.
По делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Научно-исследовательский центр независимых экспертиз".
Согласно заключению эксперта, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...>. м, расположенного по <...>, в <...>, составляет <...>.
Суд пришел к обоснованному выводу, что поскольку установленная судом рыночная стоимость земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то требования истца подлежат удовлетворению.
Ссылка в жалобе на то, что правом требования установления по суду рыночной стоимости объекта в качестве его кадастровой стоимости обладает только собственник, является несостоятельной и основана на неправильном толковании норм права.
Учитывая изложенное, судебные постановления сомнений в законности не вызывают, а доводы кассационных жалоб в соответствии со ст. 387 ГПК РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Руководствуясь ст. 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы представителя администрации МО г. Краснодар <Ф.И.О.>5, поступившей в краевой суд 10 февраля 2015, на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 2 июля 2014 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 августа 2014 года по делу по иску Ч. к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка, для рассмотрения в судебном заседании в президиуме Краснодарского краевого суда, отказать.
Судья краевого суда
Ю.В.КОСТЕЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)