Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 23.04.2015 N Ф04-18369/2015 ПО ДЕЛУ N А46-11635/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. по делу N А46-11635/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Орловой Н.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение от 28.10.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) и постановление от 21.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-11635/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирские стройматериалы" (646812, Омская обл., Таврический р-н, с. Харламово, ул. Степная, 15, ОГРН 1065509002052, ИНН 5534010950) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, г. Омск, ул. Тарская, 11, ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827) о признании незаконным бездействия государственного органа.
В судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Сибирские стройматериалы" принял участие представитель Зыков А.С. по доверенности от 02.09.2014.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сибирские стройматериалы" (далее - ООО "Сибирские стройматериалы", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области, управление, заинтересованное лицо), выразившегося в нерассмотрении в установленном законом порядке заявления ООО "Сибирские стройматериалы" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 30.05.2014 для размещения объекта - участок недр для добычи суглинков (кирпичного сырья), расположенный в Таврическом муниципальном районе Омской области, в 0,9 км к югу от с. Харламово, в 0,6 км к западу от автомобильной дороги Харламово - Новотелегино - Таврическое, площадь участка 9,82 га; об обязании ТУ Росимущества в Омской области рассмотреть заявление ООО "Сибирские стройматериалы" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 30.05.2014 в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и принять соответствующее решение.
В обоснование своих требований заявитель указал на то, что земельный участок, необходимый для разработки участка недр, может быть предоставлен в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ, - с предварительным согласованием места размещения объекта. Иной процедуры предоставления земельных участков для разработки недр земельным законодательством не установлено.
Решением от 28.10.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 21.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования ООО "Сибирские стройматериалы" удовлетворены. Бездействие ТУ Росимущества в Омской области, выразившееся в нерассмотрении в установленном законом порядке заявления ООО "Сибирские стройматериалы" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 30.05.2014 для размещения объекта - участок недр для добычи суглинков (кирпичного сырья), расположенный в Таврическом муниципальном районе Омской области, в 0,9 км к югу от с. Харламово, в 0,6 км к западу от автомобильной дороги Харламово - Новотелегино - Таврическое, площадь участка 9,82 га, признано незаконным. На управление возложена обязанность рассмотреть заявление общества о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 30.05.2014 в соответствии со статьей 31 ЗК РФ и принять соответствующее решение. С ТУ Росимущества в Омской области в пользу ООО "Сибирские стройматериалы" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
ТУ Росимущества в Омской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, считая их незаконными и необоснованными.
По мнению подателя жалобы, ООО "Сибирские стройматериалы" для утверждения выбора земельного участка необходимо было предоставить акт выбора земельного участка, сведения об обосновании испрашиваемой площади, сведения об информировании, однако, указанных документов от заявителя не поступало. В связи с этим управление не имеет возможности принять решение по заявлению либо произвести какие-либо действия.
ТУ Росимущества в Омской области считает, что в силу прямого указания закона управление не утверждает выбор земельного участка, поскольку такая функция в его полномочия не входит.
ТУ Росимущества в Омской области своими действиями права заявителя не нарушало, из чего следует, что требования ООО "Сибирские стройматериалы" удовлетворению не подлежат.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Сибирские стройматериалы" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представитель общества доводы отзыва поддержал.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области ООО "Сибирские стройматериалы" была выдана лицензия на право пользования недрами серии ОМС N 80/00 ТР для геологического изучения, разведки и добычи суглинков (кирпичного сырья) на Харламовском участке недр. Участок недр согласно данным лицензии расположен в Таврическом районе Омской области, 0,9 км к югу от с. Харламово и имеет статус горного отвода.
В пункте 2.9 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи суглинков (кирпичного сырья) на Харламовском участке недр в Таврическом муниципальном районе Омской области предусмотрено, что отвод земельного участка и оформление земельных прав осуществляется пользователем недр в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Таким образом, общество на основании лицензии на право пользования недрами серии ОМС N 80/00 ТР ООО "Сибирские стройматериалы" осуществляет геологическое изучение, разведку и добычу суглинков (кирпичного сырья) на Харламовском участке недр. Участок недр согласно данным лицензии расположен в Таврическом районе Омской области, 0,9 км к югу от с. Харламово и имеет статус горного отвода.
ООО "Сибирские стройматериалы" 30.05.2014 обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просило выбрать земельный участок и предварительно согласовать место размещения участка недр для добычи суглинков (кирпичного сырья). Предполагаемое местоположение земельного участка: Омская область, Таврический район, в 0,9 км к югу от с. Харламово, в 0,6 км к западу от автомобильной дороги Харламово-Новотелегино-Таврическое. Предполагаемый размер земельного участка 98 200 кв. м; испрашиваемое право - аренда.
Согласно сопроводительному письму от 30.05.2014 с заявлением в ТУ Росимущества Омской области также были представлены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; лицензия на право пользования недрами; копия устава общества; копия решения от 07.07.2010 N 2/10; копия свидетельства ИНН от 03.02.2006, копия свидетельства ОГРН от 03.02.2006, копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 15.07.2010; копия выписки из ЕГРЮЛ и копия доверенности представителя.
В названном выше сопроводительном письме заявитель просил рассмотреть заявление ООО "Сибирские стройматериалы" и утвердить выбор земельного участка в установленном законом порядке.
В ответ на указанное обращение ТУ Росимущества в Омской области направило в адрес ООО "Сибирские стройматериалы" письмо от 20.06.2014 N ТУ-02/4919, в котором сообщило, что в составе представленных документов отсутствуют акт выбора земельного участка, сведения об обосновании испрашиваемой площади земельного участка, сведения об информировании органом местного самоуправления городских или сельских поселений о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, в связи с чем комплект документов был возвращен на доработку.
Полагая, что бездействие ТУ Росимущества в Омской области, выразившееся в нерассмотрении заявления ООО "Сибирские стройматериалы" в порядке статьи 31 ЗК РФ, противоречит требованиям действующего законодательства, ООО "Сибирские стройматериалы" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 1, 2.2 статьи 30, статьей 31 ЗК РФ, пришел к выводу, что при получении заявления о выборе земельного участка ТУ Росимущества в Омской области должно было обеспечить проведение процедур, предусмотренных статьей 31 ЗК РФ, и обеспечить выбор испрашиваемого заявителем земельного участка. Однако, каких-либо действий, направленных на осуществление выбора земельного участка по заявлению ООО "Сибирские стройматериалы", ТУ Росимущества в Омской области предпринято не было.
Доводы управления о непредставлении заявителем акта выбора, об отсутствии обоснования площади испрашиваемого земельного участка не были приняты судом во внимание.
Ссылка ТУ Росимущества в Омской области на отсутствие сведений об информировании органом местного самоуправления городских или сельских поселений о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, признана несостоятельной.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции признал незаконным бездействие ТУ Росимущества в Омской области, выразившееся в нерассмотрении в установленном законом порядке заявления ООО "Сибирские стройматериалы" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 30.05.2014 для размещения объекта - участок недр для добычи суглинков (кирпичного сырья), расположенный в Таврическом муниципальном районе Омской области, в 0,9 км к югу от с. Харламово, в 0,6 км к западу от автомобильной дороги Харламово - Новотелегино - Таврическое, площадь участка 9,82 га, тем самым удовлетворив требования заявителя.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился. Довод о том, что ТУ Росимущества в Омской области не может самостоятельно принять решение в отсутствие поручения Росимущества о предварительном согласовании мест размещения объектов при предоставлении земельного участка, суд апелляционной инстанции отклонил, поскольку в силу статей 9, 29 ЗК РФ, пунктов 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктов 4.1, 4.1.8 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, заявление о предоставлении земельного участка в аренду подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В силу пункта 2 статьи 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (статья 11 Закона N 2395-1).
Статьей 12 Закона N 2395-1 установлено, что лицензия на пользование недрами должна содержать, в том числе сведения о пространственных границах участка недр, предоставляемого в пользование, а также границах земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона N 2395-1 пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Согласно статье 25.1 Закона N 2395-1 земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Передача пользователю недр земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 30 ЗК РФ (порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 2.2 статьи 30 ЗК РФ предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Поскольку ООО "Сибирские стройматериалы" осуществляет геологическое изучение, разведку и добычу суглинков (кирпичного сырья) на Харламовском участке недр на основании лицензии на право пользования недрами серии ОМС N 80/00 ТР, то земельный участок, необходимый для разработки участка недр, предоставляется пользователю недр с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31 и 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Указанными нормами, а также нормами пункта 5 статьи 30, статей 31, 32 ЗК РФ детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
- обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ);
- информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ);
- оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ);
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ);
- в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Выполнение в отношении участка кадастровых работ и постановка его на кадастровый учет осуществляются на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта за счет лиц, заинтересованных в предоставлении участка для строительства (пункт 5 статьи 30, пункт 1 статьи 32 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (пункт 9 статьи 31 ЗК РФ).
На основании положений указанных норм, суд, установив, что земельный участок испрашивался обществом как пользователем недр в соответствии с лицензией на право пользования недрами, пришел к правомерному выводу о том, что ТУ Росимущества в Омской области должно было обеспечить проведение процедур, предусмотренных статьей 31 ЗК РФ.
При этом в случае обращения с заявлением в орган государственной власти не предусмотрено одновременное обращение с заявлением к органу местного самоуправления, обязанному произвести процедуры выбора и информирования населения, в связи с чем судами правильно указано на незаконность требования управления о предоставлении обществом акта выбора земельного участка, сведений об информировании органом местного самоуправления городских или сельских поселений о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ в заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
При наличии содержащихся в лицензии и приложении к ней данных о границах земельного участка, его площади и местоположении (Приложение N 2 к лицензии) обоснованно отклонен довод заинтересованного лица об отсутствии обоснования испрашиваемой площади земельного участка.
Таким образом, доводы заинтересованного лица не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 28.10.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.01.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11635/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.В.СИРИНА

Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Н.В.ОРЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)