Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 (судья Стафеев С.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А70-4151/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича (ОГРНИП 313723233200229) к администрации города Тюмени (625036, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Первомайская, д. 20, ИНН 7201001092, ОГРН 1027200865284) о признании недействительным (незаконным) отказа в предоставлении в собственность земельных участков, изложенного в письме Департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени "О невозможности предоставления земельных участков" от 16.04.2014 N 05-07-1640/4-1, N 05-07-1640/4 и обязании устранить нарушения прав и законных интересов.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее - ИП Крицкий А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным (незаконным) отказа администрации города Тюмени (далее - администрация) в предоставлении в собственность заявителю земельных участков с кадастровыми номерами: 72:23:0214004:157, 72:23:0216004:60, 72:23:0216003:392, 72:23:0217001:92, 72:23:0217001:311, 72:23:0217001:318, 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0218004:61, 72:23:0218004:244, 72:23:0218004:4200, 72:23:0428001:1213, изложенного в письме Департамента земельных отношений и градостроительства администрации г. Тюмени "О невозможности предоставления земельных участков" от 16.04.2014 N 05-07-1640/4-1, N 05-07-1640/4.
Заявленные требования мотивированы ссылкой на главу 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Крицкий А.В. обратился в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, которым требования, заявленные ИП Крицким А.В., удовлетворить в полном объеме.
По его мнению, суды обеих инстанций пришли к ошибочному выводу о том, что письмо от 16.04.2014 Департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени, приобщенное к материалам дела, является надлежащим доказательством того, что обращение предпринимателя от 20.03.2014 (вх. N 05-07-1640/4) рассмотрено уполномоченным лицом администрации города Тюмени, и, следовательно, бездействие со стороны администрации отсутствуют.
Предприниматель полагает, что суды пришли к ошибочному выводу о том, что Департамент является структурным подразделением администрации города Тюмени, уполномочен рассматривать, подготавливать и подписывать ответы на заявления по вопросам земельных отношений, и, следовательно, решение об отказе в предоставлении земельных участков принято Департаментом в пределах своей компетенции и полномочий.
Заявитель отмечает, что федеральный закон и устав муниципального образования устанавливают, что положения о функциональном (отраслевом) органе местной администрации - Департаменте земельных отношений и градостроительства, которое определяет полномочия департамента (а следовательно и его руководителя), в обязательном порядке утверждается представленным органом муниципального образования - Тюменской городской Думой. Положение о департаменте утверждено местной администрацией с превышением своих полномочий и юридической силы не имеет.
По мнению предпринимателя, при таких обстоятельствах указанный нормативный акт не может применяться, ссылка судов обеих инстанций на него является незаконной и неправомерной в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ).
Заявитель указывает, что поскольку Положение о Департаменте земельных отношений и градостроительства Тюменской городской Думой не утверждалось, в средствах массовой информации не публиковалось, то в силу оно не вступило, и в соответствии с Конституцией РФ применению не подлежит.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 20.03.2014 в администрацию города Тюмени на имя Главы администрации города Тюмени поступило обращение Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх. N 05-07-1640/4 в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о предоставлении в собственность, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами: 72:23:0216003:392, площадью 1 074 кв. м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Луначарского, 15; 72:23:0217001:331, площадью 1 446 кв. м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Хохрякова, 13; 72:23:0217001:332, площадью 1 052 кв. м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Хохрякова, 13А; 72:23:0217001:333, площадью 1 133 кв. м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Кирова, 13; 72:23:0218004:61, площадью 7 757, 8 кв. м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. М. Горького, 61 для целей, не связанных со строительством (организация платных автостоянок).
Письмом от 16.04.2014 Департамент земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (далее - департамент) по результатам обращения Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх. N 05-07-1640/4 сообщил указанному лицу о невозможности представления в собственность испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0216003:392, 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0218004:61, а также иных земельных участков.
Департаментом установлено, что планируемая к размещению автостоянка является временным объектом. Размещение и возведение указанных объектов осуществляется в соответствии с Порядком размещения временных построек, утвержденным постановлением администрации города Тюмени от 28.01.2010 N 11-пк "О порядке размещения временных объектов на территории г. Тюмени", а также административным регламентом предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденным администрацией города Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк (далее - Административный регламент). Однако в нарушение требований пп. "ж" п. 2.12.1 Административного регламента Крицким А.В. не были представлены документы, необходимые для рассмотрения заявления.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0216003:392 департаментом было установлено наличие дополнительного основания для отказа в предоставлении, а именно нахождение их в безвозмездном срочном пользовании третьих лиц (пп. "б" п. 2.20.1 Административного регламента).
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333 департаментом было установлено наличие еще одного дополнительного основания для отказа в предоставлении, а именно предложение разместить временные объекты на территориях, специально предназначенных для парковки автотранспорта (пп. "п" п. 2.20.1 Административного регламента).
Полагая, что администрация города Тюмени, получив заявление Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх. N 05-07-1640/4, допустила противоправное бездействие, выразившееся в том, что заявление Крицкого А.В. о предоставлении в собственность земельных участок не было рассмотрено уполномоченным органом, и не принято решение, предусмотренное частью 5 статьи 34 ЗК РФ, а департамент не является лицом, уполномоченным на рассмотрение таких заявлений, поскольку заявитель обращался непосредственно в администрацию города Тюмени, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Кассационная инстанция рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием) возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
К органам местного самоуправления относится местная администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий (статьи 2, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В частности, к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (пункт 3 части 1 статьи 16 названного Закона).
Структура и компетенция органов администрации города Тюмени определяются ее Уставом, согласно части 1 статьи 43 которого администрация города Тюмени в соответствии с федеральным законодательством, законами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, водными объектами, отнесенными к муниципальной собственности города Тюмени, а также в соответствии с переданными государственными полномочиями осуществляет распоряжение земельными участками, лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.4 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденного решением Тюменской городской думы от 31.05.2007 N 575, в силу которых администрация города Тюмени является органом, уполномоченным на осуществление функций по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Тюмени.
В пункте 3.2 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденного решением Тюменской городской Думы от 31.05.2007 N 575, отражены полномочия администрации города Тюмени.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Устава города Тюмени структура администрации города Тюмени утверждается Тюменской городской Думой по представлению Главы администрации города Тюмени. В структуру администрации города Тюмени могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Тюмени.
Решением Тюменской городской Думы от 20.03.2008 N 818 утверждена структура администрации города Тюмени. В соответствии с названным решением одним из отраслевых (функциональных) органов администрации города Тюмени является департамент.
В соответствии с решением Тюменской городской Думы от 20.03.2008 N 818 "О структуре администрации города Тюмени", распоряжением администрации г. Тюмени от 09.04.2009 N 576 утверждено Положение о департаменте.
Согласно пункту 3.1.2 Положения о департаменте, утвержденного распоряжением администрации города Тюмени от 09.04.2009 N 576, Департамент осуществляет прием и регистрацию обращений (заявлений) юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам земельных отношений в пределах предоставленных полномочий органам местного самоуправления, подготавливает, подписывает от имени администрации города Тюмени и направляет ответы заявителям, выдает заявителям по итогам рассмотрения обращений необходимый пакет документов.
Из пункта 5.5 указанного Положения следует, что директор Департамента подписывает от имени администрации города Тюмени ответы заявителям по вопросам земельных отношений и градостроительной деятельности в пределах предоставленных полномочий.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что Департамент, являясь структурным подразделением администрации города Тюмени, в силу указанных выше норм уполномочен рассматривать, подготавливать и подписывать ответы на заявления по вопросам земельных отношений, учитывая, что со стороны администрации города Тюмени отсутствуют бездействия по рассмотрению обращения Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх. N 05-07-1640/4, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по делу N А70-4151/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
В.В.ТИХОМИРОВ
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 12.12.2014 N Ф04-11580/2014 ПО ДЕЛУ N А70-4151/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2014 г. по делу N А70-4151/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 (судья Стафеев С.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А70-4151/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Крицкого Александра Владимировича (ОГРНИП 313723233200229) к администрации города Тюмени (625036, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Первомайская, д. 20, ИНН 7201001092, ОГРН 1027200865284) о признании недействительным (незаконным) отказа в предоставлении в собственность земельных участков, изложенного в письме Департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени "О невозможности предоставления земельных участков" от 16.04.2014 N 05-07-1640/4-1, N 05-07-1640/4 и обязании устранить нарушения прав и законных интересов.
Суд
установил:
индивидуальный предприниматель Крицкий Александр Владимирович (далее - ИП Крицкий А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным (незаконным) отказа администрации города Тюмени (далее - администрация) в предоставлении в собственность заявителю земельных участков с кадастровыми номерами: 72:23:0214004:157, 72:23:0216004:60, 72:23:0216003:392, 72:23:0217001:92, 72:23:0217001:311, 72:23:0217001:318, 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0218004:61, 72:23:0218004:244, 72:23:0218004:4200, 72:23:0428001:1213, изложенного в письме Департамента земельных отношений и градостроительства администрации г. Тюмени "О невозможности предоставления земельных участков" от 16.04.2014 N 05-07-1640/4-1, N 05-07-1640/4.
Заявленные требования мотивированы ссылкой на главу 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Крицкий А.В. обратился в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, которым требования, заявленные ИП Крицким А.В., удовлетворить в полном объеме.
По его мнению, суды обеих инстанций пришли к ошибочному выводу о том, что письмо от 16.04.2014 Департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени, приобщенное к материалам дела, является надлежащим доказательством того, что обращение предпринимателя от 20.03.2014 (вх. N 05-07-1640/4) рассмотрено уполномоченным лицом администрации города Тюмени, и, следовательно, бездействие со стороны администрации отсутствуют.
Предприниматель полагает, что суды пришли к ошибочному выводу о том, что Департамент является структурным подразделением администрации города Тюмени, уполномочен рассматривать, подготавливать и подписывать ответы на заявления по вопросам земельных отношений, и, следовательно, решение об отказе в предоставлении земельных участков принято Департаментом в пределах своей компетенции и полномочий.
Заявитель отмечает, что федеральный закон и устав муниципального образования устанавливают, что положения о функциональном (отраслевом) органе местной администрации - Департаменте земельных отношений и градостроительства, которое определяет полномочия департамента (а следовательно и его руководителя), в обязательном порядке утверждается представленным органом муниципального образования - Тюменской городской Думой. Положение о департаменте утверждено местной администрацией с превышением своих полномочий и юридической силы не имеет.
По мнению предпринимателя, при таких обстоятельствах указанный нормативный акт не может применяться, ссылка судов обеих инстанций на него является незаконной и неправомерной в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ).
Заявитель указывает, что поскольку Положение о Департаменте земельных отношений и градостроительства Тюменской городской Думой не утверждалось, в средствах массовой информации не публиковалось, то в силу оно не вступило, и в соответствии с Конституцией РФ применению не подлежит.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 20.03.2014 в администрацию города Тюмени на имя Главы администрации города Тюмени поступило обращение Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх. N 05-07-1640/4 в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о предоставлении в собственность, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами: 72:23:0216003:392, площадью 1 074 кв. м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Луначарского, 15; 72:23:0217001:331, площадью 1 446 кв. м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Хохрякова, 13; 72:23:0217001:332, площадью 1 052 кв. м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Хохрякова, 13А; 72:23:0217001:333, площадью 1 133 кв. м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. Кирова, 13; 72:23:0218004:61, площадью 7 757, 8 кв. м, с адресным описанием: г. Тюмень, ул. М. Горького, 61 для целей, не связанных со строительством (организация платных автостоянок).
Письмом от 16.04.2014 Департамент земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (далее - департамент) по результатам обращения Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх. N 05-07-1640/4 сообщил указанному лицу о невозможности представления в собственность испрашиваемых земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0216003:392, 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0218004:61, а также иных земельных участков.
Департаментом установлено, что планируемая к размещению автостоянка является временным объектом. Размещение и возведение указанных объектов осуществляется в соответствии с Порядком размещения временных построек, утвержденным постановлением администрации города Тюмени от 28.01.2010 N 11-пк "О порядке размещения временных объектов на территории г. Тюмени", а также административным регламентом предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений, утвержденным администрацией города Тюмени от 01.08.2011 N 81-пк (далее - Административный регламент). Однако в нарушение требований пп. "ж" п. 2.12.1 Административного регламента Крицким А.В. не были представлены документы, необходимые для рассмотрения заявления.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333, 72:23:0216003:392 департаментом было установлено наличие дополнительного основания для отказа в предоставлении, а именно нахождение их в безвозмездном срочном пользовании третьих лиц (пп. "б" п. 2.20.1 Административного регламента).
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0217001:331, 72:23:0217001:332, 72:23:0217001:333 департаментом было установлено наличие еще одного дополнительного основания для отказа в предоставлении, а именно предложение разместить временные объекты на территориях, специально предназначенных для парковки автотранспорта (пп. "п" п. 2.20.1 Административного регламента).
Полагая, что администрация города Тюмени, получив заявление Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх. N 05-07-1640/4, допустила противоправное бездействие, выразившееся в том, что заявление Крицкого А.В. о предоставлении в собственность земельных участок не было рассмотрено уполномоченным органом, и не принято решение, предусмотренное частью 5 статьи 34 ЗК РФ, а департамент не является лицом, уполномоченным на рассмотрение таких заявлений, поскольку заявитель обращался непосредственно в администрацию города Тюмени, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Кассационная инстанция рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов оспариваемыми актами, действиями (бездействием) возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
К органам местного самоуправления относится местная администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий (статьи 2, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В частности, к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (пункт 3 части 1 статьи 16 названного Закона).
Структура и компетенция органов администрации города Тюмени определяются ее Уставом, согласно части 1 статьи 43 которого администрация города Тюмени в соответствии с федеральным законодательством, законами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, водными объектами, отнесенными к муниципальной собственности города Тюмени, а также в соответствии с переданными государственными полномочиями осуществляет распоряжение земельными участками, лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.4 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденного решением Тюменской городской думы от 31.05.2007 N 575, в силу которых администрация города Тюмени является органом, уполномоченным на осуществление функций по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Тюмени.
В пункте 3.2 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Тюмени, утвержденного решением Тюменской городской Думы от 31.05.2007 N 575, отражены полномочия администрации города Тюмени.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Устава города Тюмени структура администрации города Тюмени утверждается Тюменской городской Думой по представлению Главы администрации города Тюмени. В структуру администрации города Тюмени могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Тюмени.
Решением Тюменской городской Думы от 20.03.2008 N 818 утверждена структура администрации города Тюмени. В соответствии с названным решением одним из отраслевых (функциональных) органов администрации города Тюмени является департамент.
В соответствии с решением Тюменской городской Думы от 20.03.2008 N 818 "О структуре администрации города Тюмени", распоряжением администрации г. Тюмени от 09.04.2009 N 576 утверждено Положение о департаменте.
Согласно пункту 3.1.2 Положения о департаменте, утвержденного распоряжением администрации города Тюмени от 09.04.2009 N 576, Департамент осуществляет прием и регистрацию обращений (заявлений) юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам земельных отношений в пределах предоставленных полномочий органам местного самоуправления, подготавливает, подписывает от имени администрации города Тюмени и направляет ответы заявителям, выдает заявителям по итогам рассмотрения обращений необходимый пакет документов.
Из пункта 5.5 указанного Положения следует, что директор Департамента подписывает от имени администрации города Тюмени ответы заявителям по вопросам земельных отношений и градостроительной деятельности в пределах предоставленных полномочий.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что Департамент, являясь структурным подразделением администрации города Тюмени, в силу указанных выше норм уполномочен рассматривать, подготавливать и подписывать ответы на заявления по вопросам земельных отношений, учитывая, что со стороны администрации города Тюмени отсутствуют бездействия по рассмотрению обращения Крицкого А.В. от 20.03.2014 вх. N 05-07-1640/4, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по делу N А70-4151/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Н.ТАМАШАКИН
Судьи
В.В.ТИХОМИРОВ
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)