Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2015 N 10АП-3697/2015 ПО ДЕЛУ N А41-63419/14

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. по делу N А41-63419/14


Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
- от ООО "Ашукино": Астафьев А.Г., по доверенности от 10.07.2014;
- от Комитета по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области: Благий Л.Н., по доверенности от 02.02.2015 N 2;
- от Администрации Пушкинского муниципального района: Благий Л.Н., по доверенности от 30.01.2015 N 7;
- от Правительства Московской области: не явились, извещены;
- от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились,
извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ашукино" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2015 года по делу N А41-63419/14, принятое судьей Уваровым А.О. по заявлению ООО "Ашукино" к Комитету по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Администрации Пушкинского муниципального района, третьи лица: Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,

установил:

ООО "Ашукино" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Комитету по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Администрации Пушкинского муниципального района со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
- 1. Признать незаконным бездействие Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, выразившиеся в отказе заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020103:296, площадью 10 000,0 кв. м (земли населенных пунктов) для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с целью их строительства, расположенных по адресу: Московская область, Пушкинский район, поселок Ашукино, ул. Железнодорожная, северная сторона;
- 2. Обязать Администрацию Пушкинского муниципального района Московской области заключить договор аренды с ООО "Ашукино" в установленном порядке, сроком на 3 года, за плату, на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0020103:296, площадью 10 000,0 кв. м (земли населенных пунктов) для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с целью их строительства, расположенных по адресу: Московская область, Пушкинский район, поселок Ашукино, ул. Железнодорожная, северная сторона.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2015 года по делу N А41-63419/14 требования ООО "Ашукино" удовлетворены в части. Суд решил: признать недействительным отказ Администрации Пушкинского муниципального района в предоставлении ООО "Ашукино" на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020103:296, изложенный в письме (выписке из протокола N 11 от 10.07.2014) от 16.07.2014 N 548/23-4. В удовлетворении заявленных требований об обязании Администрации Пушкинского муниципального района принять решение о предоставлении ООО "Ашукино" на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020103:296 и направлении проекта договора аренды отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ООО "Ашукино" обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованных лиц против указанных доводов возражал.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Администрацией Пушкинского муниципального района Московской области 30.05.2012 было принято постановление N 1590 Об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 10 000 кв. м, по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Ашукино, ул. Железнодорожная, северная сторона, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, ООО "Ашукино" (далее - Постановление N 1590).
Спорный земельный участок 19.07.2012 был поставлен на государственный кадастровый учет (КН 50:13:0020103:296).
Заявитель 16.07.2014 обратился в Администрацию Пушкинского муниципального района МО с заявлением, в котором просил заключить договор аренды с ООО "Ашукино" на земельный участок площадью 10 000 кв. м (земли населенных пунктов) для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с целью их строительства, расположенных по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Ашукино, ул. Железнодорожная, северная сторона.
В ответ на вышеуказанное обращение заявителем было получено письмо (выписка из протокола N 11 от 10.07.2014) от 16.07.2014 N 548/23-4, в котором содержался отказ в предоставлении заявителю на праве аренды земельного участка площадью 10000 кв. м с кН 50:13:0020103:296.
Полагая указанный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.
В обоснование причин отказа заинтересованное лицо указало, что в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о предоставлении его на праве постоянного (бессрочного) пользования Администрации городского поселения Ашукино согласно ее обращению.
Вместе с тем, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц только земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (абзац 5 пункта 4 статьи 28 ЗК РФ).
Наличие заявления иных лиц о предоставлении им того же земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, не является основанием для отказа лицу, обратившемуся в порядке ст. 28 ЗК РФ.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа Администрации Пушкинского муниципального района в предоставлении ООО "Ашукино" на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020103:296, изложенного в письме (выписке из протокола N 11 от 10.07.2014) от 16.07.2014 N 548/23-4.
Отказывая в удовлетворении требования об обязании Администрации заключить договор аренды спорного земельного участка, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен в статьях 30 и 31 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется на основании соответствующего обращения в уполномоченный орган заинтересованного лица.
В процессе осуществления процедуры выбора земельного участка в целях его предоставления для строительства органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу пункта 3 названной статьи об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка для строительства объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованное лицо не лишено возможности подать заявление о предоставлении ему земельного участка и при наличии иных претендентов на этот участок.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года N 4224/10 сформулирован правовой подход, заключающийся в том, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ информирование населения о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка для строительства должна быть произведена до даты утверждения акта о выборе земельного участка для строительства и тем более, постановки его на кадастровый учет.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Соответственно, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Изложенный правовой подход сформулирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Указанная правовая позиция также изложена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2015 по делу N А41-25457/14.
Как следует из материалов дела, Администрацией Пушкинского муниципального района Московской области 30.05.2012 принято постановление N 1590 "Об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 10 000 кв. м, по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Ашукино, ул. Железнодорожная, северная сторона, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, ООО "Ашукино".
Из текста названного постановления следует, что заинтересованное лицо:
1. утверждает акт выбора и схему расположения земельного участка на территории и предварительно согласовывает место размещения объектов данном земельном участке ООО "Ашукино",
2. обязывает ООО "Ашукино" обеспечить отвод земельного участка в натуре,
3. обязывает Управление делами Администрации Пушкинского муниципального района Московской области организовать публикацию информации о формировании и возможном предоставлении в аренду земельного участка,
4. возлагает контроль за исполнением постановления на и.о. председателя Комитета по управлению имуществом администрации муниципального района.
Однако, информация о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0020103:296 общей площадью 10 000 кв. м по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос. Ашукино, ул. Железнодорожная, северная сторона, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания была опубликована органом местного самоуправления 20.02.2013 в газете "Маяк" N 12 (11847) после утверждения акта выбора земельного участка (30.05.2012) и постановки земельного участка на кадастровый учет (19.07.2012), что является нарушением требований земельного законодательства по срокам информирования населения и по содержанию.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что была нарушена установленная законном последовательность действий по предоставлению земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В своей апелляционной жалобе общество указывает, что опубликование информации о предоставлении земельного участка в аренду является обязанностью Администрации, соответственно, по мнению заявителя, спорный земельный участок должен быть предоставлен обществу.
Однако, как указывалось выше, публичное информирование о предстоящем предоставлении земельных участков в аренду направлено на соблюдение прав населения, а также иных претендентов на спорный земельный участок. Соответственно, отсутствие такого информирования исключает предоставление земельного участка обществу по предусмотренной статьями 30 - 32 ЗК РФ процедуре.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2015 года по делу N А41-63419/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)