Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2014 ПО ДЕЛУ N А17-4436/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. по делу N А17-4436/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Караваевой А.В., Буториной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу дачного потребительского кооператива "Ветерок"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.10.2013 по делу N А17-4436/2013, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению дачного потребительского кооператива "Ветерок" (ОГРН 1123720000117; ИНН 3720006139, местонахождение: Ивановская обл., д. Пелевино, ул. Советская, 8)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (ОГРН 1043700251099; ИНН 3702064145, местонахождение: г. Иваново, ул. Кавалерийская, 5)
о признании незаконным отказа,

установил:

дачный потребительский кооператив "Ветерок" (далее - заявитель, ДПК "Ветерок", кооператив) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее - ответчик, Управление, Управление Росреестра) о признании незаконным отказа (сообщения от 14.06.2013 N 942) Управления внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) уточняющие сведения о земельном участке с кадастровым номером 37:22:020201:719 в связи с изменением вида его разрешенного использования с "для производства сельхозпродукции" на "для дачного строительства" и выдать на земельный участок с кадастровым номером 37:22:020201:719 свидетельство о государственной регистрации права в связи с изменением вида его разрешенного использования с "для производства сельхозпродукции" на "для дачного строительства", а также об обязании Управления внести в ЕГРП уточняющие сведения о земельном участке с кадастровым номером 37:22:020201:719 в связи с изменением вида его разрешенного использования с "для производства сельхозпродукции" на "для дачного строительства" и выдать на земельный участок с кадастровым номером 37:22:020201:719 свидетельство о государственной регистрации права в связи с изменением вида его разрешенного использования с "для производства сельхозпродукции" на "для дачного строительства".
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 24.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ДПК "Ветерок" обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В частности ответчик считает, что названное письмо Минэкономразвития России является мнением данного органа по соответствующему вопросу и не является обязательным для правоприменителя. Управление считает, что под регистрационными действиями понимаются все действия, которыми вносятся соответствующие записи в ЕГРП, в том числе, и внесение изменений в подраздел I, за исключением случае прямо указанных в законе и при их совершении проводится правовая экспертиза документов.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Управление заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ДПК "Ветерок" принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 48783 кв. м, с кадастровым номером 37:22:020201:719, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 31.05.2012 (л.д. 32).
На основании заявления ДПК "Ветерок" Администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области вынесено постановление от 28.12.2012 N 724 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков по адресу: Ивановская область, Юрьевецкий район, дер. Царево, дер. Федорково, б.н.п. дер. Высокополье". Данным постановлением изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 37:22:020201:719 с "для производства сельхозпродукции" на "для дачного строительства" (л.д. 29).
В государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости от 19.02.2013 (л.д. 33).
30.04.2013 ДПК "Ветерок обратился в Юрьевецкий отдел Управления Росреестра с заявлением о внесении изменений в сведения о земельном участке, содержащиеся в ЕГРП об изменении разрешенного использования земельных участков с "для производства сельхозпродукции" на "для дачного строительства".
Сообщением от 14.06.2013 N 942 (л.д. 36) Управление отказало заявителю в государственной регистрации внесения изменений и выдаче повторного свидетельства на земельный участок на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (также по тексту - Закон N 122-ФЗ), указав, в частности, что изменение вида разрешенного использования участка, относящегося к сельскохозяйственным угодьям, возможно только после изменения категории земель.
Полагая, что данное решение не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ДПК "Ветерок обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Ивановской области, руководствуясь положениями ст. ст. 198 - 201 АПК РФ ст. ст. 1, 7, 8, 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. ст. 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), Законом Ивановской области от 16.06.2008 N 58-ОЗ "О мерах по реализации статьи 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ст. ст. 13, 20 Закона N 122-ФЗ, Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного учета объектов недвижимости" пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено деление земель по целевому назначению на категории.
Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификаторами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при отсутствии документов о зонировании территории (до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой администрации с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования.
В силу части 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
На основании положений статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
Согласно части 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Часть 6 статьи 30 ГрК РФ предусматривает указание вида разрешенного использования в градостроительном регламенте.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (часть 6 статьи 36 ГрК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 36 и частью 5 статьи 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Из вышеизложенного следует, что Земельный кодекс Российской Федерации и Закон N 101-ФЗ не предусматривают изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их из одной категории в другую.
Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию урегулированы Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В соответствии со статьями 2 и 3 Закона N 172-ФЗ вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации в другую категорию, рассматривается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как установил суд первой инстанции, в силу положений Закона Ивановской области от 16.06.2008 N 58-ОЗ "О мерах по реализации статьи 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Постановления Правительства Ивановской области от 24.09.2008 N 246-п "О содержании ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и составе прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации" органом, уполномоченным по принятию акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, не территории Ивановской области является Правительство Ивановской области.
В рассматриваемом случае соответствующее решение Правительства Ивановской области о переводе земельного участка с кадастровым номером 37:22:020201:719 из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" не принималось. Изменения в государственный кадастр недвижимости о виде разрешенного использования указанного земельного участка внесены на основании постановления Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от 28.12.2012 N 724 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков по адресу: Ивановская область, Юрьевецкий район, дер. Царево, дер. Федорково, б.н.п. дер. Высокополье".
Постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01.06.2009 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Из пункта 5.1.1. указанного Положения следует, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет полномочия по государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним. Кроме того к полномочиям указанной службы отнесено осуществление государственного земельного контроля (п. 5.1.14 Положения).
В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Положения Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в частности абз. 2 п. 3 ст. 9, абз. 3 п. 1 ст. 13 и абз. 11 п. 1 ст. 17 предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Кроме того, согласно абз. 2 п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а п. 1 ст. 18 названного Закона устанавливает, что правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Статьей 20 Закона N 122-ФЗ установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Управление Росреестра при рассмотрении заявления ДПК "Ветерок" установило, спорный земельный участок не переведен из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в связи с чем отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка. Изменение ответчиком сведений в ЕГРП о разрешенном использовании спорного земельного участка, относящегося к категории "земель сельскохозяйственного назначения", с "для производства сельхозпродукции" на "для дачного строительства" противоречило бы (в случае осуществления соответствующих регистрационных действий Управлением) положениям ст. ст. 77, 78 ЗК РФ, ст. ст. 2, 3 Закона N 172-ФЗ.
В абзаце 5 пункта 4 статьи 18 Закона N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) предусмотрено, что в случае, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные данные о таком объекте недвижимого имущества могут вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества или прилагаемой кадастровой выписки о таком объекте недвижимого имущества, содержащей внесенные в государственный кадастр недвижимости новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно пункту 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 (далее - Правила N 219) подраздел I ЕГРП содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. Записи в подраздел I могут вноситься на основании иных документов в случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании пункта 30 названных Правил вид разрешенного использования земельного участка указывается в графе "Назначение" подраздела I (форма I-1) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок
Согласно пункту 67 Правил N 219 для внесения в ЕГРП сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода прав на него, используется тип записи об изменениях. К таким сведениям относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица или адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.

По мнению арбитражного апелляционного суда, с учетом полномочий Управления Росреестра и в связи с отсутствием в Законе N 122-ФЗ и Правилах N 219 каких-либо специальных норм, регулирующих порядок проверки документов, представленных для изменения сведений об объекте недвижимого имущества, подлежат применению нормы Главы III Закона N 122-ФЗ "Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе положения абз. 3 п. 1 ст. 13, абз. 11 п. 1 ст. 17 и абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20. То обстоятельство, что в рассматриваемом случае осуществляется не государственная регистрация прав на земельный участок, а внесение изменений в графу "Назначение" подраздела I ЕГРП, содержащего краткое описание объекта недвижимого имущества, не свидетельствует о безоговорочной обязанности Управления внести соответствующие изменения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 37:22:020201:719. Управление обязано было провести проверку юридической силы всех документов представленных заявителем и в случае несоответствия их действующему законодательству отказать во внесении изменений в сведения об указанном земельном участке.
Таким образом, доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.10.2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Согласно подп. 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1000 руб.
Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 2000 руб. по платежному поручению от 18.11.2013 N 130, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату плательщику.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 24.10.2013 по делу N А17-4436/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу дачного потребительского кооператива "Ветерок" - без удовлетворения.
Возвратить дачному потребительскому кооперативу "Ветерок" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 18.11.2013 N 130.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
П.И.КОНОНОВ

Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Г.Г.БУТОРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)