Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кимрского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 марта 2015 года по делу N А66-12408/2014 (судья Бачкина Е.А.),
Садоводческое некоммерческое товарищество "Мечта" (ОГРН 1046906000646, ИНН 6927003958, место нахождения: 171501, Тверская обл., Кимрский р-н, урочище Воргаш, далее - СНТ "Мечта") обратилось в суд со следующими требованиями:
- о признании незаконным бездействия администрации Кимрского района Тверской области (ОГРН 1026901669684, ИНН 692700095, место нахождения: 171506, Тверская обл., г. Кимры, ул. Урицкого, д. 15, далее - Администрация), выразившегося в непредоставлении ответа на обращение СНТ "Мечта" от 18.09.2013 N 1-09/13 о разрешении бесплатного оформления земельных участков в собственность СНТ "Мечта";
- о признании незаконным отказа Администрации, содержащегося в письме от 04.04.2014 N 185 в предоставлении СНТ "Мечта" на праве собственности бесплатно земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, а также в предоставлении членам СНТ "Мечта" на праве собственности бесплатно земельных участков, предоставленных данным членам на основе устанавливающих распределение земельных участков документов;
- о возложении обязанности на Администрацию по рассмотрению по существу обращения СНТ "Мечта" от 18.09.2013 N 1-09/13 (с учетом уточнения исковых требований от 27.01.2015);
- Также СНТ "Мечта" просило суд взыскать судебные расходы в сумме 50 000 руб.
Решением суда от 17 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Администрации, содержащийся в письме от 04.04.2014 N 185, в части предоставления СНТ "Мечта" на праве собственности бесплатно земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования. В остальной части в удовлетворении требований отказано, в связи с пропуском заявителем срока на обращение в суд. С Администрации в пользу СНТ "Мечта" взысканы судебные расходы в сумме 10 000 руб. В остальной части в удовлетворении требования отказано. Также с Администрации в пользу СНТ "Мечта" взыскано 4000 руб. расходов по госпошлине.
Администрация с решением суда в части удовлетворенных требований не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, просит его в удовлетворенной части отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к следующему. Уточнение иска, в котором СНТ "Мечта" просило признать незаконным отказ Администрации, содержащейся в письме от 04.04.2014 N 185, заявлено 27.01.2015. В отношении указанного требования Администрацией заявлялось о пропуске СНТ "Мечта" срока для обращения в суд (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Оспариваемое решение ответчика от 04.04.2014 N 185 получено заявителем 01.07.2014. Таким образом, установленный трехмесячный срок обжалования данного решения истек 01.10.2014. Требование заявлено 27.01.2015, ходатайство о восстановлении срока по данному требованию с указанием уважительности причин пропуска срока СНТ "Мечта" не заявлено, поэтому данное требование не подлежало удовлетворению. Более того, оспариваемое решение Администрации не может быть признано незаконным, поскольку председатель СНТ "Мечта" не имела полномочий по обращению с указанным заявлением. Председатель СНТ "Мечта" мог обратиться с заявлением о предоставлении СНТ "Мечта" на праве собственности бесплатно земельных участков относящихся к имуществу общего пользования только при наличии соответствующего решения общего собрания членов СНТ "Мечта" о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного СНТ. Такое решение не представлено председателем СНТ "Мечта" в адрес Администрации. Поскольку ни одно из заявленных требований не подлежит удовлетворению, то не подлежат возмещению и судебные расходы. С остальными выводами суда ответчик согласен.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку Администрацией обжалуется только часть решения, то в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции при отсутствии возражений сторон проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 (ред. от 23.07.2009) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при отсутствии возражений сторон по проверке судебного акта в обжалуемой части до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением главы Администрации от 28.12.1993 N 193, специализированному управлению по развитию коллективного садоводства при Департаменте развития Московского региона переданы в пользование земельный участок площадью 350 га болот, освободившихся после добычи торфа, для организации коллективных садов.
На садоводческие товарищества, организованные на отводимых землях, возложена обязанность по перерегистрации пользования землей.
В соответствии с постановлением главы Кимрского района от 03.07.1995 N 83 на основании учредительных документов зарегистрирован Садоводческий кооператив "Мечта" без права ведения предпринимательской деятельности по адресу: Урочище "Воргуш" Кимрского района Тверской области, на участке земли общей площадью 62.7 га выделенной постановлением от 28.12.1993 N 193.
В государственный кадастр недвижимости 28.10.205 внесены сведения о земельном участке общей площадью 627 000 кв. м с кадастровым номером 69:14:0216301:6 с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: Тверская область, р-н Кимрский, урочище "Воргуш", садоводческий кооператив "Мечта", разрешенное использование - для ведения коллективного садоводства, правообладатель - Садоводческий кооператив "Мечта".
В соответствии с пунктом 1 постановления Администрации от 02.09.2009 N 189 "О внесении изменений в постановление главы администрации Кимрского района Тверской области "О регистрации садоводческого кооператива "Мечта" от 03.07.1995 N 83" внесены изменения в пункт 1 постановления главы администрации Кимрского района, который следует читать в следующей редакции: "1. Зарегистрировать в Кимрском районе некоммерческую организацию Садоводческий кооператив "Мечта" без права ведения предпринимательской деятельности по адресу: урочище "Воргуш" Кимрского района Тверской области на участке земли общей площадью 62,7 га категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, выделенной постановлением главы администрации района от 28.12.1993 N 193 специализированному управлению по развитию коллективного садоводства Московского региона для ведения коллективного садоводства на правах собственности".
В соответствии с межевым планом и актом согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 69:14:0216301:6 площадью 627 000 кв. м установлены границы земельного участка, занимаемого СНТ "Мечта".
В соответствии с постановлением Администрации от 01.12.2010 N 396 "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому товариществу "Мечта" установлен вид разрешенного использования земельного участка общей площадью 62,7 га - "для ведения садоводства".
В период с 2011 года по настоящий момент члены СНТ "Мечта" неоднократно обращались в Администрацию с заявлениями о передаче земельных участков, образованных на территории товарищества в собственность на основании пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ), однако Администрация отказывала в передаче земельных участков, ссылаясь на то, что обратившиеся члены товарищества зарегистрированы в СНТ "Мечта" после вступления в законную силу Закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, в связи с чем, пункт 4 статьи 28 указанного Закона не подлежит применению.
С целью защиты своих прав и прав своих членов СНТ "Мечта" обратилось к главе Администрации в форме письма от 18.09.2013 N 1-09/13 с просьбой разрешить передачу в собственность членам товарищества земельных участков (т. 1, л. 25 - 27).
В связи с отсутствием ответа на обращение СНТ "Мечта", последнее обратилось в Администрацию с жалобой от 21.05.2014 N 02-05/14 на бездействие должностных лиц Администрации (т. 1, л. 28).
В ответ на жалобу, Администрация сообщила товариществу о проведении служебной проверки (т. 1, л. 29).
Также, СНТ "Мечта" 04.03.2014 обратилось к Администрации с заявлением N 01-03/14 (т. 1, л. 81), в том числе, о передаче в собственность товарищества в соответствии с проектом планировки и застройки (1995 год) земель общего пользования площадью 1,605 га, площадь дорог и проездов 6,72 га, пожарные водоемы площадью 5,325 га.
Администрация, 04.04.2014 письмом N 185 (т. 1, л. 82) отказала заявителю в предоставлении земельного участка N 3 на правах собственности бесплатно и закреплении за членами товарищества земельных участков.
Данный отказ получен заявителем 01.07.2014, что подтверждено самим заявителем в уточнении к исковому заявлению (т. 1, л. 75 - 80, 83).
Посчитав, указанные выше действия Администрации нарушающими законные права и интересы СНТ "Мечта" и членов СНТ "Мечта", СНТ "Мечта" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными частично.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.
В удовлетворении требования СНТ о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в не предоставлении ответа на обращение СНТ "Мечта" от 18.09.2013 N 1-09/13 о разрешении бесплатного оформления земельных участков в собственность СНТ "Мечта", судом первой инстанции отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд с таким заявлением в нарушение части 4 статьи 198 АПК РФ.
В указанных частях решение суда не обжалуется.
Суд апелляционной инстанции считает, что требование заявителя о признании незаконным отказа Администрации, содержащегося в письме от 04.04.2014 N 185, в части предоставления СНТ "Мечта" на праве собственности бесплатно земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, также удовлетворению не подлежит.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В случае пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, организация или гражданин вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о его восстановлении. Арбитражный суд по результатам рассмотрения такого заявления вправе принять одно из следующих решений: об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, на что указывается в соответствующих судебных актах.
Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки по правилам статей 65 и 71 АПК РФ принадлежит суду первой инстанции.
Следовательно, признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, а возможность восстановления процессуального срока ставится законом в зависимость от усмотрения суда при наличии соответствующего ходатайства со стороны заявителя.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными данной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
При этом выбор конкретного способа защиты своих нарушенных прав и законных интересов принадлежит заявителю.
Процессуальные сроки, установленные АПК РФ, являются гарантией соблюдения прав лиц, участвующих в деле.
Немотивированное восстановление процессуального срока не соответствует части 3 статьи 41 АПК РФ и нарушает принцип равноправия участников процесса, предусмотренный статьей 8 АПК РФ.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о применении статьи 198 АПК РФ, изложенной в определениях N 657-О-О и 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, начинает течь с момента, когда организации или гражданину стало известно о нарушении своих прав.
При этом уважительность причин пропуска может быть связана лишь с наличием таких объективно существовавших обстоятельств, которые не зависели и не могли зависеть от воли участников судебного процесса, но непосредственно связаны с возникновением препятствий для совершения лицами, участвующими в деле, процессуальных действий.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение ответчика от 04.04.2014 N 185 получено заявителем 01.07.2014.
Таким образом, установленный трехмесячный срок обжалования данного решения истек 01.10.2014.
Вместе с тем, данное требование заявлено СНТ "Мечта" только в уточненном заявлении от 27.01.2015 (т. 1, л. 131).
Ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд СНТ "Мечта" не заявлялось, следовательно, правовых оснований для восстановления срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ, пропущенного заявителем без уважительных причин, не имелось.
О пропуске указанного срока Администрацией было указано в дополнительном отзыве по делу от 16.02.2015 (т. 2, л. 1 - 3).
Однако, в нарушение требований процессуального закона судом первой инстанции доводы Администрации не рассмотрены, какие-либо выводы по ним в обжалуемом судебном акте отсутствуют.
Вместе с тем пропуск срока подачи заявления об обжаловании ненормативных правовых актов, действия (бездействие) органов власти является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Этот вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 18306/10.
С учетом изложенного, учитывая, что с заявлением о признании незаконным отказа Администрации, содержащегося в письме от 04.04.2014 N 185, заявитель обратился в арбитражный суд за пределами установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока, не заявив при этом ходатайства о восстановлении данного срока, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований у суда первой инстанции не имелось.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в случае, если после обращения истца в арбитражный суд изменились установленные законодательством о налогах и сборах размеры ставок государственной пошлины, государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением истцом размера исковых требований после обращения в суд, исчисляется по ставкам, действовавшим в момент подачи ходатайства об увеличении размера исковых требований.
Поскольку требование о признании незаконным отказа Администрации, содержащегося в письме от 04.04.2014 N 185, заявлено СНТ "Мечта" 27.01.2015, с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Тверской области от 17 марта 2015 года по делу N А66-12408/2014 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении требования о признании незаконным отказа администрации Кимрского района Тверской области, содержащегося в письме от 04.04.2014 N 185, в части предоставления Садоводческому некоммерческому товариществу "Мечта" на праве собственности бесплатно земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, отказать.
Взыскать с Садоводческого некоммерческого товарищества "Мечта" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение заявления.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.06.2015 ПО ДЕЛУ N А66-12408/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2015 г. по делу N А66-12408/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Кимрского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 марта 2015 года по делу N А66-12408/2014 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Мечта" (ОГРН 1046906000646, ИНН 6927003958, место нахождения: 171501, Тверская обл., Кимрский р-н, урочище Воргаш, далее - СНТ "Мечта") обратилось в суд со следующими требованиями:
- о признании незаконным бездействия администрации Кимрского района Тверской области (ОГРН 1026901669684, ИНН 692700095, место нахождения: 171506, Тверская обл., г. Кимры, ул. Урицкого, д. 15, далее - Администрация), выразившегося в непредоставлении ответа на обращение СНТ "Мечта" от 18.09.2013 N 1-09/13 о разрешении бесплатного оформления земельных участков в собственность СНТ "Мечта";
- о признании незаконным отказа Администрации, содержащегося в письме от 04.04.2014 N 185 в предоставлении СНТ "Мечта" на праве собственности бесплатно земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, а также в предоставлении членам СНТ "Мечта" на праве собственности бесплатно земельных участков, предоставленных данным членам на основе устанавливающих распределение земельных участков документов;
- о возложении обязанности на Администрацию по рассмотрению по существу обращения СНТ "Мечта" от 18.09.2013 N 1-09/13 (с учетом уточнения исковых требований от 27.01.2015);
- Также СНТ "Мечта" просило суд взыскать судебные расходы в сумме 50 000 руб.
Решением суда от 17 марта 2015 года заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Администрации, содержащийся в письме от 04.04.2014 N 185, в части предоставления СНТ "Мечта" на праве собственности бесплатно земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования. В остальной части в удовлетворении требований отказано, в связи с пропуском заявителем срока на обращение в суд. С Администрации в пользу СНТ "Мечта" взысканы судебные расходы в сумме 10 000 руб. В остальной части в удовлетворении требования отказано. Также с Администрации в пользу СНТ "Мечта" взыскано 4000 руб. расходов по госпошлине.
Администрация с решением суда в части удовлетворенных требований не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, просит его в удовлетворенной части отменить, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к следующему. Уточнение иска, в котором СНТ "Мечта" просило признать незаконным отказ Администрации, содержащейся в письме от 04.04.2014 N 185, заявлено 27.01.2015. В отношении указанного требования Администрацией заявлялось о пропуске СНТ "Мечта" срока для обращения в суд (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Оспариваемое решение ответчика от 04.04.2014 N 185 получено заявителем 01.07.2014. Таким образом, установленный трехмесячный срок обжалования данного решения истек 01.10.2014. Требование заявлено 27.01.2015, ходатайство о восстановлении срока по данному требованию с указанием уважительности причин пропуска срока СНТ "Мечта" не заявлено, поэтому данное требование не подлежало удовлетворению. Более того, оспариваемое решение Администрации не может быть признано незаконным, поскольку председатель СНТ "Мечта" не имела полномочий по обращению с указанным заявлением. Председатель СНТ "Мечта" мог обратиться с заявлением о предоставлении СНТ "Мечта" на праве собственности бесплатно земельных участков относящихся к имуществу общего пользования только при наличии соответствующего решения общего собрания членов СНТ "Мечта" о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного СНТ. Такое решение не представлено председателем СНТ "Мечта" в адрес Администрации. Поскольку ни одно из заявленных требований не подлежит удовлетворению, то не подлежат возмещению и судебные расходы. С остальными выводами суда ответчик согласен.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку Администрацией обжалуется только часть решения, то в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции при отсутствии возражений сторон проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 (ред. от 23.07.2009) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при отсутствии возражений сторон по проверке судебного акта в обжалуемой части до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением главы Администрации от 28.12.1993 N 193, специализированному управлению по развитию коллективного садоводства при Департаменте развития Московского региона переданы в пользование земельный участок площадью 350 га болот, освободившихся после добычи торфа, для организации коллективных садов.
На садоводческие товарищества, организованные на отводимых землях, возложена обязанность по перерегистрации пользования землей.
В соответствии с постановлением главы Кимрского района от 03.07.1995 N 83 на основании учредительных документов зарегистрирован Садоводческий кооператив "Мечта" без права ведения предпринимательской деятельности по адресу: Урочище "Воргуш" Кимрского района Тверской области, на участке земли общей площадью 62.7 га выделенной постановлением от 28.12.1993 N 193.
В государственный кадастр недвижимости 28.10.205 внесены сведения о земельном участке общей площадью 627 000 кв. м с кадастровым номером 69:14:0216301:6 с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: Тверская область, р-н Кимрский, урочище "Воргуш", садоводческий кооператив "Мечта", разрешенное использование - для ведения коллективного садоводства, правообладатель - Садоводческий кооператив "Мечта".
В соответствии с пунктом 1 постановления Администрации от 02.09.2009 N 189 "О внесении изменений в постановление главы администрации Кимрского района Тверской области "О регистрации садоводческого кооператива "Мечта" от 03.07.1995 N 83" внесены изменения в пункт 1 постановления главы администрации Кимрского района, который следует читать в следующей редакции: "1. Зарегистрировать в Кимрском районе некоммерческую организацию Садоводческий кооператив "Мечта" без права ведения предпринимательской деятельности по адресу: урочище "Воргуш" Кимрского района Тверской области на участке земли общей площадью 62,7 га категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, выделенной постановлением главы администрации района от 28.12.1993 N 193 специализированному управлению по развитию коллективного садоводства Московского региона для ведения коллективного садоводства на правах собственности".
В соответствии с межевым планом и актом согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 69:14:0216301:6 площадью 627 000 кв. м установлены границы земельного участка, занимаемого СНТ "Мечта".
В соответствии с постановлением Администрации от 01.12.2010 N 396 "Об установлении вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому товариществу "Мечта" установлен вид разрешенного использования земельного участка общей площадью 62,7 га - "для ведения садоводства".
В период с 2011 года по настоящий момент члены СНТ "Мечта" неоднократно обращались в Администрацию с заявлениями о передаче земельных участков, образованных на территории товарищества в собственность на основании пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ), однако Администрация отказывала в передаче земельных участков, ссылаясь на то, что обратившиеся члены товарищества зарегистрированы в СНТ "Мечта" после вступления в законную силу Закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, в связи с чем, пункт 4 статьи 28 указанного Закона не подлежит применению.
С целью защиты своих прав и прав своих членов СНТ "Мечта" обратилось к главе Администрации в форме письма от 18.09.2013 N 1-09/13 с просьбой разрешить передачу в собственность членам товарищества земельных участков (т. 1, л. 25 - 27).
В связи с отсутствием ответа на обращение СНТ "Мечта", последнее обратилось в Администрацию с жалобой от 21.05.2014 N 02-05/14 на бездействие должностных лиц Администрации (т. 1, л. 28).
В ответ на жалобу, Администрация сообщила товариществу о проведении служебной проверки (т. 1, л. 29).
Также, СНТ "Мечта" 04.03.2014 обратилось к Администрации с заявлением N 01-03/14 (т. 1, л. 81), в том числе, о передаче в собственность товарищества в соответствии с проектом планировки и застройки (1995 год) земель общего пользования площадью 1,605 га, площадь дорог и проездов 6,72 га, пожарные водоемы площадью 5,325 га.
Администрация, 04.04.2014 письмом N 185 (т. 1, л. 82) отказала заявителю в предоставлении земельного участка N 3 на правах собственности бесплатно и закреплении за членами товарищества земельных участков.
Данный отказ получен заявителем 01.07.2014, что подтверждено самим заявителем в уточнении к исковому заявлению (т. 1, л. 75 - 80, 83).
Посчитав, указанные выше действия Администрации нарушающими законные права и интересы СНТ "Мечта" и членов СНТ "Мечта", СНТ "Мечта" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными частично.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.
В удовлетворении требования СНТ о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в не предоставлении ответа на обращение СНТ "Мечта" от 18.09.2013 N 1-09/13 о разрешении бесплатного оформления земельных участков в собственность СНТ "Мечта", судом первой инстанции отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд с таким заявлением в нарушение части 4 статьи 198 АПК РФ.
В указанных частях решение суда не обжалуется.
Суд апелляционной инстанции считает, что требование заявителя о признании незаконным отказа Администрации, содержащегося в письме от 04.04.2014 N 185, в части предоставления СНТ "Мечта" на праве собственности бесплатно земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, также удовлетворению не подлежит.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В случае пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, организация или гражданин вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о его восстановлении. Арбитражный суд по результатам рассмотрения такого заявления вправе принять одно из следующих решений: об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, на что указывается в соответствующих судебных актах.
Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки по правилам статей 65 и 71 АПК РФ принадлежит суду первой инстанции.
Следовательно, признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, а возможность восстановления процессуального срока ставится законом в зависимость от усмотрения суда при наличии соответствующего ходатайства со стороны заявителя.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными данной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
При этом выбор конкретного способа защиты своих нарушенных прав и законных интересов принадлежит заявителю.
Процессуальные сроки, установленные АПК РФ, являются гарантией соблюдения прав лиц, участвующих в деле.
Немотивированное восстановление процессуального срока не соответствует части 3 статьи 41 АПК РФ и нарушает принцип равноправия участников процесса, предусмотренный статьей 8 АПК РФ.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о применении статьи 198 АПК РФ, изложенной в определениях N 657-О-О и 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, начинает течь с момента, когда организации или гражданину стало известно о нарушении своих прав.
При этом уважительность причин пропуска может быть связана лишь с наличием таких объективно существовавших обстоятельств, которые не зависели и не могли зависеть от воли участников судебного процесса, но непосредственно связаны с возникновением препятствий для совершения лицами, участвующими в деле, процессуальных действий.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение ответчика от 04.04.2014 N 185 получено заявителем 01.07.2014.
Таким образом, установленный трехмесячный срок обжалования данного решения истек 01.10.2014.
Вместе с тем, данное требование заявлено СНТ "Мечта" только в уточненном заявлении от 27.01.2015 (т. 1, л. 131).
Ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд СНТ "Мечта" не заявлялось, следовательно, правовых оснований для восстановления срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ, пропущенного заявителем без уважительных причин, не имелось.
О пропуске указанного срока Администрацией было указано в дополнительном отзыве по делу от 16.02.2015 (т. 2, л. 1 - 3).
Однако, в нарушение требований процессуального закона судом первой инстанции доводы Администрации не рассмотрены, какие-либо выводы по ним в обжалуемом судебном акте отсутствуют.
Вместе с тем пропуск срока подачи заявления об обжаловании ненормативных правовых актов, действия (бездействие) органов власти является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Этот вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 18306/10.
С учетом изложенного, учитывая, что с заявлением о признании незаконным отказа Администрации, содержащегося в письме от 04.04.2014 N 185, заявитель обратился в арбитражный суд за пределами установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока, не заявив при этом ходатайства о восстановлении данного срока, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований у суда первой инстанции не имелось.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в случае, если после обращения истца в арбитражный суд изменились установленные законодательством о налогах и сборах размеры ставок государственной пошлины, государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением истцом размера исковых требований после обращения в суд, исчисляется по ставкам, действовавшим в момент подачи ходатайства об увеличении размера исковых требований.
Поскольку требование о признании незаконным отказа Администрации, содержащегося в письме от 04.04.2014 N 185, заявлено СНТ "Мечта" 27.01.2015, с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17 марта 2015 года по делу N А66-12408/2014 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении требования о признании незаконным отказа администрации Кимрского района Тверской области, содержащегося в письме от 04.04.2014 N 185, в части предоставления Садоводческому некоммерческому товариществу "Мечта" на праве собственности бесплатно земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, отказать.
Взыскать с Садоводческого некоммерческого товарищества "Мечта" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение заявления.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
Ю.В.ЗОРИНА
Н.В.ЧЕРЕДИНА
Ю.В.ЗОРИНА
Н.В.ЧЕРЕДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)