Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии Ходжаяна Василия Хачатуровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ходжаян Василия Хачатуровича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.01.2015 по делу N А32-30664/2012, принятое судьей Данько М.М.,
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ходжаян Василия Хачатуровича
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании действий незаконными,
установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ходжаян Василия Хачатуровича (далее - глава КФХ Ходжаян В.Х., заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:
- - признать действия департамента имущественных отношений Краснодарского края по отказу в предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:42:0707001:1041 площадью 193975 кв. м, 23:42:0707001:1042 площадью 192356 кв. м, незаконными;
- - обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края предоставить в аренду индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ходжаян Василию Хачатуровичу следующие земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:42:0707001:1041 площадью 193975 кв. м, секция 1-115, контур 43, 23:42:0707001:1042 площадью 192356, секция 1-114, контур 100, секция 1-115, контур 42 с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства сроком на 5 лет.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.12.2013, признаны незаконными действия департамента имущественных отношений Краснодарского края по отказу в предоставлении главе КФХ Ходжаяну Василию Хачатуровичу земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:42:0707001:1041, площадь 193975 кв. м и кадастровым номером 23:42:0707001:1042 площадью 192356 кв. м, незаконными.
Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края направить главе КФХ Ходжаяну В.Х. в течение семи дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу проекты договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:42:0707001:1041 площадь 193975 кв. м, секция 1-115, контур 43, с кадастровым номером 23:42:0707001:1042 площадью 192356, секция 1-114, контур 100, секция 1-115, контур 42 с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.04.2014 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал на то, что при несоответствии заявления предпринимателя требованиям специального закона у уполномоченного органа отсутствуют основания для распоряжения публичными землями без соблюдения установленных статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" процедур, в том числе в части обязательного предварительного и заблаговременного опубликования в средствах массовой информации сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков, а в случае поступления конкурирующих заявок - организации и проведения торгов. Без соответствующей оценки заявлений предпринимателя и приложенных к ним документов выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемого решения департамента и нарушении им прав и законных интересов заявителя не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
По результатам рассмотрения дела, направленного на новое рассмотрение, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что заявитель в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) в своем заявлении, адресованном департаменту имущественных отношений по Краснодарскому краю, не обосновал необходимость в приобретении земельного участка испрашиваемой площади, а также не подтвердил наличие возможности обрабатывать земельные участки испрашиваемого размера.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:42:0707001:1041 и 23:42:0707001:1042. В апелляционной жалобе предприниматель указывает, что условия предоставления земельного участка, предусмотренные статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, им полностью соблюдены. В качестве обоснования размера испрашиваемого земельного участка заявитель ссылается на то, что земельные участки на момент обращения сформированы и поставлены на кадастровый учет. Из выписки из ЕГРИП следует, что он является единственным членом КФХ. В этой же выписке указаны виды деятельности, которые им осуществляются. Таким образом, предприниматель полагает, что департаменту имущественных отношений предоставлена вся необходимая информация, позволяющая установить обстоятельства, имеющие юридическое значение по смыслу статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Кроме того, обоснование законности отказа в предоставлении спорных земельных участков, изложенное судом, не содержится в отказе департамента имущественных отношений. Вместе с тем заявитель ссылается на то, что им в дело представлены кредитные договоры на приобретение сельскохозяйственных животных, договор на оказание услуг по обработке земельных участков, которые подтверждают наличие материально-технической возможности использовать спорные земельные участки в соответствии с их целевым назначением. Также заявитель жалобы полагает, что судом неправомерно отказано в приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А32-16691/2014.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя департамента.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в департамент с заявлениями от 08.08.2012 и от 07.09.2012 о предоставлении земельных участков в аренду для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В письме от 18.09.2012 N 52-2404ж/12-11.10 департамент сообщил заявителю, что на территории муниципального образования Ейский район имеются иные земли сельскохозяйственного назначения, не являющиеся собственностью Краснодарского края, а рассмотрение вопроса о предоставлении предпринимателю земельных участков в аренду возможно после осуществления на территории Краснодарского края федеральных и краевых программ, необходимым условием реализации которых является наличие резерва в виде свободных от прав третьих лиц земельных участков сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения земель Краснодарского края, достаточного как для размещения объектов федерального и краевого значения, так и для компенсации землепользователям в случае необходимости прекращения их прав на земельные участки.
Расценив названный ответ департамента как решение об отказе в предоставлении земельных участков в аренду, считая названное решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действии (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действии (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Гражданам, изъявившим желание осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им таких участков для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в силу статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в редакции, действующей в спорный период, включал в себя подачу заявления в уполномоченный орган, утверждение и выдачу последним схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка работ, в результате которых подготавливаются документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, подачу заявления об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принятие уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка решения о предоставлении его в аренду заявителю и собственно заключение договора аренды в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения.
Заявление заинтересованного в предоставлении земельного участка для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности лица должно содержать цель использования земельного участка (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на землю (в т.ч. аренда), срок аренды, обоснование размеров земельного участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) и предполагаемое местоположение земельного участка.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (пункт 2 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в действовавшей в спорный период редакции).
С учетом того, что установленный нормами Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве порядок имеет ряд отличий от общего порядка предоставления в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения, установленного статьей 34 Земельного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предоставляющий заинтересованным в предоставлении земельного участка для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности лицам определенные преимущества, в том числе освобождает их от необходимости ожидания поступления в течение месяца после предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации конкурирующих заявок, а уполномоченный орган - от необходимости обеспечения опубликования соответствующей информации, соответствие формы и содержания заявления требованиям статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве имеют решающее значение для квалификации заявителя как специального субъекта, к которому применимы вышеприведенные нормативные положения.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в департамент имущественных отношений с заявлениями от 08.08.2012 и от 07.09.2012, в которых просил предоставить ему для ведения крестьянского хозяйства земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:42:0707001:1041 площадью 193 975 кв. м и 23:42:0707001:1042 площадью 192 356 кв. м.
В заявлениях хозяйства указана цель использования испрашиваемых участков - ведение крестьянского хозяйства, испрашиваемое право - аренда, срок аренды - 5 лет.
В дополнение к перечню, установленному законом, предприниматель приложил документы о регистрации в качестве предпринимателя, паспорт заявителя и кадастровые паспорта земельных участков.
Однако судом установлено, что к заявлениям не были приложены обоснования размеров испрашиваемых земельных участков.
Между тем, как было указано выше, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (в редакции, действующей в спорный период) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Обоснование размера земельного участка производится для оценки соразмерности испрашиваемых земельных участков материально-техническим и трудовым активам КФХ.
Таким образом, закон связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства и видами планируемой деятельности.
В качестве обоснования размера испрашиваемых земельных участков предприниматель указал, что в выписке из ЕГРИП содержатся сведения о том, что он является единственным участником хозяйства, и приведены виды деятельности, которые им осуществляются.
В выписке из ЕГРИП в разделе "Сведения об экономической деятельности" содержится информация о видах деятельности фермерского хозяйства, в том числе выращивание зерновых и зернобобовых культур, масличных культур, сахарной свеклы, кормовых культур и прочих сельскохозяйственных культур.
Однако при обращении в департамент имущественных отношений предприниматель не обосновал наличие у него достаточных денежных средств, трудовых ресурсов и сельскохозяйственной техники для обработки земельных участков общей площадью около 40 гектаров.
В суд первой инстанции предпринимателем предоставлялась справка от 18.12.2013 N 003/05-01-3187 (том 1, л.д. 185), из которой следует, что Ходжаян В.Х. заключил с дополнительным офисом N 3349/3/05 в г. Ейске Краснодарского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" кредитный договор N 0703051/0874 от 07.09.2007 на сумму 300 000 рублей. Однако в суд не представлены какие-либо доказательства относимости указанных кредитных денежных средств к спорным правоотношениям, возникшим в 2012 году - спустя 5 лет с даты заключения указанного договора.
Также в дело представлен кредитный договор между Ходжаяном В.Х. и ОАО "Сбербанк России" от 22.07.2013 N 28597547 на сумму 255 034 рублей. Однако указанный договор заключен намного позднее обращения в департамент имущественных отношений по вопросу предоставления спорных земельных участков. Кроме того, денежные средства по указанному договору предоставлены заемщику на цели личного потребления, что прямо указано в статье 1 договора "Предмет договора" (том 1, л.д. 189-191).
Представленное в материалы дела соглашение об оказании возмездных услуг по обработке и подготовке почвы земли к посеву, уборке урожая (том 1, л.д. 187-188) также не подтверждает правомерность требований заявителя, поскольку не обосновывает размер испрашиваемых земельных участков. Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии, а не на привлечении сторонних лиц к обработке сельскохозяйственных земель. В этом смысле предприниматель не обосновал соответствие его заявления о предоставлении земельных участков требованиям специального Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Вместе с тем, законодательно установленный административный порядок получения земельного участка для нужд КФХ не может подменяться судебным порядком. Суд не может подменить собой уполномоченный орган и оценивать достаточность указанных документов для обоснования испрашиваемой площади земельного участка.
При этом предприниматель не лишен возможности обратиться в департамент с соответствующим заявлением, предоставив необходимый пакет документов.
Учитывая вышеизложенное, основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.01.2015 по делу N А32-30664/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2015 N 15АП-2703/2015 ПО ДЕЛУ N А32-30664/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. N 15АП-2703/2015
Дело N А32-30664/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии Ходжаяна Василия Хачатуровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ходжаян Василия Хачатуровича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.01.2015 по делу N А32-30664/2012, принятое судьей Данько М.М.,
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ходжаян Василия Хачатуровича
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании действий незаконными,
установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ходжаян Василия Хачатуровича (далее - глава КФХ Ходжаян В.Х., заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:
- - признать действия департамента имущественных отношений Краснодарского края по отказу в предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:42:0707001:1041 площадью 193975 кв. м, 23:42:0707001:1042 площадью 192356 кв. м, незаконными;
- - обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края предоставить в аренду индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ходжаян Василию Хачатуровичу следующие земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:42:0707001:1041 площадью 193975 кв. м, секция 1-115, контур 43, 23:42:0707001:1042 площадью 192356, секция 1-114, контур 100, секция 1-115, контур 42 с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства сроком на 5 лет.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.12.2013, признаны незаконными действия департамента имущественных отношений Краснодарского края по отказу в предоставлении главе КФХ Ходжаяну Василию Хачатуровичу земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:42:0707001:1041, площадь 193975 кв. м и кадастровым номером 23:42:0707001:1042 площадью 192356 кв. м, незаконными.
Суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края направить главе КФХ Ходжаяну В.Х. в течение семи дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу проекты договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:42:0707001:1041 площадь 193975 кв. м, секция 1-115, контур 43, с кадастровым номером 23:42:0707001:1042 площадью 192356, секция 1-114, контур 100, секция 1-115, контур 42 с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.04.2014 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал на то, что при несоответствии заявления предпринимателя требованиям специального закона у уполномоченного органа отсутствуют основания для распоряжения публичными землями без соблюдения установленных статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" процедур, в том числе в части обязательного предварительного и заблаговременного опубликования в средствах массовой информации сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков, а в случае поступления конкурирующих заявок - организации и проведения торгов. Без соответствующей оценки заявлений предпринимателя и приложенных к ним документов выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемого решения департамента и нарушении им прав и законных интересов заявителя не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
По результатам рассмотрения дела, направленного на новое рассмотрение, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что заявитель в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) в своем заявлении, адресованном департаменту имущественных отношений по Краснодарскому краю, не обосновал необходимость в приобретении земельного участка испрашиваемой площади, а также не подтвердил наличие возможности обрабатывать земельные участки испрашиваемого размера.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:42:0707001:1041 и 23:42:0707001:1042. В апелляционной жалобе предприниматель указывает, что условия предоставления земельного участка, предусмотренные статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, им полностью соблюдены. В качестве обоснования размера испрашиваемого земельного участка заявитель ссылается на то, что земельные участки на момент обращения сформированы и поставлены на кадастровый учет. Из выписки из ЕГРИП следует, что он является единственным членом КФХ. В этой же выписке указаны виды деятельности, которые им осуществляются. Таким образом, предприниматель полагает, что департаменту имущественных отношений предоставлена вся необходимая информация, позволяющая установить обстоятельства, имеющие юридическое значение по смыслу статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Кроме того, обоснование законности отказа в предоставлении спорных земельных участков, изложенное судом, не содержится в отказе департамента имущественных отношений. Вместе с тем заявитель ссылается на то, что им в дело представлены кредитные договоры на приобретение сельскохозяйственных животных, договор на оказание услуг по обработке земельных участков, которые подтверждают наличие материально-технической возможности использовать спорные земельные участки в соответствии с их целевым назначением. Также заявитель жалобы полагает, что судом неправомерно отказано в приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А32-16691/2014.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя департамента.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в департамент с заявлениями от 08.08.2012 и от 07.09.2012 о предоставлении земельных участков в аренду для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В письме от 18.09.2012 N 52-2404ж/12-11.10 департамент сообщил заявителю, что на территории муниципального образования Ейский район имеются иные земли сельскохозяйственного назначения, не являющиеся собственностью Краснодарского края, а рассмотрение вопроса о предоставлении предпринимателю земельных участков в аренду возможно после осуществления на территории Краснодарского края федеральных и краевых программ, необходимым условием реализации которых является наличие резерва в виде свободных от прав третьих лиц земельных участков сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения земель Краснодарского края, достаточного как для размещения объектов федерального и краевого значения, так и для компенсации землепользователям в случае необходимости прекращения их прав на земельные участки.
Расценив названный ответ департамента как решение об отказе в предоставлении земельных участков в аренду, считая названное решение незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действии (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действии (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Гражданам, изъявившим желание осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им таких участков для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в силу статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в редакции, действующей в спорный период, включал в себя подачу заявления в уполномоченный орган, утверждение и выдачу последним схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении этого земельного участка работ, в результате которых подготавливаются документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельном участке, подачу заявления об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принятие уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка решения о предоставлении его в аренду заявителю и собственно заключение договора аренды в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения.
Заявление заинтересованного в предоставлении земельного участка для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности лица должно содержать цель использования земельного участка (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на землю (в т.ч. аренда), срок аренды, обоснование размеров земельного участка (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) и предполагаемое местоположение земельного участка.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (пункт 2 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в действовавшей в спорный период редакции).
С учетом того, что установленный нормами Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве порядок имеет ряд отличий от общего порядка предоставления в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения, установленного статьей 34 Земельного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предоставляющий заинтересованным в предоставлении земельного участка для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности лицам определенные преимущества, в том числе освобождает их от необходимости ожидания поступления в течение месяца после предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации конкурирующих заявок, а уполномоченный орган - от необходимости обеспечения опубликования соответствующей информации, соответствие формы и содержания заявления требованиям статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве имеют решающее значение для квалификации заявителя как специального субъекта, к которому применимы вышеприведенные нормативные положения.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в департамент имущественных отношений с заявлениями от 08.08.2012 и от 07.09.2012, в которых просил предоставить ему для ведения крестьянского хозяйства земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:42:0707001:1041 площадью 193 975 кв. м и 23:42:0707001:1042 площадью 192 356 кв. м.
В заявлениях хозяйства указана цель использования испрашиваемых участков - ведение крестьянского хозяйства, испрашиваемое право - аренда, срок аренды - 5 лет.
В дополнение к перечню, установленному законом, предприниматель приложил документы о регистрации в качестве предпринимателя, паспорт заявителя и кадастровые паспорта земельных участков.
Однако судом установлено, что к заявлениям не были приложены обоснования размеров испрашиваемых земельных участков.
Между тем, как было указано выше, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (в редакции, действующей в спорный период) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Обоснование размера земельного участка производится для оценки соразмерности испрашиваемых земельных участков материально-техническим и трудовым активам КФХ.
Таким образом, закон связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства и видами планируемой деятельности.
В качестве обоснования размера испрашиваемых земельных участков предприниматель указал, что в выписке из ЕГРИП содержатся сведения о том, что он является единственным участником хозяйства, и приведены виды деятельности, которые им осуществляются.
В выписке из ЕГРИП в разделе "Сведения об экономической деятельности" содержится информация о видах деятельности фермерского хозяйства, в том числе выращивание зерновых и зернобобовых культур, масличных культур, сахарной свеклы, кормовых культур и прочих сельскохозяйственных культур.
Однако при обращении в департамент имущественных отношений предприниматель не обосновал наличие у него достаточных денежных средств, трудовых ресурсов и сельскохозяйственной техники для обработки земельных участков общей площадью около 40 гектаров.
В суд первой инстанции предпринимателем предоставлялась справка от 18.12.2013 N 003/05-01-3187 (том 1, л.д. 185), из которой следует, что Ходжаян В.Х. заключил с дополнительным офисом N 3349/3/05 в г. Ейске Краснодарского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" кредитный договор N 0703051/0874 от 07.09.2007 на сумму 300 000 рублей. Однако в суд не представлены какие-либо доказательства относимости указанных кредитных денежных средств к спорным правоотношениям, возникшим в 2012 году - спустя 5 лет с даты заключения указанного договора.
Также в дело представлен кредитный договор между Ходжаяном В.Х. и ОАО "Сбербанк России" от 22.07.2013 N 28597547 на сумму 255 034 рублей. Однако указанный договор заключен намного позднее обращения в департамент имущественных отношений по вопросу предоставления спорных земельных участков. Кроме того, денежные средства по указанному договору предоставлены заемщику на цели личного потребления, что прямо указано в статье 1 договора "Предмет договора" (том 1, л.д. 189-191).
Представленное в материалы дела соглашение об оказании возмездных услуг по обработке и подготовке почвы земли к посеву, уборке урожая (том 1, л.д. 187-188) также не подтверждает правомерность требований заявителя, поскольку не обосновывает размер испрашиваемых земельных участков. Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии, а не на привлечении сторонних лиц к обработке сельскохозяйственных земель. В этом смысле предприниматель не обосновал соответствие его заявления о предоставлении земельных участков требованиям специального Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Вместе с тем, законодательно установленный административный порядок получения земельного участка для нужд КФХ не может подменяться судебным порядком. Суд не может подменить собой уполномоченный орган и оценивать достаточность указанных документов для обоснования испрашиваемой площади земельного участка.
При этом предприниматель не лишен возможности обратиться в департамент с соответствующим заявлением, предоставив необходимый пакет документов.
Учитывая вышеизложенное, основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.01.2015 по делу N А32-30664/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)