Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Земельный участок под жилым домом истца предоставлен ему на основании договора аренды. В предоставлении в собственность участка им был получен ответ о том, что запрашиваемый участок в частную собственность предоставляться не может.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ильин А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Р.Х. Мугиновой,
судей: Ю.А. Батршиной, В.Н. Милютина,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя М.Р.Ф. - ФИО1
на решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении иска М.Р.Ф. к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на земельный участок, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
установила:
М.Р.Ф. обратился в суд с иском (с последующим его уточнением - л.д. 38) к Администрации Городского округа (ГО) г. Уфа Республики Башкортостан обязать ответчика направить истцу договор о передаче земельного участка в собственность за плату, указав в обоснование иска, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес. Земельный участок под данным строением, предоставлен ему на основании договора аренды сроком до дата дата истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 549 кв. м, кадастровый номер N..., расположенный по адресу: адрес. На данное заявление истцом получен ответ, что испрашиваемый им земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения, полномочиями по распоряжению земельных участков такого назначения обладает Правительство Республики Башкортостан. дата им был получен ответ, что запрашиваемый истцом земельный участок входит в зону рекреационного назначения и, до внесения изменений в Правила землепользования и застройки ГО г. Уфа, данный земельный участок в частную собственность предоставляться не может. Истец полагает, что данные отказы в предоставлении спорного земельного участка в собственность являются незаконными. Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав. Согласно решению Совета ГО г. Уфа Республики Башкортостан от дата N... "О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности ГО г. Уфа Республики Башкортостан, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" установлена выкупная цена в размере 3% от кадастровой стоимости. В связи с этим истец просит обязать Администрацию ГО адрес Республики Башкортостан в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в его адрес проект договора о передаче земельного участка площадью 549 кв. м с кадастровым номером N..., расположенного по адресу: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания жилого дома, в собственность за плату, по цене 3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Судом вынесено вышеприведенное решение (л.д. 53-54).
В апелляционной жалобе представитель М.Р.Ф. - ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что суд вышел за пределы исковых требований, поскольку истцом были заявлены требования об обязании ответчика в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес истца проект договора о передаче земельного участка в собственность за плату по цене 3% от кадастровой стоимости земельного участка, а суд отказал в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на земельный участок, признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка; судом при постановке обжалуемого решения не учтено, что на спорном земельном участке находится дом, принадлежащий истцу на праве собственности; спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, не изъят, не ограничен; спорный земельный участок дата предоставлен истцу в аренду сроком на 5 лет для завершения строительства и обслуживания жилого дома (л.д. 56-58).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя М.Р.Ф. - ФИО1 поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
По смыслу ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В частности, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Ст. 28 Федерального закона от дата N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Как следует из ст. 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
На основании ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Ст. 94 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся, в частности, земли рекреационного назначения.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
По смыслу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки.
Так, дата принято Решение Совета городского округа г. Уфа РБ N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан",
Ст. 41 указанных Правил установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно ст. 43.4. 43.5 Правил, зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 53.4 Правил, запрещено размещение всех видов объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах Р-1, с учетом статьи 46 настоящих Правил.
Вместе с тем, в силу ст. 7 Правил, земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в части 3 статьи 6 настоящих Правил, а также ставшие несоответствующими настоящим Правилам после внесения в них изменений, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительными регламентами и настоящими Правилами, за исключением случаев, если существование и использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом, в соответствии со ст. 43.4 Правил, существующие территории, предоставленные для ведения садоводства, дачного и подсобного хозяйства, с жилыми строениями, используемыми населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных структур.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения, входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от дата по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права и пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования являются необоснованными, удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок площадью 549 кв. м, с кадастровым номером N N... входит в категорию земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома (литер А), пристроев (литеры А1, А3, А4), цокольного этажа (литер А2), надворных построек, расположен по адресу: адрес; с дата до дата в пользу М.Р.Ф. установлено ограничение (обременение) права на указанный земельный участок на основании договора аренды земельного участка от дата N... сроком до дата (л.д. 40).
Данный земельный участок входит в территориальную зону - зона рекреационного назначения, индекс Р-1, на основании решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки и городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от дата N 7/4.
Сведения о правах на участок в кадастровом паспорте отсутствуют (л.д. 43-46).
Так из дела усматривается, что жилой дом по адресу: адрес находится в собственности М.Р.Ф., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N... от дата (л.д. 16).
Как правильно установил суд, дата истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность.
Из Письма Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ N М1450 от дата усматривается, что, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N... от дата, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения. Согласно ст. 25.1 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республики Башкортостан" полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ (л.д. 11).
дата истец обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
дата на указанное обращение Министерством земельных и имущественных отношений РБ дан ответ N N..., в котором указано, что, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа адрес РБ, утвержденным решением Совета ГО адрес РБ от дата N 7/4, обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон, в связи с чем, истцу рекомендовано обратиться в Администрацию ГО адрес Республики Башкортостан с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон (л.д. 12).
Разрешая спор, суд исходил из правомерности указанного выше ответа Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных М.Р.Ф. исковых требований.
С данным решением судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как усматривается из искового заявления, истец (с учетом уточнения) просил признать право на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым N... общей площадью 549 кв. м путем заключения договора купли-продажи (л.д. 38-39).
В соответствии с положениями ст. 45 вышеназванных Правил предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на их территории в зоне Р-1 составляет 0, 02 га.
Однако, земельный участок, который истец просил передать ему в собственность за плату путем заключения договора купли-продажи, в несколько раз превышает размер, установленный Правилами землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан.
В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не предоставлено суду доказательств, что правила застройки либо проектная документация предусматривают земельный участок, необходимый для эксплуатации ее недвижимости, в испрашиваемых размерах.
Доказательств того, что истец обращался в Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон не представлено, не представлены также доказательства отказа ответчиком в изменении границ территориальных зон.
Спорный земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения на основании акта органа местного самоуправления - Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ" от дата N 7/4, который не отменен, не изменен, не признан недействующим.
Исходя из приведенных норм закона, и установленных обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения, в силу чего не может быть предоставлен истцу в собственность.
Надлежащих доказательств, подтверждающих, что земельный участок исключен из зоны рекреационного назначения и охранной зоны объекта газораспределения, в материалах дела также не имеется.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный участок арендован истцом на срок с дата по дата г.
В соответствии с п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Положения ст. 36 Земельного кодекса РФ о праве собственников зданий строений, сооружений на приобретение в собственность земельных участков под указанными объектами подлежат применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственника осуществлять использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ).
По своему правовому смыслу положения п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ о приобретении собственниками объектов недвижимости прав на соответствующие земельные участки направлены на стимулирование освоения указанных земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием.
Поэтому для предоставления земельного участка в собственность по основаниям данной ст. 36 Земельного кодекса РФ существенным является установление не только нахождения на нем принадлежащего истцу недвижимого имущества, но и то, что земельный участок необходим для использования этого объекта и используется в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства согласно разрешенному использованию земельного участка.
Судебная коллегия также указывает, что согласно положениям ст. 36 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения имеет преимущественное право выкупа либо заключения договора аренды земельного участка, на котором расположены указанные строения.
При этом указанное право реализуется собственником самостоятельно и по собственному волеизъявлению. Поэтому, несмотря на то, что М.Р.Ф. обратился к ответчику с заявлением о заключении договора купли-продажи спорного участка, истец впоследствии, своими фактическими действиями, изменил свое первоначальное волеизъявление на выкуп спорного участка.
Таким образом, поскольку М.Р.Ф. самостоятельно выбрал такое право пользования земельным участком как право аренды, заключив с ответчиком договор аренды от дата г., между сторонами действуют гражданские правоотношения по договору аренды, которые могут быть прекращены только на основании действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Согласно ст. 452 Гражданского кодекса РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
До настоящего времени спорный земельный участок предоставлен истцу на праве аренды, при этом договор аренды между сторонами не расторгнут, недействительным не признан, срок аренды не истек, арендатор каких-либо заявлений об изменении или расторжении договора арендодателю не направлял.
При таких обстоятельствах, оснований для заключения договора купли-продажи спорного земельного участка исходя из положений ст. 36 Земельного кодекса РФ не имеется.
Судебная коллегия также указывает, что положения ст. 36 Земельного кодекса РФ не говорят об утрате собственником, реализовавшим свое право на аренду, права выкупа земельного участка навсегда, а лишь на тот срок, пока действует договор аренды. При этом указанное право подлежит реализации в зависимости от назначения имеющихся на земельном участке строений, которое должно соответствовать назначению земельного участка, на котором они расположены.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют требованиям закона, фактическим обстоятельствам по делу и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на стороны, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не допущено, в связи с чем, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М.Р.Ф. - ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Р.Х.МУГИНОВА
Судьи
Ю.А.БАТРШИНА
В.Н.МИЛЮТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 16.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-14537/2014
Требование: О признании права собственности на земельный участок, признании незаконным отказа.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Земельный участок под жилым домом истца предоставлен ему на основании договора аренды. В предоставлении в собственность участка им был получен ответ о том, что запрашиваемый участок в частную собственность предоставляться не может.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. по делу N 33-14537/2014
Судья: Ильин А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Р.Х. Мугиновой,
судей: Ю.А. Батршиной, В.Н. Милютина,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя М.Р.Ф. - ФИО1
на решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении иска М.Р.Ф. к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на земельный участок, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
установила:
М.Р.Ф. обратился в суд с иском (с последующим его уточнением - л.д. 38) к Администрации Городского округа (ГО) г. Уфа Республики Башкортостан обязать ответчика направить истцу договор о передаче земельного участка в собственность за плату, указав в обоснование иска, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес. Земельный участок под данным строением, предоставлен ему на основании договора аренды сроком до дата дата истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 549 кв. м, кадастровый номер N..., расположенный по адресу: адрес. На данное заявление истцом получен ответ, что испрашиваемый им земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения, полномочиями по распоряжению земельных участков такого назначения обладает Правительство Республики Башкортостан. дата им был получен ответ, что запрашиваемый истцом земельный участок входит в зону рекреационного назначения и, до внесения изменений в Правила землепользования и застройки ГО г. Уфа, данный земельный участок в частную собственность предоставляться не может. Истец полагает, что данные отказы в предоставлении спорного земельного участка в собственность являются незаконными. Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав. Согласно решению Совета ГО г. Уфа Республики Башкортостан от дата N... "О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности ГО г. Уфа Республики Башкортостан, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" установлена выкупная цена в размере 3% от кадастровой стоимости. В связи с этим истец просит обязать Администрацию ГО адрес Республики Башкортостан в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в его адрес проект договора о передаче земельного участка площадью 549 кв. м с кадастровым номером N..., расположенного по адресу: адрес, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания жилого дома, в собственность за плату, по цене 3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Судом вынесено вышеприведенное решение (л.д. 53-54).
В апелляционной жалобе представитель М.Р.Ф. - ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что суд вышел за пределы исковых требований, поскольку истцом были заявлены требования об обязании ответчика в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес истца проект договора о передаче земельного участка в собственность за плату по цене 3% от кадастровой стоимости земельного участка, а суд отказал в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на земельный участок, признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка; судом при постановке обжалуемого решения не учтено, что на спорном земельном участке находится дом, принадлежащий истцу на праве собственности; спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, не изъят, не ограничен; спорный земельный участок дата предоставлен истцу в аренду сроком на 5 лет для завершения строительства и обслуживания жилого дома (л.д. 56-58).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя М.Р.Ф. - ФИО1 поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
По смыслу ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В частности, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Ст. 28 Федерального закона от дата N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Как следует из ст. 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
На основании ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Ст. 94 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся, в частности, земли рекреационного назначения.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
По смыслу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки.
Так, дата принято Решение Совета городского округа г. Уфа РБ N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан",
Ст. 41 указанных Правил установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно ст. 43.4. 43.5 Правил, зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 53.4 Правил, запрещено размещение всех видов объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах Р-1, с учетом статьи 46 настоящих Правил.
Вместе с тем, в силу ст. 7 Правил, земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в части 3 статьи 6 настоящих Правил, а также ставшие несоответствующими настоящим Правилам после внесения в них изменений, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительными регламентами и настоящими Правилами, за исключением случаев, если существование и использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом, в соответствии со ст. 43.4 Правил, существующие территории, предоставленные для ведения садоводства, дачного и подсобного хозяйства, с жилыми строениями, используемыми населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных структур.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения, входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от дата по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права и пришел к выводу о том, что заявленные истцом требования являются необоснованными, удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок площадью 549 кв. м, с кадастровым номером N N... входит в категорию земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома (литер А), пристроев (литеры А1, А3, А4), цокольного этажа (литер А2), надворных построек, расположен по адресу: адрес; с дата до дата в пользу М.Р.Ф. установлено ограничение (обременение) права на указанный земельный участок на основании договора аренды земельного участка от дата N... сроком до дата (л.д. 40).
Данный земельный участок входит в территориальную зону - зона рекреационного назначения, индекс Р-1, на основании решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки и городского округа город Уфа Республики Башкортостан" от дата N 7/4.
Сведения о правах на участок в кадастровом паспорте отсутствуют (л.д. 43-46).
Так из дела усматривается, что жилой дом по адресу: адрес находится в собственности М.Р.Ф., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N... от дата (л.д. 16).
Как правильно установил суд, дата истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность.
Из Письма Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ N М1450 от дата усматривается, что, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N... от дата, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения. Согласно ст. 25.1 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республики Башкортостан" полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ (л.д. 11).
дата истец обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
дата на указанное обращение Министерством земельных и имущественных отношений РБ дан ответ N N..., в котором указано, что, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа адрес РБ, утвержденным решением Совета ГО адрес РБ от дата N 7/4, обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон, в связи с чем, истцу рекомендовано обратиться в Администрацию ГО адрес Республики Башкортостан с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон (л.д. 12).
Разрешая спор, суд исходил из правомерности указанного выше ответа Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных М.Р.Ф. исковых требований.
С данным решением судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как усматривается из искового заявления, истец (с учетом уточнения) просил признать право на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым N... общей площадью 549 кв. м путем заключения договора купли-продажи (л.д. 38-39).
В соответствии с положениями ст. 45 вышеназванных Правил предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на их территории в зоне Р-1 составляет 0, 02 га.
Однако, земельный участок, который истец просил передать ему в собственность за плату путем заключения договора купли-продажи, в несколько раз превышает размер, установленный Правилами землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан.
В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не предоставлено суду доказательств, что правила застройки либо проектная документация предусматривают земельный участок, необходимый для эксплуатации ее недвижимости, в испрашиваемых размерах.
Доказательств того, что истец обращался в Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон не представлено, не представлены также доказательства отказа ответчиком в изменении границ территориальных зон.
Спорный земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения на основании акта органа местного самоуправления - Решения Совета городского округа г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ" от дата N 7/4, который не отменен, не изменен, не признан недействующим.
Исходя из приведенных норм закона, и установленных обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения, в силу чего не может быть предоставлен истцу в собственность.
Надлежащих доказательств, подтверждающих, что земельный участок исключен из зоны рекреационного назначения и охранной зоны объекта газораспределения, в материалах дела также не имеется.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный участок арендован истцом на срок с дата по дата г.
В соответствии с п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Положения ст. 36 Земельного кодекса РФ о праве собственников зданий строений, сооружений на приобретение в собственность земельных участков под указанными объектами подлежат применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственника осуществлять использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ).
По своему правовому смыслу положения п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ о приобретении собственниками объектов недвижимости прав на соответствующие земельные участки направлены на стимулирование освоения указанных земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием.
Поэтому для предоставления земельного участка в собственность по основаниям данной ст. 36 Земельного кодекса РФ существенным является установление не только нахождения на нем принадлежащего истцу недвижимого имущества, но и то, что земельный участок необходим для использования этого объекта и используется в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства согласно разрешенному использованию земельного участка.
Судебная коллегия также указывает, что согласно положениям ст. 36 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения имеет преимущественное право выкупа либо заключения договора аренды земельного участка, на котором расположены указанные строения.
При этом указанное право реализуется собственником самостоятельно и по собственному волеизъявлению. Поэтому, несмотря на то, что М.Р.Ф. обратился к ответчику с заявлением о заключении договора купли-продажи спорного участка, истец впоследствии, своими фактическими действиями, изменил свое первоначальное волеизъявление на выкуп спорного участка.
Таким образом, поскольку М.Р.Ф. самостоятельно выбрал такое право пользования земельным участком как право аренды, заключив с ответчиком договор аренды от дата г., между сторонами действуют гражданские правоотношения по договору аренды, которые могут быть прекращены только на основании действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Согласно ст. 452 Гражданского кодекса РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
До настоящего времени спорный земельный участок предоставлен истцу на праве аренды, при этом договор аренды между сторонами не расторгнут, недействительным не признан, срок аренды не истек, арендатор каких-либо заявлений об изменении или расторжении договора арендодателю не направлял.
При таких обстоятельствах, оснований для заключения договора купли-продажи спорного земельного участка исходя из положений ст. 36 Земельного кодекса РФ не имеется.
Судебная коллегия также указывает, что положения ст. 36 Земельного кодекса РФ не говорят об утрате собственником, реализовавшим свое право на аренду, права выкупа земельного участка навсегда, а лишь на тот срок, пока действует договор аренды. При этом указанное право подлежит реализации в зависимости от назначения имеющихся на земельном участке строений, которое должно соответствовать назначению земельного участка, на котором они расположены.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют требованиям закона, фактическим обстоятельствам по делу и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на стороны, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не допущено, в связи с чем, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М.Р.Ф. - ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Р.Х.МУГИНОВА
Судьи
Ю.А.БАТРШИНА
В.Н.МИЛЮТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)