Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Липкинд Е.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "ПСО" - Алексеева Л.Ф. доверенность от 20.03.2012 г.;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2013 года по делу N А55-10716/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ПСО", (ОГРН 1026301517494), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия и обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПСО" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа от 18.07.2013 N 8387 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Отрадный, Промышленная зона - 1, площадью 19614 кв. м, кадастровый номер 63:06:0502002:0212 в собственность за плату согласно заявлению от 14.03.2013, обязании по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность ООО "ПСО" земельного участка площадью 19614 кв. м, кадастровый номер 63:06:0502002:0212, расположенного по адресу: Самарская область, г. Отрадный, Промышленная зона - 1, отнесенного к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования: для производственной деятельности, и направления в адрес ООО "ПСО" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность (л.д. 74-75).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителю.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно разъяснению, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В данном случае 18.07.2013 г. Территориальным управлением письмом N 8387 отказано в предоставлении земельного участка, в связи с чем отсутствует бездействие, поскольку заявление ООО "ПСО" рассмотрено.
Податель жалобы ссылается на то, что перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Указанный перечень утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475.
В пункте 1 Перечня предусмотрено предоставление копии документа, удостоверяющего личность.
Заявитель предоставил не удостоверенную копию паспорта на одном листе.
Податель жалобы также указывает, что согласно п. 8 указанного перечня для предоставления в собственность земельного участка необходимо сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Однако указанный документ заявителем не представлен.
В судебное заседание представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Территориального управления.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "ПСО" считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью "ПСО", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
19 августа 1998 года Постановлением Главы администрации Кинель-Черкасского района Самарской области N 456 Закрытому акционерному обществу "ПРИМА-САМАРА" был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 19614 кв. м для размещения мясоперерабатывающего завода, расположенный по адресу: Самарская область, г. Отрадный, Промзона 1 и был выдан Государственный акт за N 000112 на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
25 декабря 2000 года постановлением Администрации Советского района г. Самары N 2459 было зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью "ПСО", созданное в результате реорганизации в форме выделения из общества с ограниченной ответственностью "ПРИМА-САМАРА".
7 мая 2002 года решением Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленное ООО "ПРИМА-САМАРА", ООО "ПСО" земельный участок площадью 19614 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Отрадный, Промзона, 1 предоставлен в аренду сроком на 5 лет с 01.11.2001 по 01.11.2006.
Договор аренды от 07 мая 2002 года за N 342-2002/06 был зарегистрирован в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 06 июня 2002 г. за N 63-06-1/2002-2517.1.
10 августа 2007 года между Комитетом по управлению имуществом городского округа Отрадный и ООО "ПСО" был заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка N 83/07, который был зарегистрирован в ЕГРП 24 августа 2007 г. за N 63-63-06/010/2007-474.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 9 декабря 2008 года, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2009 года и постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 30 июня 2009 года, данный договор был признан недействительным.
Согласно решению Арбитражного суда Самарской области от 8 октября 2010 г. по делу N А55-11525/2010 договор аренды земельного участка от 07.05.2002 N 342-202/06 признан действующим по настоящее время.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем земельного участка с кадастровым номером 63:06:0502002:212, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для производственной деятельности, площадью 19614 кв. м, является Российская Федерация.
Заявителю на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества - гараж площадью 111,40 кв. м, материальный склад площадью 65,00 кв. м, весовая контора площадью 183,50 кв. м, холодильно-колбасный цех площадью 3504, 50 кв. м. Право собственности ООО "ПСО" на указанные объекты недвижимости подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
14.03.2013 общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены находящиеся в собственности ООО "ПСО" строения, сооружения.
Письмом от 18.07.2013 N 8387 заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 65-67).
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Заявителем выполнены все требования законодательства, представлены в Территориальное управление все необходимые документы.
Согласно п. 1 Перечня необходимых документов утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475 к заявлению должна прикладываться копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
К заявлению ООО "ПСО" были приложены копия доверенности на представителя Алексееву Л.Ф., копия решения N 1 от 01.04.2011 единственного участника ООО "ПСО", копия документа, удостоверяющего личность представителя (л.д. 46-48). При этом подлинный экземпляр паспорта представителя заявителя общества может быть затребован при приеме заявки на приватизацию земельного участка. Однако при приеме заявления у заинтересованного лица на предмет достоверности копии паспорта представителя заявителя, сомнений не возникло. Доказательств обратного суду не представлено.
В пункте 8 названного Перечня предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок прикладывается сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Сведения об объектах недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке перечислены в заявлении со ссылкой на реквизиты правоустанавливающих документов. К заявлению приложены нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.
Кроме того, Минэкономразвития РФ в письме от 23.12.2011 N Д23-5288 разъяснило, что Приказом N 475 не предусматривается установление определенной формы сообщения, в связи с чем оно может быть написано в свободной форме, следуя правилам и обычаям делового оборота.
Судом правильно указано на то, что ссылка заинтересованного лица на необходимость представления документов об оплате задолженности, является несостоятельной. Законодателем не предусмотрена возможность в рамках рассмотрения заявления общества о выкупе земельного участка требовать указанные документы.
Данный вывод нашел подтверждение в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делам N А55-22387/2010, N А55-24084/2010. Кроме того, предоставление указанных документов в рамках выкупа земельного участка не предусмотрено приказом Минэкономразвития России N 475 от 13.09.2011.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом правильно отмечено в решении, что заинтересованное лицо вопреки положениям статьи 200 АПК РФ не доказало законность принятого решения и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворены заявленные обществом требования.
Ссылка подателя жалобы на то, что в данном случае отсутствует бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, поскольку принято решение об отказе, является неосновательной, поскольку, в соответствии с уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ требованиями обществом обжаловано не бездействие, а сам непосредственно отказ в предоставлении земельного участка в собственность.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2013 года по делу N А55-10716/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.Я.ЛИПКИНД
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2013 ПО ДЕЛУ N А55-10716/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. по делу N А55-10716/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Липкинд Е.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "ПСО" - Алексеева Л.Ф. доверенность от 20.03.2012 г.;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2013 года по делу N А55-10716/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ПСО", (ОГРН 1026301517494), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным бездействия и обязании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПСО" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа от 18.07.2013 N 8387 в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Отрадный, Промышленная зона - 1, площадью 19614 кв. м, кадастровый номер 63:06:0502002:0212 в собственность за плату согласно заявлению от 14.03.2013, обязании по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность ООО "ПСО" земельного участка площадью 19614 кв. м, кадастровый номер 63:06:0502002:0212, расположенного по адресу: Самарская область, г. Отрадный, Промышленная зона - 1, отнесенного к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования: для производственной деятельности, и направления в адрес ООО "ПСО" проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность (л.д. 74-75).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.09.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителю.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно разъяснению, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В данном случае 18.07.2013 г. Территориальным управлением письмом N 8387 отказано в предоставлении земельного участка, в связи с чем отсутствует бездействие, поскольку заявление ООО "ПСО" рассмотрено.
Податель жалобы ссылается на то, что перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Указанный перечень утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475.
В пункте 1 Перечня предусмотрено предоставление копии документа, удостоверяющего личность.
Заявитель предоставил не удостоверенную копию паспорта на одном листе.
Податель жалобы также указывает, что согласно п. 8 указанного перечня для предоставления в собственность земельного участка необходимо сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Однако указанный документ заявителем не представлен.
В судебное заседание представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Территориального управления.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "ПСО" считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью "ПСО", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
19 августа 1998 года Постановлением Главы администрации Кинель-Черкасского района Самарской области N 456 Закрытому акционерному обществу "ПРИМА-САМАРА" был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 19614 кв. м для размещения мясоперерабатывающего завода, расположенный по адресу: Самарская область, г. Отрадный, Промзона 1 и был выдан Государственный акт за N 000112 на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
25 декабря 2000 года постановлением Администрации Советского района г. Самары N 2459 было зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью "ПСО", созданное в результате реорганизации в форме выделения из общества с ограниченной ответственностью "ПРИМА-САМАРА".
7 мая 2002 года решением Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленное ООО "ПРИМА-САМАРА", ООО "ПСО" земельный участок площадью 19614 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Отрадный, Промзона, 1 предоставлен в аренду сроком на 5 лет с 01.11.2001 по 01.11.2006.
Договор аренды от 07 мая 2002 года за N 342-2002/06 был зарегистрирован в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 06 июня 2002 г. за N 63-06-1/2002-2517.1.
10 августа 2007 года между Комитетом по управлению имуществом городского округа Отрадный и ООО "ПСО" был заключен договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка N 83/07, который был зарегистрирован в ЕГРП 24 августа 2007 г. за N 63-63-06/010/2007-474.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 9 декабря 2008 года, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2009 года и постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 30 июня 2009 года, данный договор был признан недействительным.
Согласно решению Арбитражного суда Самарской области от 8 октября 2010 г. по делу N А55-11525/2010 договор аренды земельного участка от 07.05.2002 N 342-202/06 признан действующим по настоящее время.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем земельного участка с кадастровым номером 63:06:0502002:212, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для производственной деятельности, площадью 19614 кв. м, является Российская Федерация.
Заявителю на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества - гараж площадью 111,40 кв. м, материальный склад площадью 65,00 кв. м, весовая контора площадью 183,50 кв. м, холодильно-колбасный цех площадью 3504, 50 кв. м. Право собственности ООО "ПСО" на указанные объекты недвижимости подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
14.03.2013 общество обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены находящиеся в собственности ООО "ПСО" строения, сооружения.
Письмом от 18.07.2013 N 8387 заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 65-67).
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Заявителем выполнены все требования законодательства, представлены в Территориальное управление все необходимые документы.
Согласно п. 1 Перечня необходимых документов утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. N 475 к заявлению должна прикладываться копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
К заявлению ООО "ПСО" были приложены копия доверенности на представителя Алексееву Л.Ф., копия решения N 1 от 01.04.2011 единственного участника ООО "ПСО", копия документа, удостоверяющего личность представителя (л.д. 46-48). При этом подлинный экземпляр паспорта представителя заявителя общества может быть затребован при приеме заявки на приватизацию земельного участка. Однако при приеме заявления у заинтересованного лица на предмет достоверности копии паспорта представителя заявителя, сомнений не возникло. Доказательств обратного суду не представлено.
В пункте 8 названного Перечня предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок прикладывается сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Сведения об объектах недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке перечислены в заявлении со ссылкой на реквизиты правоустанавливающих документов. К заявлению приложены нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.
Кроме того, Минэкономразвития РФ в письме от 23.12.2011 N Д23-5288 разъяснило, что Приказом N 475 не предусматривается установление определенной формы сообщения, в связи с чем оно может быть написано в свободной форме, следуя правилам и обычаям делового оборота.
Судом правильно указано на то, что ссылка заинтересованного лица на необходимость представления документов об оплате задолженности, является несостоятельной. Законодателем не предусмотрена возможность в рамках рассмотрения заявления общества о выкупе земельного участка требовать указанные документы.
Данный вывод нашел подтверждение в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делам N А55-22387/2010, N А55-24084/2010. Кроме того, предоставление указанных документов в рамках выкупа земельного участка не предусмотрено приказом Минэкономразвития России N 475 от 13.09.2011.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом правильно отмечено в решении, что заинтересованное лицо вопреки положениям статьи 200 АПК РФ не доказало законность принятого решения и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворены заявленные обществом требования.
Ссылка подателя жалобы на то, что в данном случае отсутствует бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, поскольку принято решение об отказе, является неосновательной, поскольку, в соответствии с уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ требованиями обществом обжаловано не бездействие, а сам непосредственно отказ в предоставлении земельного участка в собственность.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 сентября 2013 года по делу N А55-10716/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.Я.ЛИПКИНД
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)