Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Магазин Купцов Елисеевых" Некрестьянова Д.С. (по доверенности от 26.08.2013), от Комитета по управлению городским имуществом Воронина Б.А. (по доверенности от 09.01.2013), от Комитета по градостроительству и архитектуре Попова Р.А. (по доверенности от 25.04.2013), от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Патока Е.Ю. (по доверенности от 27.12.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магазин Купцов Елисеевых" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2013 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-24771/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Магазин Купцов Елисеевых", место нахождения: 199034, Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 7, лит. Б, ОГРН 1107847276019 (далее - ООО "Магазин Купцов Елисеевых", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению городским имуществом, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 1027809244561 (далее - КУГИ), выразившихся в отказе в предоставлении в аренду на срок до пяти лет земельного участка площадью 40 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Малая Садовая ул., д. 8/56, для размещения выносных столиков стационарного объекта питания на период с 01 мая по 01 октября и для размещения рождественских домиков-прилавков (лотков) на период с 05 декабря по 15 января, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, путем совершения предусмотренных статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Законом Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" и распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 17.11.2009 N 150-р "О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости" действий по рассмотрению заявления Общества от 28.01.2013 о предоставлении земельного участка в аренду.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА), Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП).
Решением суда от 17.05.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.09.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить, считая их незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт, удовлетворить требования заявителя.
Податель жалобы, ссылаясь на опорную схему зон историко-культурной и общественной значимости, входящую в Альбом I "Сводная схема размещения объектов благоустройства, информации, рекламы, дополнительных элементов и устройств фасадов" Архитектурно-художественного Регламента Невского проспекта и прилегающих к нему территорий, утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 28.05.2010 N 1759, указывает на то, что Малая Садовая улица относится к зоне В, где допускается размещение объектов мелкорозничной торговли и обслуживания и летних кафе, а не к зоне А, как посчитали суды.
Общество считает ошибочным вывод суда о том, что размещение выносных столиков и лотков на земельном участке в зоне ОЗ 1 не соответствует Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 820-7), поскольку положения указанного закона допускают размещение некапитальных объектов в зоне ОЗ 1.
Податель жалобы полагает, что отказ КУГИ со ссылкой на Архитектурно-художественный Регламент Невского проспекта не соответствует положениям Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", поскольку указанный Регламент не является нормативным актом.
В отзывах на кассационную жалобу КГА И КГИОП просят решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители КУГИ, КГА и КГИОП обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между обществом с ограниченной ответственностью "Паритет", впоследствии переименованным в ООО "Магазин Купцов Елисеевых" (арендатор), и КУГИ (арендодатель) заключен договор аренды от 06.10.2010 N 03-А006309, в соответствии с которым Обществу предоставлены во временное владение и пользование на условиях аренды нежилые помещения 8Н и 37Н общей площадью 983,5 кв. м, объединенные впоследствии в одно помещение 8Н площадью 983,5 кв. м, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 56, лит. А, под размещение предприятия общественного питания, что подтверждается актом приема-передачи от 14.10.2010, подписанным представителями сторон.
Срок действия договора от 06.10.2010 N 03-А006309 в редакции дополнительного соглашения от 06.10.2010 N 1 установлен на 10 лет с даты передачи помещения. Государственная регистрация аренды произведена 01.12.2010.
Общество в порядке статьи 34 ЗК РФ обратилось в КУГИ с заявлением от 28.01.2013 N 0113/4 о предоставлении в аренду на срок до 5 лет для размещения выносных столиков стационарного объекта питания на период с 01 мая по 01 октября и для размещения рождественских домиков-прилавков (лотков) на период с 5 декабря по 15 января земельного участка площадью 40 кв. м, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Малая Садовая ул., д. 8/56, непосредственно примыкающего к земельному участку под зданием, в котором расположено арендованное Обществом помещение.
КУГИ направил запрос от 15.02.2013 N 834 в КГА о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка Обществу.
КГА письмом от 25.03.2013 N 101013091/5 направил отказ в предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, сославшись на то, что размещение запрашиваемых объектов не соответствует Архитектурно-художественному регламенту Невского проспекта.
Уведомлением от 05.04.2013 N 2762 КУГИ со ссылкой на пункт 3.4.1. приложения 8 к распоряжению Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2009 N 150-р "О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости" отказал Обществу в предоставлении земельного участка в аренду. Основанием для отказа явилось несоответствие размещения запрашиваемых объектов Архитектурно-художественному Регламенту Невского проспекта.
Общество, считая отказ незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, применив постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 N 527 "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге", Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закон Санкт-Петербурга N 820-7, положения Архитектурно-художественного регламента Невского проспекта, пришел к выводу о том, что размещение временных торговых павильонов на территории Малой Садовой улицы не представляется возможным, в связи с чем посчитал оспариваемый отказ КУГИ соответствующим закону и иным нормативным правовым актам.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами, сделанными судом первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 ЗК РФ, и принятыми во исполнении части 1 указанной статьи Законом Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" и распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2009 N 150-р "О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости".
Оспаривая принятое КУГИ решение об отказе в предоставлении земельного участка, ООО "Магазин Купцов Елисеевых" полагает, что данный отказ носит субъективный и оценочный характер, не основан на нормативных актах, воспрепятствует осуществлению Обществом предпринимательской деятельности, лишает возможности получить дополнительную прибыль, ущемляет права заявителя на свободу конкуренции. При этом Общество ссылается на пункты 4.4.2 и 4.4.3 Архитектурно-художественного Регламента Невского проспекта, считает, что включение в адресную программу размещение объектов потребительского рынка земельного участка площадью 40 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Малая Садовая ул., д. 8/56, с целевым назначением - размещение столиков, само по себе подразумевает, что земельный участок расположен вне зон А и В, поэтому местоположение и целевое назначение испрашиваемого земельного участка соответствует Архитектурно-Художественному регламенту Невского проспекта.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, упомянутый земельный участок расположен на территории зоны охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга ОЗ 1-1, границы которой утверждены Законом Санкт-Петербурга N 820-7.
Согласно подпункту "ж" пункта 1.2 главы 1 раздела 2 приложения N 2 к упомянутому закону на территории ОЗ 1 допускается благоустройство территории: устройство открытых автостоянок, установка киосков, павильонов, навесов, малых архитектурных форм, типовых афишных и газетных стендов, отдельно стоящих рекламных конструкций с форматами рекламных полей (ширина/высота): 0,9/1,2 м; 1,2/1,8 м, 3,6/2,6 м, рекламных и информационных тумб с форматом рекламного поля (ширина/высота): 1,4/3,0 м; размещение информационных конструкций с площадью не более 10 кв. м на фасадах зданий и сооружений, в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия; дорожных знаков при условии сохранения характеристик исторической среды, указанных в приложении 1 к режимам.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 1 Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651, КГИОП осуществляет проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере учета, выявления, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также координацию деятельности в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Согласно заключению КГИОП Малая Садовая улица является зоной с ценной исторической средой, представляющей собой целостную архитектурно-ландшафтную среду, объединенную пространственными композиционными, визуальными связями, размещение временных торговых павильонов будет ухудшать условия восприятия объектов культурного наследия, основных визуальных направлений, панорам, видов городского ландшафта, в частности, окажет негативное воздействие на зрительное восприятие объекта культурного наследия федерального значения "Главный корпус торгового дома "Братья Елисеевы", в связи с чем будет противоречить пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Как пояснил представитель КГИОП в судебном заседании кассационной инстанции, КГИОП дано отрицательное заключение по вопросу предоставления испрашиваемого Обществом земельного участка, поскольку указанный земельный участок находится в непосредственной близости от Невского проспекта, практически на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в связи с чем расположение на нем объектов, указанных в заявлении Общества (выносные столики стационарного объекта питания и рождественские домики-прилавки (лотки), будет ухудшать условия восприятия объектов культурного наследия и окажет негативное воздействие на зрительное восприятие объекта культурного наследия "Главный корпус торгового дома "Братья Елисеевы".
При отсутствии положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия о предоставлении названного земельного участка по заявлению Общества для указанных в нем целей, не имеется оснований считать отказ КУГИ несоответствующим закону.
В связи с этим несостоятельным является довод подателя жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок согласно Альбому I "Сводная схема размещения объектов благоустройства, информации, рекламы, дополнительных элементов и устройств фасадов" Архитектурно-художественного Регламента Невского проспекта находится в зоне В.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонен довод Общества о том, что Архитектурно-Художественный регламент Невского проспекта не является нормативным правовым актом. Указанный акт издан в установленном порядке исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений. Указанный документ внесен в Реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга 20.07.2010, регистрационный N 9287.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что оспариваемое решение соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, соответственно не нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу N А56-24771/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магазин Купцов Елисеевых" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2013 ПО ДЕЛУ N А56-24771/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. по делу N А56-24771/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Рудницкого Г.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Магазин Купцов Елисеевых" Некрестьянова Д.С. (по доверенности от 26.08.2013), от Комитета по управлению городским имуществом Воронина Б.А. (по доверенности от 09.01.2013), от Комитета по градостроительству и архитектуре Попова Р.А. (по доверенности от 25.04.2013), от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Патока Е.Ю. (по доверенности от 27.12.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магазин Купцов Елисеевых" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2013 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-24771/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Магазин Купцов Елисеевых", место нахождения: 199034, Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 7, лит. Б, ОГРН 1107847276019 (далее - ООО "Магазин Купцов Елисеевых", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению городским имуществом, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 1027809244561 (далее - КУГИ), выразившихся в отказе в предоставлении в аренду на срок до пяти лет земельного участка площадью 40 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Малая Садовая ул., д. 8/56, для размещения выносных столиков стационарного объекта питания на период с 01 мая по 01 октября и для размещения рождественских домиков-прилавков (лотков) на период с 05 декабря по 15 января, а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, путем совершения предусмотренных статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Законом Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" и распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 17.11.2009 N 150-р "О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости" действий по рассмотрению заявления Общества от 28.01.2013 о предоставлении земельного участка в аренду.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА), Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП).
Решением суда от 17.05.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.09.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить, считая их незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт, удовлетворить требования заявителя.
Податель жалобы, ссылаясь на опорную схему зон историко-культурной и общественной значимости, входящую в Альбом I "Сводная схема размещения объектов благоустройства, информации, рекламы, дополнительных элементов и устройств фасадов" Архитектурно-художественного Регламента Невского проспекта и прилегающих к нему территорий, утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 28.05.2010 N 1759, указывает на то, что Малая Садовая улица относится к зоне В, где допускается размещение объектов мелкорозничной торговли и обслуживания и летних кафе, а не к зоне А, как посчитали суды.
Общество считает ошибочным вывод суда о том, что размещение выносных столиков и лотков на земельном участке в зоне ОЗ 1 не соответствует Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 820-7), поскольку положения указанного закона допускают размещение некапитальных объектов в зоне ОЗ 1.
Податель жалобы полагает, что отказ КУГИ со ссылкой на Архитектурно-художественный Регламент Невского проспекта не соответствует положениям Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", поскольку указанный Регламент не является нормативным актом.
В отзывах на кассационную жалобу КГА И КГИОП просят решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители КУГИ, КГА и КГИОП обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между обществом с ограниченной ответственностью "Паритет", впоследствии переименованным в ООО "Магазин Купцов Елисеевых" (арендатор), и КУГИ (арендодатель) заключен договор аренды от 06.10.2010 N 03-А006309, в соответствии с которым Обществу предоставлены во временное владение и пользование на условиях аренды нежилые помещения 8Н и 37Н общей площадью 983,5 кв. м, объединенные впоследствии в одно помещение 8Н площадью 983,5 кв. м, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 56, лит. А, под размещение предприятия общественного питания, что подтверждается актом приема-передачи от 14.10.2010, подписанным представителями сторон.
Срок действия договора от 06.10.2010 N 03-А006309 в редакции дополнительного соглашения от 06.10.2010 N 1 установлен на 10 лет с даты передачи помещения. Государственная регистрация аренды произведена 01.12.2010.
Общество в порядке статьи 34 ЗК РФ обратилось в КУГИ с заявлением от 28.01.2013 N 0113/4 о предоставлении в аренду на срок до 5 лет для размещения выносных столиков стационарного объекта питания на период с 01 мая по 01 октября и для размещения рождественских домиков-прилавков (лотков) на период с 5 декабря по 15 января земельного участка площадью 40 кв. м, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Малая Садовая ул., д. 8/56, непосредственно примыкающего к земельному участку под зданием, в котором расположено арендованное Обществом помещение.
КУГИ направил запрос от 15.02.2013 N 834 в КГА о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка Обществу.
КГА письмом от 25.03.2013 N 101013091/5 направил отказ в предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, сославшись на то, что размещение запрашиваемых объектов не соответствует Архитектурно-художественному регламенту Невского проспекта.
Уведомлением от 05.04.2013 N 2762 КУГИ со ссылкой на пункт 3.4.1. приложения 8 к распоряжению Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2009 N 150-р "О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости" отказал Обществу в предоставлении земельного участка в аренду. Основанием для отказа явилось несоответствие размещения запрашиваемых объектов Архитектурно-художественному Регламенту Невского проспекта.
Общество, считая отказ незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, применив постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 N 527 "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге", Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закон Санкт-Петербурга N 820-7, положения Архитектурно-художественного регламента Невского проспекта, пришел к выводу о том, что размещение временных торговых павильонов на территории Малой Садовой улицы не представляется возможным, в связи с чем посчитал оспариваемый отказ КУГИ соответствующим закону и иным нормативным правовым актам.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами, сделанными судом первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 ЗК РФ, и принятыми во исполнении части 1 указанной статьи Законом Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" и распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 17.11.2009 N 150-р "О порядке принятия решений о предоставлении в аренду земельных участков под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости".
Оспаривая принятое КУГИ решение об отказе в предоставлении земельного участка, ООО "Магазин Купцов Елисеевых" полагает, что данный отказ носит субъективный и оценочный характер, не основан на нормативных актах, воспрепятствует осуществлению Обществом предпринимательской деятельности, лишает возможности получить дополнительную прибыль, ущемляет права заявителя на свободу конкуренции. При этом Общество ссылается на пункты 4.4.2 и 4.4.3 Архитектурно-художественного Регламента Невского проспекта, считает, что включение в адресную программу размещение объектов потребительского рынка земельного участка площадью 40 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Малая Садовая ул., д. 8/56, с целевым назначением - размещение столиков, само по себе подразумевает, что земельный участок расположен вне зон А и В, поэтому местоположение и целевое назначение испрашиваемого земельного участка соответствует Архитектурно-Художественному регламенту Невского проспекта.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, упомянутый земельный участок расположен на территории зоны охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга ОЗ 1-1, границы которой утверждены Законом Санкт-Петербурга N 820-7.
Согласно подпункту "ж" пункта 1.2 главы 1 раздела 2 приложения N 2 к упомянутому закону на территории ОЗ 1 допускается благоустройство территории: устройство открытых автостоянок, установка киосков, павильонов, навесов, малых архитектурных форм, типовых афишных и газетных стендов, отдельно стоящих рекламных конструкций с форматами рекламных полей (ширина/высота): 0,9/1,2 м; 1,2/1,8 м, 3,6/2,6 м, рекламных и информационных тумб с форматом рекламного поля (ширина/высота): 1,4/3,0 м; размещение информационных конструкций с площадью не более 10 кв. м на фасадах зданий и сооружений, в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия; дорожных знаков при условии сохранения характеристик исторической среды, указанных в приложении 1 к режимам.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 1 Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651, КГИОП осуществляет проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере учета, выявления, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также координацию деятельности в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Согласно заключению КГИОП Малая Садовая улица является зоной с ценной исторической средой, представляющей собой целостную архитектурно-ландшафтную среду, объединенную пространственными композиционными, визуальными связями, размещение временных торговых павильонов будет ухудшать условия восприятия объектов культурного наследия, основных визуальных направлений, панорам, видов городского ландшафта, в частности, окажет негативное воздействие на зрительное восприятие объекта культурного наследия федерального значения "Главный корпус торгового дома "Братья Елисеевы", в связи с чем будет противоречить пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Как пояснил представитель КГИОП в судебном заседании кассационной инстанции, КГИОП дано отрицательное заключение по вопросу предоставления испрашиваемого Обществом земельного участка, поскольку указанный земельный участок находится в непосредственной близости от Невского проспекта, практически на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в связи с чем расположение на нем объектов, указанных в заявлении Общества (выносные столики стационарного объекта питания и рождественские домики-прилавки (лотки), будет ухудшать условия восприятия объектов культурного наследия и окажет негативное воздействие на зрительное восприятие объекта культурного наследия "Главный корпус торгового дома "Братья Елисеевы".
При отсутствии положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия о предоставлении названного земельного участка по заявлению Общества для указанных в нем целей, не имеется оснований считать отказ КУГИ несоответствующим закону.
В связи с этим несостоятельным является довод подателя жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок согласно Альбому I "Сводная схема размещения объектов благоустройства, информации, рекламы, дополнительных элементов и устройств фасадов" Архитектурно-художественного Регламента Невского проспекта находится в зоне В.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонен довод Общества о том, что Архитектурно-Художественный регламент Невского проспекта не является нормативным правовым актом. Указанный акт издан в установленном порядке исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений. Указанный документ внесен в Реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга 20.07.2010, регистрационный N 9287.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что оспариваемое решение соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, соответственно не нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу N А56-24771/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магазин Купцов Елисеевых" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)