Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителей истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Тижбер Д.В. (доверенность от 23.12.2013), в отсутствие представителей ответчиков: открытого акционерного общества "Кубанское речное пароходство" (ИНН 2308010647, ОГРН 1022301190592), общества с ограниченной ответственностью "Кубаньречфлотинвест" (ИНН 2308088280, ОГРН 1022301208566), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, администрации муниципального образования город Краснодар, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2013 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 (судьи Тимченко О.Х., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-5715/2013, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) обратилось с иском к открытому акционерному обществу "Кубанское речное пароходство" (далее - акционерное общество), обществу с ограниченной ответственностью "Кубаньречфлотинвест" (далее - общество) об истребовании из незаконного владения земельного участка площадью 549 кв. м с кадастровым номером 23:43:0208012:69, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Кубанская Набережная,37/2 (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:69).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014, в иске отказано. Суд первой инстанции сослался на недоказанность федерального уровня собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:69 и наличие у общества исключительного права на его использование в целях эксплуатации объектов недвижимости. Суд апелляционной инстанции, констатировав неразграниченность государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:69, признал администрацию муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) полномочной распоряжаться им.
Управление обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), считая, что приватизация правопредшественником акционерного общества недвижимого имущества из федеральной собственности обуславливает возникновение федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:69 независимо от даты такой приватизации.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что правопредшественник акционерного общества по своей организационно-правовой форме являлся государственным предприятием, а закрепленное за ним имущество находилось в федеральной собственности. Земельный участок под объектами недвижимости в план приватизации включен не был. Земельный участок площадью 67 337 кв. м с кадастровым номером 23:43:0208012:5 образован 23.12.2003 с разрешенным использованием для эксплуатации судоремонтной базы (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:5). Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:5 зарегистрировано 14.11.2011 (свидетельство о государственной регистрации права от 14.11.2011 серии 23-АИ N 628379). В качестве оснований государственной регистрации права указаны пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), статьи 17, 97, 94, 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статья 8 Водного кодекса Российской Федерации, а также выписки из реестра федерального имущества от 05.10.2011 N 8086 и от 12.08.2011 N 6392.
Из кадастровых выписок от 26.06.2008 N 00/08ДВД-34692 и от 18.12.2009 N 2343/12/09-996917 следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:69 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208012:5 в целях размещения административного здания.
Администрацией (арендодатель) и акционерным обществом (арендатор) заключен договор от 30.01.2009 N 4300015545 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208012:69 на срок с 27.11.2008 по 27.11.2011 для строительства административного здания. Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) 14.04.2009 (запись регистрации N 23-23-01/032/2009-161). По договору перенайма от 25.02.2013 принадлежащие акционерному обществу права и обязанности арендатора переданы обществу (договор зарегистрирован в реестре 18.10.2013). Общество является собственником административного здания площадью 1267,4 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0208012:69 (далее - нежилое здание).
Полагая, что администрация незаконно распорядилась земельным участком с кадастровым номером 23:43:0208012:69, находящимся в федеральной собственности, управление обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Отказывая в удовлетворении иска, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся, в том числе, земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Частью 2 статьи 16 Земельного кодекса в действовавшей до 01.06.2006 редакции определялось, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно статьям 2, 3 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являлись или акт Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, на которые у названного публично-правового образования возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (далее - перечень), или вступившие в законную силу судебное решение по спору, связанному с разграничением государственной собственности на землю.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.06.2006, признан утратившим силу Закон N 101-ФЗ, в пункте 2 статьи 16 Земельного кодекса слова "Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" заменены словами "настоящим Кодексом и федеральными законами", а Закон N 137-ФЗ дополнен статьей 3.1, которой в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В постановлении от 17.12.2013 N 12790/13 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации со ссылкой на свое постановление от 19.07.2011 N 2178/11 отметил, что статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения, ранее действовавший порядок разграничения упразднен, земельные участки, государственная собственность на которые разграничена посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами. Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено. Государственная собственность на земельные участки, не подпадающие под установленные Законом N 137-ФЗ критерии разграничения, осталась неразграниченной, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Поскольку на момент введения в действие Закона N 137-ФЗ государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:69 не была разграничена в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ, а нежилое здание было приватизировано, то независимо от уровня публичной собственности на это здание до приватизации, земельный участок остался в неразграниченной государственной собственности, а администрация правомерно распорядилась им.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 по делу N А32-5715/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 07.07.2014 ПО ДЕЛУ N А32-5715/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. по делу N А32-5715/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании представителей истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Тижбер Д.В. (доверенность от 23.12.2013), в отсутствие представителей ответчиков: открытого акционерного общества "Кубанское речное пароходство" (ИНН 2308010647, ОГРН 1022301190592), общества с ограниченной ответственностью "Кубаньречфлотинвест" (ИНН 2308088280, ОГРН 1022301208566), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, администрации муниципального образования город Краснодар, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2013 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 (судьи Тимченко О.Х., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-5715/2013, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) обратилось с иском к открытому акционерному обществу "Кубанское речное пароходство" (далее - акционерное общество), обществу с ограниченной ответственностью "Кубаньречфлотинвест" (далее - общество) об истребовании из незаконного владения земельного участка площадью 549 кв. м с кадастровым номером 23:43:0208012:69, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Кубанская Набережная,37/2 (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:69).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014, в иске отказано. Суд первой инстанции сослался на недоказанность федерального уровня собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:69 и наличие у общества исключительного права на его использование в целях эксплуатации объектов недвижимости. Суд апелляционной инстанции, констатировав неразграниченность государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:69, признал администрацию муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) полномочной распоряжаться им.
Управление обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), считая, что приватизация правопредшественником акционерного общества недвижимого имущества из федеральной собственности обуславливает возникновение федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:69 независимо от даты такой приватизации.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что правопредшественник акционерного общества по своей организационно-правовой форме являлся государственным предприятием, а закрепленное за ним имущество находилось в федеральной собственности. Земельный участок под объектами недвижимости в план приватизации включен не был. Земельный участок площадью 67 337 кв. м с кадастровым номером 23:43:0208012:5 образован 23.12.2003 с разрешенным использованием для эксплуатации судоремонтной базы (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:5). Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:5 зарегистрировано 14.11.2011 (свидетельство о государственной регистрации права от 14.11.2011 серии 23-АИ N 628379). В качестве оснований государственной регистрации права указаны пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), статьи 17, 97, 94, 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статья 8 Водного кодекса Российской Федерации, а также выписки из реестра федерального имущества от 05.10.2011 N 8086 и от 12.08.2011 N 6392.
Из кадастровых выписок от 26.06.2008 N 00/08ДВД-34692 и от 18.12.2009 N 2343/12/09-996917 следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:69 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208012:5 в целях размещения административного здания.
Администрацией (арендодатель) и акционерным обществом (арендатор) заключен договор от 30.01.2009 N 4300015545 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0208012:69 на срок с 27.11.2008 по 27.11.2011 для строительства административного здания. Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) 14.04.2009 (запись регистрации N 23-23-01/032/2009-161). По договору перенайма от 25.02.2013 принадлежащие акционерному обществу права и обязанности арендатора переданы обществу (договор зарегистрирован в реестре 18.10.2013). Общество является собственником административного здания площадью 1267,4 кв. м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0208012:69 (далее - нежилое здание).
Полагая, что администрация незаконно распорядилась земельным участком с кадастровым номером 23:43:0208012:69, находящимся в федеральной собственности, управление обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Отказывая в удовлетворении иска, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся, в том числе, земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Частью 2 статьи 16 Земельного кодекса в действовавшей до 01.06.2006 редакции определялось, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно статьям 2, 3 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являлись или акт Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, на которые у названного публично-правового образования возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (далее - перечень), или вступившие в законную силу судебное решение по спору, связанному с разграничением государственной собственности на землю.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.06.2006, признан утратившим силу Закон N 101-ФЗ, в пункте 2 статьи 16 Земельного кодекса слова "Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" заменены словами "настоящим Кодексом и федеральными законами", а Закон N 137-ФЗ дополнен статьей 3.1, которой в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В постановлении от 17.12.2013 N 12790/13 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации со ссылкой на свое постановление от 19.07.2011 N 2178/11 отметил, что статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения, ранее действовавший порядок разграничения упразднен, земельные участки, государственная собственность на которые разграничена посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами. Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено. Государственная собственность на земельные участки, не подпадающие под установленные Законом N 137-ФЗ критерии разграничения, осталась неразграниченной, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Поскольку на момент введения в действие Закона N 137-ФЗ государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0208012:69 не была разграничена в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ, а нежилое здание было приватизировано, то независимо от уровня публичной собственности на это здание до приватизации, земельный участок остался в неразграниченной государственной собственности, а администрация правомерно распорядилась им.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 по делу N А32-5715/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН
В.Е.ЕПИФАНОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)