Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2014 N 10АП-14102/2014 ПО ДЕЛУ N А41-40080/14

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2014 г. по делу N А41-40080/14


Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Активленд": Пацюра А.А. по доверенности б/н от 01.02.14;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Темишев А.Х. по доверенности <...>,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Активленд" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06 сентября 2014 года по делу N А41-40080/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Активленд"
к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Активленд" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о:
- - признании незаконным решения от 04.06.14 N РС-6/01-01-6576/14 Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 24.10.12 N П/452 в Московской области при территориальном органе в Московской области;
- - обязании Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 24.10.12 N П/452 в Московской области, при территориальном органе в Московской области принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 рублей, определенной по состоянию на 01.01.13;
- - взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области в пользу ООО "Активленд" расходы по госпошлине в размере 2 000 рублей (т. 1, л.д. 2-10).
Заявление подано в порядке статей 197 - 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2014 года решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области N РС-6/01-01-6576/14 от 04.06.14 было признано незаконным, Управление Росреестра по Московской области было обязано повторно рассмотреть вопрос об определении кадастровой стоимости земельного участка 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 рублей, определенной по состоянию на 01.01.13. С Управления Росреестра по Московской области в пользу ООО "Активленд" было взыскано 2 000 рублей расходов по госпошлине, в удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано (т. 2, л.д. 88 - 90).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Активленд" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части определения способа восстановления нарушенного права, указывая на отсутствие оснований для обязания Управления Росреестра по Московской области совершить какие-либо действия (т. 2, л.д. 102 - 104).
Управление Росреестра по Московской области, также не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что не нарушало права и законные интересы ООО "Активленд" (т. 2, л.д. 92 - 98).
В судебном заседании апелляционного суда представители ООО "Аквтиленд" и Управления Росреестра по Московской области поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части определения способа восстановления нарушенного права.
Как следует из материалов дела, ООО "Активленд" на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 44 202 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070312:627, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Зайцево, ул. Кокошкинское шоссе, уч. 12, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для строительства производственно-складского корпуса (т. 2, л.д. 15).
Согласно кадастровому паспорту указанного земельного участка его кадастровая стоимость составляет 303 210 249 рублей 30 копеек (т. 2, л.д. 13 - 14).
Не согласившись с определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка, ООО "Активленд" 07.05.14 обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области с заявлением о пересмотре установленной кадастровой стоимости и установлении ее в размере 94 596 865 рублей в соответствии с отчетом ООО "Институт оценки и управления собственностью" N 1-637-О/2014 от 26.03.14 (т. 1, л.д. 24 - 145).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области N РС-6/01-01-6576/14 от 04.06.14 заявление ООО "Активленд" было отклонено со ссылкой на несоответствие представленного отчета требованиям действующего законодательства (т. 1, л.д. 14 - 16).
Полагая отказ в пересмотре кадастровой стоимости незаконным, ООО "Активленд" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции указал, что решение комиссии является необоснованным, при этом суд не мотивировал возложение обязанности по повторному рассмотрению вопроса об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:627 на Управление Росреестра по Московской области.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО "Активленд" указало, что ему неправомерно было отказано в пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 24.11 Федерального закона N 135-ФЗ от 19.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия решения от 04.06.14 N РС-6/01-01-6576/14) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04.05.12 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22.02.11 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01.06.09, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра N П/452 от 24.10.12 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области.
Поскольку ООО "Активленд" не согласилось с кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка, оно правомерно обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области.
В статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определен порядок рассмотрения комиссиями заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости: заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления; в семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
По результатам рассмотрения этого заявления комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости, либо о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Таким образом, полномочия по разрешению вопроса о достоверности внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков прямо отнесены законом к компетенции Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области.
Применительно к рассматриваемому делу, решение является результатом осуществления государственно-правовой функции, ради осуществления которой комиссия была создана.
Таким образом, именно Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области должна принимать решение об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Обращаясь в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области с заявлением о пересмотре установленной кадастровой стоимости и установлении ее в размере 94 596 865 рублей ООО "Активленд" сослалось на данные отчета ООО "Институт оценки и управления собственностью" N 1-637-О/2014 от 26.03.14 (т. 1, л.д. 24 - 145).
В силу статьи 12 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств несоответствия отчета ООО "Институт оценки и управления собственностью" N 1-637-О/2014 от 26.03.14 требованиям действующего законодательства не представлено. Таким образом, отраженные в нем данные являются достоверными.
Пунктом 20 Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 69 от 22.02.11, установлено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Поскольку представленный ООО "Активленд" отчет соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а установленная им рыночная стоимость спорного земельного участка отличается от его кадастровой стоимости менее, чем на 30%, у Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области не имелось оснований для отказа в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:627.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области N РС-6/01-01-6576/14 от 04.06.14 незаконным.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Поскольку, как указывалось выше, решение о достоверности сведений о кадастровой стоимости земельных участков, внесенных в государственный кадастр недвижимости принимает Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области, именно на нее подлежит возложению обязанность принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 рублей, определенной по состоянию на 01.01.13.
Возложение данной обязанности на Управление Росреестра по Московской области незаконно, поскольку указанные полномочия отнесены к компетенции специально созданного органа.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2014 года по делу N А41-40080/14 отменить в части обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области повторно рассмотреть вопрос об определении кадастровой стоимости земельного участка 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 рублей, определенной по состоянию на 01.01.13.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 24.10.12 N П/452 в Московской области при территориальном органе в Московской области принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка 50:20:0070312:627 в размере его рыночной стоимости - 94 596 865 рублей, определенной по состоянию на 01.01.13.
В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.А.КОНОВАЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)