Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 августа 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июня 2014 г. по делу N А72-3864/2014 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Папоян Артура Ишхановича (ОГРНИП 304732805500232), г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитету архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Папоян Артур Ишханович (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее первый ответчик) и Комитету архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска (далее второй ответчик) о признании недействительным отказа Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска от 30.11.2012 г. N 01-13/6691 в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 1 950, 0 кв. м расположенном северо-западнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:976 в Заволжском районе г. Ульяновска по 10 проезд Инженерный под размещение коммунального и складского объекта и о возложении на ответчиков обязанности в полном соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ, ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Ульяновска выполнить действия по выбору земельного участка для размещения коммунального и складского объекта на земельном участке ориентировочной площадью 1 950, 0 кв. м расположенном северо-западнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:976 в Заволжском районе г. Ульяновска по 10 проезд Инженерный.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июня 2014 г. по делу N А72-3864/2014 заявленные требования удовлетворены полностью.
Первый ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.11.2012 г. предприниматель Папоян А.И. обратился к главе администрации г. Ульяновска с заявлением об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения коммунального и складского объекта на земельном участке, расположенном северо-западнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:976 в Заволжском г. Ульяновска по адресу: 10-й проезд Инженерный, ориентировочной площадью 1 950 кв. м 30.11.2012 г. Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска в письме N 01-13/6691 указал, выбор земельного участка не представляется возможным. В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории г. Ульяновска, утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы от 29.06.2011 N 69, земельные участка расположены в зоне размещения производственных объектов IV и V классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м) - П1. Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственного объекта, необходимо определить режим территории санитарно-защитной зоны и уточнить вид разрешенного использования с учетом санитарной классификации промышленных объектов. При выборе земельного участка необходимо учитывать подъезды, подходы к каждому образуемому земельному участку.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Статьей 12 "Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 13.10.2004, предусмотрен следующий порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главы города Ульяновска.
Глава города Ульяновска заявления, указанные в части 1 настоящей статьи, направляет заместителю Главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения.
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом.
Основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта являются: испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны; планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов.; планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия (часть 7 статьи 12 "Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 13.10.2004).
Из материалов дела следует, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок находится в зоне П1.
В соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 зона П1 предназначена для размещения объектов IV и V классов вредности. К основным видам разрешенного использования зоны П1 относятся, в том числе, размещение коммунальных и складских объектов.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков (пункт 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003).
Согласно пункту 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Из вышеуказанного следует, что границы санитарно-защитной зоны объекта должны быть утверждены.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчики не представили сведений об утвержденных в установленном порядке границах санитарно-защитных зон на объекты, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 73:24:021104:975 и 73:24:021104:976.
Довод ответчиков об отсутствии возможности согласования выбора испрашиваемого земельного участка из-за того, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне существующего складского объекта, является необоснованным, поскольку не представлено доказательств, позволяющих определить, в отношении какого конкретно складского объекта установлена санитарно-защитная зона, и что в данной санитарно-защитной зоне невозможно осуществлять деятельность по строительству.
Также является необоснованным довод ответчиков, со ссылкой на решение Ульяновской Городской Думы от 30.05.2012 N 92 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства на территории муниципального образования "город Ульяновск" осуществляется исключительно на торгах".
В момент первого обращения предпринимателя с заявлениями о предоставлении земельного участка (заявление о предоставлении участка для размещения коммунального и складского объекта от 15.11.2012 г. N 17, поступившее первому ответчику 15.11.2012 г.) действовал пункт 2.8 указанного решения Ульяновской Городской Думы, с учетом которого требование о предоставлении земельных участков для строительства с обязательным проведением торгов не применялось при предоставлении земельных участков для строительства в случаях предоставления земельных участков, площадь которых составляет 2 000 кв. м и менее. Данная норма (п. 2.8 решения Ульяновской Городской Думы от 30.05.2012 N 92) была признана утратившей силу решением Ульяновской Городской Думы от 26.06.2013 N 91.
В связи с изложенным является существенным то обстоятельство, что администрацией г. Ульяновска не исполнена установленная частью 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Какие-либо иные варианты размещения земельного участка ответчики заявителю не предлагали.
Довод ответчиков о том, что обращение предпринимателя не соответствует указанным требованиям (в заявлении не указано назначение объектов в соответствии с перечнем назначений, поименованных в приложении N 1 к Правилам землепользования и застройки в городе Ульяновске, и обоснование размера земельного участка), не может быть основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку об указанном несоответствии заявления предпринимателя установленным требованиям ответчикам следовало уведомить заявителя, однако Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска отказал в предоставлении земельного участка, то есть фактически рассмотрел данное заявление, утратив право ссылаться на данные обстоятельства.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июня 2014 г. по делу N А72-3864/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2014 ПО ДЕЛУ N А72-3864/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2014 г. по делу N А72-3864/2014
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 августа 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июня 2014 г. по делу N А72-3864/2014 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Папоян Артура Ишхановича (ОГРНИП 304732805500232), г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитету архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Папоян Артур Ишханович (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее первый ответчик) и Комитету архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска (далее второй ответчик) о признании недействительным отказа Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска от 30.11.2012 г. N 01-13/6691 в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 1 950, 0 кв. м расположенном северо-западнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:976 в Заволжском районе г. Ульяновска по 10 проезд Инженерный под размещение коммунального и складского объекта и о возложении на ответчиков обязанности в полном соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ, ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Ульяновска выполнить действия по выбору земельного участка для размещения коммунального и складского объекта на земельном участке ориентировочной площадью 1 950, 0 кв. м расположенном северо-западнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:976 в Заволжском районе г. Ульяновска по 10 проезд Инженерный.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июня 2014 г. по делу N А72-3864/2014 заявленные требования удовлетворены полностью.
Первый ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.11.2012 г. предприниматель Папоян А.И. обратился к главе администрации г. Ульяновска с заявлением об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения коммунального и складского объекта на земельном участке, расположенном северо-западнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:976 в Заволжском г. Ульяновска по адресу: 10-й проезд Инженерный, ориентировочной площадью 1 950 кв. м 30.11.2012 г. Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска в письме N 01-13/6691 указал, выбор земельного участка не представляется возможным. В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории г. Ульяновска, утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы от 29.06.2011 N 69, земельные участка расположены в зоне размещения производственных объектов IV и V классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м) - П1. Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне производственного объекта, необходимо определить режим территории санитарно-защитной зоны и уточнить вид разрешенного использования с учетом санитарной классификации промышленных объектов. При выборе земельного участка необходимо учитывать подъезды, подходы к каждому образуемому земельному участку.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Статьей 12 "Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 13.10.2004, предусмотрен следующий порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главы города Ульяновска.
Глава города Ульяновска заявления, указанные в части 1 настоящей статьи, направляет заместителю Главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения.
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом.
Основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта являются: испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны; планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов.; планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия (часть 7 статьи 12 "Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 13.10.2004).
Из материалов дела следует, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок находится в зоне П1.
В соответствии с Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 зона П1 предназначена для размещения объектов IV и V классов вредности. К основным видам разрешенного использования зоны П1 относятся, в том числе, размещение коммунальных и складских объектов.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков (пункт 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003).
Согласно пункту 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Из вышеуказанного следует, что границы санитарно-защитной зоны объекта должны быть утверждены.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчики не представили сведений об утвержденных в установленном порядке границах санитарно-защитных зон на объекты, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 73:24:021104:975 и 73:24:021104:976.
Довод ответчиков об отсутствии возможности согласования выбора испрашиваемого земельного участка из-за того, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне существующего складского объекта, является необоснованным, поскольку не представлено доказательств, позволяющих определить, в отношении какого конкретно складского объекта установлена санитарно-защитная зона, и что в данной санитарно-защитной зоне невозможно осуществлять деятельность по строительству.
Также является необоснованным довод ответчиков, со ссылкой на решение Ульяновской Городской Думы от 30.05.2012 N 92 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства на территории муниципального образования "город Ульяновск" осуществляется исключительно на торгах".
В момент первого обращения предпринимателя с заявлениями о предоставлении земельного участка (заявление о предоставлении участка для размещения коммунального и складского объекта от 15.11.2012 г. N 17, поступившее первому ответчику 15.11.2012 г.) действовал пункт 2.8 указанного решения Ульяновской Городской Думы, с учетом которого требование о предоставлении земельных участков для строительства с обязательным проведением торгов не применялось при предоставлении земельных участков для строительства в случаях предоставления земельных участков, площадь которых составляет 2 000 кв. м и менее. Данная норма (п. 2.8 решения Ульяновской Городской Думы от 30.05.2012 N 92) была признана утратившей силу решением Ульяновской Городской Думы от 26.06.2013 N 91.
В связи с изложенным является существенным то обстоятельство, что администрацией г. Ульяновска не исполнена установленная частью 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Какие-либо иные варианты размещения земельного участка ответчики заявителю не предлагали.
Довод ответчиков о том, что обращение предпринимателя не соответствует указанным требованиям (в заявлении не указано назначение объектов в соответствии с перечнем назначений, поименованных в приложении N 1 к Правилам землепользования и застройки в городе Ульяновске, и обоснование размера земельного участка), не может быть основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку об указанном несоответствии заявления предпринимателя установленным требованиям ответчикам следовало уведомить заявителя, однако Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска отказал в предоставлении земельного участка, то есть фактически рассмотрел данное заявление, утратив право ссылаться на данные обстоятельства.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 июня 2014 г. по делу N А72-3864/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)