Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Альмашевой Г.Д., Муравьева С.Ю.
при участии представителей:
заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - Шамсутдиновой Л.М., доверенность от 30.08.2013, N 203, Рафиковой Д.Н., доверенность от 30.08.2013, N 204,
заинтересованного лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - Логиновой А.М., доверенность от 09.01.2013 N 13,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.03.2013 (судья Лубянова О.А.) постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Холодная С.Т., Марчик Н.Ю.)
по делу N А72-11131/2012
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск (ОГРН 1107325002509) о признании незаконным решения от 28.09.2012 N 73/05/2012-327, заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, национальный совет по оценочной деятельности, г. Москва (ОГРН 1087799029493), открытое акционерное общество "Ульяновский речной порт", г. Ульяновск (ОГРН 1027301405097),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения N 73/05/2012-327 от 28.09.2012 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке от 23.01.2012 N 18/П.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.03.2013, оставленным в силе, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества, считая их несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Ульяновской области "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" N 21-П от 18.01.2012 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011, в отношении спорного земельного участка кадастровая стоимость определена в размере 244 548 093 руб.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/18 от 23.01.2012 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, являющейся самостоятельным органом по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, действующим в соответствии с установленным для нее порядком работы.
ОАО "Ульяновский речной порт" заключило договор с ЗАО "Многопрофильный деловой центр" на проведение оценки земельных участков. В соответствии с отчетом об оценке земельных участков N с6755, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:3 составляет 75 961 657 руб. 05 коп.
Разница между кадастровой стоимостью земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012, и рыночной стоимость в соответствии с отчетом N с6755 составила более 30%.
В отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 01.08.2012 N с6755, имеющем положительное экспертное заключение от 06.08.2012 N 142-НП/12-28, имеется заключение о рыночной стоимости земельных участков, а также приведена рыночная стоимость объектов оценки поэлементно, по каждому земельному участку, с указанием кадастровых номеров, адресов, площадей, однозначно позволяющих идентифицировать каждый из объектов недвижимости. В самом отчете от 01.08.201 N с6755 также по каждому объекту недвижимости приведены идентифицирующие признаки, такие как площадь, местоположение, кадастровый номер (например, стр. 4, 5, 19, 20, 23, 24 Отчета). Положительное экспертное заключение от 06.08.2012 N 42-НП/12-28 также содержит идентифицирующую информацию о трех объектах оценки. Вышеназванный отчет проверен экспертом на соответствие требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ФСО N 1 утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256, ФСО N 2 утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 255 и ФСО N 3 утверждение Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254. В том числе отчет проверен экспертом на соответствие Закону об оценке в части указания точного описания объекта оценки и им сделан ввод о его соответствии стандартам.
28.08.2012 ОАО "Ульяновский речной порт" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:3.
28.09.2012 комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке Управления Росреестра по Ульяновской области, принято решение N 73/05/2012-327 об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке.
Указанное решение Территориальное управление оспорило в арбитражном суде.
В обоснование выводов об отказе в удовлетворении заявленного требования суды двух инстанций указали на отсутствие установленной положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий для признания оспариваемого решения незаконным.
Суды признали, что заявление ОАО "Ульяновский речной порт" рассмотрено в Комиссией в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности в соответствии в соответствии с утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 N 263 "Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок), оспариваемое решение соответствует положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Закона об оценочной деятельности.
На основании части 5 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Решение комиссии оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой в предмет судебного исследования по данному делу, исходя из заявленного администрацией требования, входит установление совокупности следующих условий - несоответствие решения комиссии закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным решением прав и законных интересов администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие совокупности указанных условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражные суды при рассмотрении дела обоснованно руководствовались нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Закона об оценочной деятельности.
Согласно положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, если несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушаются права лица.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители) (часть 1); в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (часть 2); для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости) с приложением необходимых документов, в том числе отчета в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (части 7, 11); основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (часть 8); в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (часть 18).
При этом статьей 12 Закона об оценочной деятельности определено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Пунктом 20 Порядка установлено, что в случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Исходя из оценки установленных обстоятельств дела судами двух инстанций мотивированно указано на отсутствие ограничений для лиц, обращающихся в Комиссию, в зависимости от объема прав на объект недвижимости и соответствие оспариваемого решения приведенным нормам материального права.
Доводы управления, оспаривающего вывод судов о законности решения комиссии, подлежат отклонению как не основанные на нормах материального права и не соответствующие установленным обстоятельствам дела, учитывая, что согласно положениям главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке представленных доказательств и установленных судами обстоятельств дела (статья 286).
Так, исходя из приведенных положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности и Порядка рассмотрения таких заявлений судами установлено, что Общество обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, с заявлением общество представило все необходимые документы, в том числе отчет, составленный обществом, и положительные заключения на отчет; в указанном отчете рыночная стоимость земельного участка установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; так как заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости и предоставлением положительных заключений, комиссия приняла решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Суд кассационной инстанции также принимает во внимание, что судами двух инстанций обоснованно учтено, что территориальное управление не заявляло требований об установлении иной кадастровой стоимости земельного участка; оспорило решение комиссии по мотиву его несоответствия Закону об оценочной деятельности в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, выводы судов об отказе в удовлетворении заявленного требования соответствуют положениям части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, которые в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.03.2013 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 по делу N А72-11131/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.10.2013 ПО ДЕЛУ N А72-11131/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2013 г. по делу N А72-11131/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Альмашевой Г.Д., Муравьева С.Ю.
при участии представителей:
заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - Шамсутдиновой Л.М., доверенность от 30.08.2013, N 203, Рафиковой Д.Н., доверенность от 30.08.2013, N 204,
заинтересованного лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - Логиновой А.М., доверенность от 09.01.2013 N 13,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.03.2013 (судья Лубянова О.А.) постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Холодная С.Т., Марчик Н.Ю.)
по делу N А72-11131/2012
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск (ОГРН 1107325002509) о признании незаконным решения от 28.09.2012 N 73/05/2012-327, заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск, национальный совет по оценочной деятельности, г. Москва (ОГРН 1087799029493), открытое акционерное общество "Ульяновский речной порт", г. Ульяновск (ОГРН 1027301405097),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения N 73/05/2012-327 от 28.09.2012 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке от 23.01.2012 N 18/П.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.03.2013, оставленным в силе, постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества, считая их несостоятельными, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Ульяновской области "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области" N 21-П от 18.01.2012 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011, в отношении спорного земельного участка кадастровая стоимость определена в размере 244 548 093 руб.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/18 от 23.01.2012 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области, являющейся самостоятельным органом по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, действующим в соответствии с установленным для нее порядком работы.
ОАО "Ульяновский речной порт" заключило договор с ЗАО "Многопрофильный деловой центр" на проведение оценки земельных участков. В соответствии с отчетом об оценке земельных участков N с6755, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:3 составляет 75 961 657 руб. 05 коп.
Разница между кадастровой стоимостью земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012, и рыночной стоимость в соответствии с отчетом N с6755 составила более 30%.
В отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 01.08.2012 N с6755, имеющем положительное экспертное заключение от 06.08.2012 N 142-НП/12-28, имеется заключение о рыночной стоимости земельных участков, а также приведена рыночная стоимость объектов оценки поэлементно, по каждому земельному участку, с указанием кадастровых номеров, адресов, площадей, однозначно позволяющих идентифицировать каждый из объектов недвижимости. В самом отчете от 01.08.201 N с6755 также по каждому объекту недвижимости приведены идентифицирующие признаки, такие как площадь, местоположение, кадастровый номер (например, стр. 4, 5, 19, 20, 23, 24 Отчета). Положительное экспертное заключение от 06.08.2012 N 42-НП/12-28 также содержит идентифицирующую информацию о трех объектах оценки. Вышеназванный отчет проверен экспертом на соответствие требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ФСО N 1 утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256, ФСО N 2 утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 255 и ФСО N 3 утверждение Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254. В том числе отчет проверен экспертом на соответствие Закону об оценке в части указания точного описания объекта оценки и им сделан ввод о его соответствии стандартам.
28.08.2012 ОАО "Ульяновский речной порт" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:3.
28.09.2012 комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке Управления Росреестра по Ульяновской области, принято решение N 73/05/2012-327 об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке.
Указанное решение Территориальное управление оспорило в арбитражном суде.
В обоснование выводов об отказе в удовлетворении заявленного требования суды двух инстанций указали на отсутствие установленной положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий для признания оспариваемого решения незаконным.
Суды признали, что заявление ОАО "Ульяновский речной порт" рассмотрено в Комиссией в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности в соответствии в соответствии с утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 N 263 "Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок), оспариваемое решение соответствует положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Закона об оценочной деятельности.
На основании части 5 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Решение комиссии оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой в предмет судебного исследования по данному делу, исходя из заявленного администрацией требования, входит установление совокупности следующих условий - несоответствие решения комиссии закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным решением прав и законных интересов администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие совокупности указанных условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражные суды при рассмотрении дела обоснованно руководствовались нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Закона об оценочной деятельности.
Согласно положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1); для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, если несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушаются права лица.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители) (часть 1); в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (часть 2); для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости) с приложением необходимых документов, в том числе отчета в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (части 7, 11); основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (часть 8); в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (часть 18).
При этом статьей 12 Закона об оценочной деятельности определено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Пунктом 20 Порядка установлено, что в случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Исходя из оценки установленных обстоятельств дела судами двух инстанций мотивированно указано на отсутствие ограничений для лиц, обращающихся в Комиссию, в зависимости от объема прав на объект недвижимости и соответствие оспариваемого решения приведенным нормам материального права.
Доводы управления, оспаривающего вывод судов о законности решения комиссии, подлежат отклонению как не основанные на нормах материального права и не соответствующие установленным обстоятельствам дела, учитывая, что согласно положениям главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке представленных доказательств и установленных судами обстоятельств дела (статья 286).
Так, исходя из приведенных положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности и Порядка рассмотрения таких заявлений судами установлено, что Общество обратилось в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, с заявлением общество представило все необходимые документы, в том числе отчет, составленный обществом, и положительные заключения на отчет; в указанном отчете рыночная стоимость земельного участка установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; так как заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости и предоставлением положительных заключений, комиссия приняла решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Суд кассационной инстанции также принимает во внимание, что судами двух инстанций обоснованно учтено, что территориальное управление не заявляло требований об установлении иной кадастровой стоимости земельного участка; оспорило решение комиссии по мотиву его несоответствия Закону об оценочной деятельности в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, выводы судов об отказе в удовлетворении заявленного требования соответствуют положениям части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, которые в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.03.2013 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 по делу N А72-11131/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Судьи
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)