Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей земельного участка для строительства жилого дома, была включена в реестр учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, однако до настоящего времени земельным участком не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Митькова Л.В.
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Степина А.Б., Сорокиной О.А.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело
по апелляционной жалобе администрации г. Астрахани
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июня 2015 года
по иску прокурора города Астрахани в интересах К. к администрации города Астрахани о предоставлении земельного участка,
установила:
прокурор города Астрахани обратился в суд с иском в интересах К., указав, что прокуратурой города проведена проверка по обращению К. по вопросу не предоставления ему земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. В результате проверки установлено, что К. являясь <...>, 03 марта 2011 года обратилась в управление земельными ресурсами администрации города Астрахани с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка в черте г. Астрахани, для строительства индивидуального жилого дома. Однако до настоящего времени К., как <...>, земельным участком обеспечена не была. В связи с этим, прокурор просит обязать администрацию города Астрахани предоставить К. в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании помощник прокурора города Астрахани Лаисцева Н.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель истца К. П. исковые требования прокурора г. Астрахани поддержал, просил иск удовлетворить.
Истец К. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела, извещена надлежащим образом.
Представитель администрации г. Астрахани и управления муниципальным имуществом администрации г. Астрахани в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине не явки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июня 2015 года исковые требования прокурора города Астрахани удовлетворены. Суд обязал администрацию города Астрахани предоставить К. в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома.
В апелляционной жалобе администрация г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права. Считают, что для предоставления земельного участка необходимо проведение определенной процедуры, миновать, которую нормами законодательства не предусмотрено. Также, считают, что К. не отнесена к категории граждан имеющих право на внеочередное предоставление земельных участков.
На заседание судебной коллегии К. и ее представитель П., извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились. С учетом надлежащего извещения сторон и в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, объяснения представителя администрации города Астрахани З., поддержавшего доводы жалобы, мнение прокурора Дюйсембеевой Э.М., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения районного суда по изложенным в жалобе основаниям.
В силу статьи 20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 04 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания.
Администрацией г. Астрахани в целях реализации указанного Закона Астраханской области принято Постановление от 04 декабря 2012 года N 10486, утвердившее Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков.
Материалами дела установлено, что на К. является <...>. На основании статьи 20 Федерального закона "О ветеранах" в редакции от 22 августа 2004 года и Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" на нее распространяется право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка для жилищного строительства.
03 марта 2011 года К. обратилась в администрацию г. Астрахани с заявлением о предоставлении ей земельного участка для строительства жилого дома, в г. Астрахани.
Установлено, что К. включена в реестр учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, о чем К. сообщено. Также К. проинформирована о проводимой разработке и формировании земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по <...>), ориентировочный срок выполнения которых - первое полугодие 2011 года, и что после выполнения вышеуказанных работ и получения границ земельных участков, управление проинформирует К. о возможности предоставления на льготных условиях одного из участков.
Согласно письму управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани от <...> N <...>, а также письму от <...> N <...> номер очередности К. в настоящее время - <...>, также указано, что определить конкретные сроки предоставления земельного участка на льготных условиях не предоставляется возможным.
Судом установлено, что до настоящего времени земельный участок К. не предоставлен.
Согласно представленным документам и доводам представителя ответчика администрацией города проводится работа по подготовке документации по проекту планировки территории, в том числе по проведению требуемых законом публичных слушаний, а также иных мероприятий, направленных на формирование земельных участков.
Вместе с тем, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований ввиду следующего.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Указанный выше Закон Астраханской области и Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, не предусматривает необоснованно длительный период рассмотрения заявления.
Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд правомерно пришел к выводу о необходимости обязать администрацию г. Астрахани предоставить К. в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства в черте города Астрахани, исходя из принципов разумности сроков, которые включают в себя период со дня поступления заявления в администрацию города, эффективность действий администрации города по формированию свободных земельных участков, требования своевременного рассмотрения заявления и приходит к выводу, что за период с момента подачи заявления в марте 2011 года до момента обращения в суд вопрос предоставления земельного участка К., относящейся к льготной категории граждан, не разрешен.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения. Данные доводы жалобы являлись процессуальной позицией ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.08.2015 N 33-2712/2015
Требование: О предоставлении земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей земельного участка для строительства жилого дома, была включена в реестр учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, однако до настоящего времени земельным участком не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 августа 2015 г. N 33-2712/2015
Судья Митькова Л.В.
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Степина А.Б., Сорокиной О.А.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело
по апелляционной жалобе администрации г. Астрахани
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июня 2015 года
по иску прокурора города Астрахани в интересах К. к администрации города Астрахани о предоставлении земельного участка,
установила:
прокурор города Астрахани обратился в суд с иском в интересах К., указав, что прокуратурой города проведена проверка по обращению К. по вопросу не предоставления ему земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. В результате проверки установлено, что К. являясь <...>, 03 марта 2011 года обратилась в управление земельными ресурсами администрации города Астрахани с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка в черте г. Астрахани, для строительства индивидуального жилого дома. Однако до настоящего времени К., как <...>, земельным участком обеспечена не была. В связи с этим, прокурор просит обязать администрацию города Астрахани предоставить К. в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании помощник прокурора города Астрахани Лаисцева Н.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель истца К. П. исковые требования прокурора г. Астрахани поддержал, просил иск удовлетворить.
Истец К. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела, извещена надлежащим образом.
Представитель администрации г. Астрахани и управления муниципальным имуществом администрации г. Астрахани в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине не явки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июня 2015 года исковые требования прокурора города Астрахани удовлетворены. Суд обязал администрацию города Астрахани предоставить К. в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома.
В апелляционной жалобе администрация г. Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права. Считают, что для предоставления земельного участка необходимо проведение определенной процедуры, миновать, которую нормами законодательства не предусмотрено. Также, считают, что К. не отнесена к категории граждан имеющих право на внеочередное предоставление земельных участков.
На заседание судебной коллегии К. и ее представитель П., извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились. С учетом надлежащего извещения сторон и в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, объяснения представителя администрации города Астрахани З., поддержавшего доводы жалобы, мнение прокурора Дюйсембеевой Э.М., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения районного суда по изложенным в жалобе основаниям.
В силу статьи 20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 04 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания.
Администрацией г. Астрахани в целях реализации указанного Закона Астраханской области принято Постановление от 04 декабря 2012 года N 10486, утвердившее Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков.
Материалами дела установлено, что на К. является <...>. На основании статьи 20 Федерального закона "О ветеранах" в редакции от 22 августа 2004 года и Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" на нее распространяется право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка для жилищного строительства.
03 марта 2011 года К. обратилась в администрацию г. Астрахани с заявлением о предоставлении ей земельного участка для строительства жилого дома, в г. Астрахани.
Установлено, что К. включена в реестр учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, о чем К. сообщено. Также К. проинформирована о проводимой разработке и формировании земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по <...>), ориентировочный срок выполнения которых - первое полугодие 2011 года, и что после выполнения вышеуказанных работ и получения границ земельных участков, управление проинформирует К. о возможности предоставления на льготных условиях одного из участков.
Согласно письму управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани от <...> N <...>, а также письму от <...> N <...> номер очередности К. в настоящее время - <...>, также указано, что определить конкретные сроки предоставления земельного участка на льготных условиях не предоставляется возможным.
Судом установлено, что до настоящего времени земельный участок К. не предоставлен.
Согласно представленным документам и доводам представителя ответчика администрацией города проводится работа по подготовке документации по проекту планировки территории, в том числе по проведению требуемых законом публичных слушаний, а также иных мероприятий, направленных на формирование земельных участков.
Вместе с тем, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований ввиду следующего.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Указанный выше Закон Астраханской области и Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, не предусматривает необоснованно длительный период рассмотрения заявления.
Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд правомерно пришел к выводу о необходимости обязать администрацию г. Астрахани предоставить К. в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства в черте города Астрахани, исходя из принципов разумности сроков, которые включают в себя период со дня поступления заявления в администрацию города, эффективность действий администрации города по формированию свободных земельных участков, требования своевременного рассмотрения заявления и приходит к выводу, что за период с момента подачи заявления в марте 2011 года до момента обращения в суд вопрос предоставления земельного участка К., относящейся к льготной категории граждан, не разрешен.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения. Данные доводы жалобы являлись процессуальной позицией ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 18 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)