Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Голубцовой Ю.А., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычевой С.В.,
при участии от заявителя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Зиновьевой Екатерины Андреевны: Николаев Н.Г. и Таров В.В. (доверенности от 22.04.2014),
от заинтересованного лица - Администрации городского округа Ревда: Мурашева К.П. (доверенность от 28.07.2012),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Зиновьевой Екатерины Андреевны,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 апреля 2014 года
по делу N А60-49841/2013,
принятое судьей Парамоновой В.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьевой Екатерины Андреевны (ОГРН 312668420600012, ИНН 662706280421)
к Администрации городского округа Ревда
третьи лица: Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Ревда "Ревдинское городское лесничество", Глава КФХ индивидуальный предприниматель Ляпустин Вячеслав Геннадьевич (предприниматель Ляпустин В.Г.) (ОГРНИП 311662715300010, ИНН 662700399780)
о признании действий незаконными,
установил:
Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьева Екатерина Андреевна (далее - предприниматель Зиновьева Е.А., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации городского округа Ревда (далее - администрация, заинтересованной лицо) по отказу в утверждении схемы расположения и предоставлении в аренду предпринимателю Зиновьевой Е.А. земельного участка общей площадью 3 620 000 кв. м, с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, севернее урочища Мариинская Кислянка, в аренду сроком на 49 лет; обязании администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи соответствующей схемы расположения границ испрашиваемого земельного участка, в течение 14 дней со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принять решение и предоставить этот земельный участок в аренду предпринимателю Зиновьевой Е.А. сроком на 49 лет, в течение 7 дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка заключить с заявителем договор аренды; также заявитель просил признать незаконным и отменить Постановление администрации городского округа Ревда от 24.01.2014 N 74/1 об утверждении схемы расположения земельного участка Главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Ляпустину Вячеславу Геннадьевичу (с учетом уточнений требований, сделанных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда от 24.02.2014 к участию в деле в порядке ст. 51, 200 АПК РФ третьими лицами привлечены - Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Ревда "Ревдинское городское лесничество", предприниматель Ляпустин В.Г.
Решением суда от 24.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель Зиновьева Е.А. обжалует решение в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, заявленные предпринимателем требования удовлетворить. Заявитель жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование ссылается на то, что на момент подачи предпринимателем Зиновьевой Е.А. заявления в администрацию о предоставлении спорного земельного участка, других заявлений подано не было, т.к. заявление от 06.11.2013 подано Ляпустиным В.Г. как физическим лицом, без указания цели предоставления для ведения фермерского хозяйства, ввиду чего обратившись с заявлением о предоставлении участка как глава крестьянского хозяйства, Зиновьева имела преимущества. Считает необоснованным отнесение части испрашиваемого предпринимателем Зиновьевой Е.А. земельного участка к защитным лесам, т.к. вид разрешенного использования - земли сельхозназначения изменен на земли лесного фонда спустя месяц после получения Зиновьевой Е.А. отказа в его предоставлении. По мнению заявителя, основания для проведения торгов на право получения участка в аренду отсутствуют. Заявление Ляпустина В.Г. от 06.11.2013 сфальсифицировано, подписано иным лицом, кроме того, заявитель полагает, что по данному заявлению администрацией принят отказ, поскольку положительного решения в установленный срок не последовало. Кроме того, в апелляционной жалобе содержится ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы с целью проверки подлинности подписи Ляпустина В.Г. на заявлении от 06.11.2013.
Принявшие участие в судебном заседании 17.07.2014 представители заявителя доводы жалобы поддержали, заявленное в апелляционной жалобе ходатайство о проведении экспертизы не поддержали.
Представитель администрации в судебном заседании пояснил, что при переводе испрашиваемого земельного участка из одной категории земель в другую не требуется изменение вида разрешенного использования. Указала, что причиной отказа в удовлетворении заявления Зиновьевой Е.А. послужило два основания - на часть испрашиваемого ею земельного участка ранее поступило заявление от Ляпустина В.Г., являющегося главой действующего фермерского хозяйства; часть испрашиваемого участка представляет собой лес и администрацией велась работа по переводу участка из одной категории в другую. Кроме того, администрацией в связи с поступлением от третьего лица заявления в муниципальном вестнике было опубликовано три объявления о предоставлении земельных участков для ведения фермерского хозяйства, ни на одно из них предприниматель Зиновьева Е.А. не отреагировала.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с положениями Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предприниматель Зиновьева Е.А. 13.11.2013 обратилась к администрации с заявлением об утверждении схемы расположения и предоставлении в аренду на срок 49 лет земельного участка площадью 3 620 000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., городской округ Ревда, севернее урочища Мариинская Кислянка, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - сенокошения и иных видов сельскохозяйственной деятельности.
Согласно кадастровому плану территории от 26.09.2013 испрашиваемый земельный участок является южной частью земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301002:18 (66:21:0000000:201) относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В письме от 12.12.2013 администрация сообщила заявителю о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку в указанных границах земельного участка протекает река "Тараканиха", проходит грунтовая дорога общего пользования, частично земельный участок покрыт лесными насаждениями и, кроме того, на часть земельного участка площадью 150 га уже подано заявление о предоставлении в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства от иного лица.
Ссылаясь на незаконность данного отказа и нарушение прав заявителя, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 200, ст. 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с положениями ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 1 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве).
В силу п. 1 ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 4 ст. Закона о фермерском хозяйстве).
Названная норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков. Однако в названном Законе не урегулирован механизм предоставления в аренду земельных участков при поступлении нескольких заявлений в отношении одного земельного участка.
Вместе с тем исходя из общих принципов земельного законодательства и особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются гражданам в аренду в порядке ст. 34 ЗК РФ (одна заявка) или на торгах (две и более заявки).
Аналогичный подход законодателя изложен в ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, которая вступает в силу с 01.03.2015.
Из материалов дела следует, что Ляпустин В.Г., который также является главой фермерского хозяйства, 06.11.2013 обратился с соответствующим заявлением в администрацию.
Зиновьева Е.А. с заявлением обратилась 12.11.2013, при этом в состав испрашиваемого ею участка вошел и участок, в отношении которого Ляпустиным ранее подано заявление.
Администрация, установив, что испрашиваемые согласно заявлениям от 06.11.2013, от 13.11.2013 главами фермерских хозяйств земельные участки налагаются, приняла решение о публикации информационного сообщения о возможном предоставлении участка в аренду той площадью, которая может быть предоставлена для заявленной цели.
23.12.2013 в муниципальных ведомостях (общественно-политический бюллетень Думы и администрации городского округа Ревда) N 50 (535) администрация разместила объявление, в котором предложено заинтересованным лицам подавать заявки на приобретение в аренду для ведения сельского хозяйства в районе реки Тараканиха, ориентировочной площадью 144 га. Сообщение содержит ссылку на то, что желающим получить в аренду земельный участок необходимо в месячный срок после публикации извещения обратиться в администрацию.
24.12.2013 от Ляпустина В.Г. главы хозяйства соответствующее заявление поступило.
Зиновьева с соответствующим заявлением после публикации не обратилась.
Поскольку иных обращений после публикации не последовало, администрация утвердила третьему лицу схему расположения испрашиваемого земельного участка.
На проведении торгов в отношении спорного участка Зиновьева не настаивает. Доводов относительно нарушения процедуры предоставления участка Ляпустину ни заявление (уточненное л.д. 59), ни апелляционная жалоба не содержит.
Заявитель полагает, что обратившись за предоставлением земельного участка как глава хозяйства в порядке, установленном ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве, имеет преимущество, поскольку ранее поданная заявка от Ляпустина подана им как физическим лицом, а также ввиду того, что Закон о фермерском хозяйстве не предусматривает процедуру опубликования информационного сообщения о предстоящем представлении и проведение торгов при поступлении нескольких заявок.
Однако апелляционный суд полагает данные доводы заявителя несостоятельными в силу изложенного выше.
Поскольку отказ в утверждении схемы и предоставлении испрашиваемого участка минуя процедуру опубликования, по причине того, что на этот участок также претендует иное лицо, является обоснованным, иные основания, послужившие отказом, не имеют правового значения и их оценка не влечет принятие по настоящему делу иного судебного акта.
При указанных обстоятельствах решение суда отмене не подлежит. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.04.2014 по делу N А60-49841/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2014 N 17АП-7727/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-49841/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2014 г. N 17АП-7727/2014-ГК
Дело N А60-49841/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Голубцовой Ю.А., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычевой С.В.,
при участии от заявителя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Зиновьевой Екатерины Андреевны: Николаев Н.Г. и Таров В.В. (доверенности от 22.04.2014),
от заинтересованного лица - Администрации городского округа Ревда: Мурашева К.П. (доверенность от 28.07.2012),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Зиновьевой Екатерины Андреевны,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 апреля 2014 года
по делу N А60-49841/2013,
принятое судьей Парамоновой В.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьевой Екатерины Андреевны (ОГРН 312668420600012, ИНН 662706280421)
к Администрации городского округа Ревда
третьи лица: Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Ревда "Ревдинское городское лесничество", Глава КФХ индивидуальный предприниматель Ляпустин Вячеслав Геннадьевич (предприниматель Ляпустин В.Г.) (ОГРНИП 311662715300010, ИНН 662700399780)
о признании действий незаконными,
установил:
Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьева Екатерина Андреевна (далее - предприниматель Зиновьева Е.А., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации городского округа Ревда (далее - администрация, заинтересованной лицо) по отказу в утверждении схемы расположения и предоставлении в аренду предпринимателю Зиновьевой Е.А. земельного участка общей площадью 3 620 000 кв. м, с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, севернее урочища Мариинская Кислянка, в аренду сроком на 49 лет; обязании администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи соответствующей схемы расположения границ испрашиваемого земельного участка, в течение 14 дней со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принять решение и предоставить этот земельный участок в аренду предпринимателю Зиновьевой Е.А. сроком на 49 лет, в течение 7 дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка заключить с заявителем договор аренды; также заявитель просил признать незаконным и отменить Постановление администрации городского округа Ревда от 24.01.2014 N 74/1 об утверждении схемы расположения земельного участка Главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Ляпустину Вячеславу Геннадьевичу (с учетом уточнений требований, сделанных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда от 24.02.2014 к участию в деле в порядке ст. 51, 200 АПК РФ третьими лицами привлечены - Муниципальное бюджетное учреждение городского округа Ревда "Ревдинское городское лесничество", предприниматель Ляпустин В.Г.
Решением суда от 24.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель Зиновьева Е.А. обжалует решение в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, заявленные предпринимателем требования удовлетворить. Заявитель жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование ссылается на то, что на момент подачи предпринимателем Зиновьевой Е.А. заявления в администрацию о предоставлении спорного земельного участка, других заявлений подано не было, т.к. заявление от 06.11.2013 подано Ляпустиным В.Г. как физическим лицом, без указания цели предоставления для ведения фермерского хозяйства, ввиду чего обратившись с заявлением о предоставлении участка как глава крестьянского хозяйства, Зиновьева имела преимущества. Считает необоснованным отнесение части испрашиваемого предпринимателем Зиновьевой Е.А. земельного участка к защитным лесам, т.к. вид разрешенного использования - земли сельхозназначения изменен на земли лесного фонда спустя месяц после получения Зиновьевой Е.А. отказа в его предоставлении. По мнению заявителя, основания для проведения торгов на право получения участка в аренду отсутствуют. Заявление Ляпустина В.Г. от 06.11.2013 сфальсифицировано, подписано иным лицом, кроме того, заявитель полагает, что по данному заявлению администрацией принят отказ, поскольку положительного решения в установленный срок не последовало. Кроме того, в апелляционной жалобе содержится ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы с целью проверки подлинности подписи Ляпустина В.Г. на заявлении от 06.11.2013.
Принявшие участие в судебном заседании 17.07.2014 представители заявителя доводы жалобы поддержали, заявленное в апелляционной жалобе ходатайство о проведении экспертизы не поддержали.
Представитель администрации в судебном заседании пояснил, что при переводе испрашиваемого земельного участка из одной категории земель в другую не требуется изменение вида разрешенного использования. Указала, что причиной отказа в удовлетворении заявления Зиновьевой Е.А. послужило два основания - на часть испрашиваемого ею земельного участка ранее поступило заявление от Ляпустина В.Г., являющегося главой действующего фермерского хозяйства; часть испрашиваемого участка представляет собой лес и администрацией велась работа по переводу участка из одной категории в другую. Кроме того, администрацией в связи с поступлением от третьего лица заявления в муниципальном вестнике было опубликовано три объявления о предоставлении земельных участков для ведения фермерского хозяйства, ни на одно из них предприниматель Зиновьева Е.А. не отреагировала.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с положениями Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предприниматель Зиновьева Е.А. 13.11.2013 обратилась к администрации с заявлением об утверждении схемы расположения и предоставлении в аренду на срок 49 лет земельного участка площадью 3 620 000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., городской округ Ревда, севернее урочища Мариинская Кислянка, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - сенокошения и иных видов сельскохозяйственной деятельности.
Согласно кадастровому плану территории от 26.09.2013 испрашиваемый земельный участок является южной частью земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301002:18 (66:21:0000000:201) относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В письме от 12.12.2013 администрация сообщила заявителю о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку в указанных границах земельного участка протекает река "Тараканиха", проходит грунтовая дорога общего пользования, частично земельный участок покрыт лесными насаждениями и, кроме того, на часть земельного участка площадью 150 га уже подано заявление о предоставлении в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства от иного лица.
Ссылаясь на незаконность данного отказа и нарушение прав заявителя, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 200, ст. 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с положениями ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 1 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве).
В силу п. 1 ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 4 ст. Закона о фермерском хозяйстве).
Названная норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков. Однако в названном Законе не урегулирован механизм предоставления в аренду земельных участков при поступлении нескольких заявлений в отношении одного земельного участка.
Вместе с тем исходя из общих принципов земельного законодательства и особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются гражданам в аренду в порядке ст. 34 ЗК РФ (одна заявка) или на торгах (две и более заявки).
Аналогичный подход законодателя изложен в ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, которая вступает в силу с 01.03.2015.
Из материалов дела следует, что Ляпустин В.Г., который также является главой фермерского хозяйства, 06.11.2013 обратился с соответствующим заявлением в администрацию.
Зиновьева Е.А. с заявлением обратилась 12.11.2013, при этом в состав испрашиваемого ею участка вошел и участок, в отношении которого Ляпустиным ранее подано заявление.
Администрация, установив, что испрашиваемые согласно заявлениям от 06.11.2013, от 13.11.2013 главами фермерских хозяйств земельные участки налагаются, приняла решение о публикации информационного сообщения о возможном предоставлении участка в аренду той площадью, которая может быть предоставлена для заявленной цели.
23.12.2013 в муниципальных ведомостях (общественно-политический бюллетень Думы и администрации городского округа Ревда) N 50 (535) администрация разместила объявление, в котором предложено заинтересованным лицам подавать заявки на приобретение в аренду для ведения сельского хозяйства в районе реки Тараканиха, ориентировочной площадью 144 га. Сообщение содержит ссылку на то, что желающим получить в аренду земельный участок необходимо в месячный срок после публикации извещения обратиться в администрацию.
24.12.2013 от Ляпустина В.Г. главы хозяйства соответствующее заявление поступило.
Зиновьева с соответствующим заявлением после публикации не обратилась.
Поскольку иных обращений после публикации не последовало, администрация утвердила третьему лицу схему расположения испрашиваемого земельного участка.
На проведении торгов в отношении спорного участка Зиновьева не настаивает. Доводов относительно нарушения процедуры предоставления участка Ляпустину ни заявление (уточненное л.д. 59), ни апелляционная жалоба не содержит.
Заявитель полагает, что обратившись за предоставлением земельного участка как глава хозяйства в порядке, установленном ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве, имеет преимущество, поскольку ранее поданная заявка от Ляпустина подана им как физическим лицом, а также ввиду того, что Закон о фермерском хозяйстве не предусматривает процедуру опубликования информационного сообщения о предстоящем представлении и проведение торгов при поступлении нескольких заявок.
Однако апелляционный суд полагает данные доводы заявителя несостоятельными в силу изложенного выше.
Поскольку отказ в утверждении схемы и предоставлении испрашиваемого участка минуя процедуру опубликования, по причине того, что на этот участок также претендует иное лицо, является обоснованным, иные основания, послужившие отказом, не имеют правового значения и их оценка не влечет принятие по настоящему делу иного судебного акта.
При указанных обстоятельствах решение суда отмене не подлежит. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.04.2014 по делу N А60-49841/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)