Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "25" февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" марта 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
- от заявителя (открытого акционерного общества "Ачинсксельхозтехника"): Клюева В.Н., генерального директора на основании выписки от 07.05.2010;
- от ответчика (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю): Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 05.12.2014 N 70-55/142.
рассмотрев апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" декабря 2014 года по делу N А33-10783/2014, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Ачинсксельхозтехника" (далее - заявитель, общество, ОАО "Ачинсксельхозтехника") (ИНН 2402000251, ОГРН 1022401154203, 662153, Красноярский край, г. Ачинск, ул. 5 Июля, 5) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - ответчик, ФБУ "КП" по Красноярскому краю) (ИНН 2460041930, ОГРН 1022401805898, 660020, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Петра Подзолкова, 3), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - ответчик, Управление Росреестра) (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 114) с требованиями:
- 1. О признании незаконными действий Управления Росреестра по внесению с момента внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в размере 20 415 685 рублей 06 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:57, площадью 39 121 кв. м, местонахождение: г. Ачинск, ул. 5 Июля, N 5;
- 2. Об обязании ФБУ "КП" по Красноярскому краю исключить из кадастра с момента внесения, кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 20 415 685 рублей 06 копеек, внести в кадастр кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 35 600 рублей 11 копеек.
Определением от 29.08.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечена Администрация города Ачинска. Определением от 03.10.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "11" сентября 2013 года в удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра отказано.
Исковые требования к ФБУ "КП" по Красноярскому краю удовлетворены: на ответчика возложена обязанность исключить с момента включения из государственного кадастра недвижимости: кадастровую стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 24:43:01260330:57, общей площадью 39 121 кв. м в размере 20 415 685 рублей 06 копеек, и включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:01260330:57, общей площадью 39 121 кв. м, в размере 35 600 рублей 11 копеек.
С ФБУ "КП" по Красноярскому краю в пользу ОАО "Ачинсксельхозтехника" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, ФБУ "КП" по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на следующие обстоятельства:
- - в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено данным Федеральным законом;
- - требования суда первой инстанции об исключении сведений о кадастровой стоимости из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) по состоянию на 22.03.2014 являются неисполнимыми, поскольку предполагают внесение изменений уже на прошедшую дату; в связи с изложенным не имеют правового значения нормативные правовые акты о порядке определения кадастровой оценки, о видах разрешенного использования земельных участков, зонировании территории, на которые сослался суд первой инстанции;
- - выводы суда первой инстанции являются противоречивыми, поскольку в описательной части решения указано на наличие в ГКН в отношении спорного земельного участка кадастровой стоимости в размере 35 600 рублей 11 копеек;
- - соглашаясь с тем, что в ГКН сведения вносятся на основании поступивших документов, суд первой инстанции приходит к необоснованному выводу о недостоверности отраженных сведений;
- - кадастровая стоимость в отношении спорного земельного участка определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, который установлен в отношении конкретного земельного участка, что исключает соответствие настоящего спора и дела рассмотренного Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15.12.211 N 12651/11;
- - обществом выбран неверный способ защиты нарушенного права; обществу следует оспорить законность соответствующего решения налогового органа о доначислении ему земельного налога.
Управление Росреестра и ОАО "Ачинсксельхозтехника" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых с апелляционной жалобой не согласились, в ее удовлетворении просили отказать.
Администрация города Ачинска и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ФБУ "КП" по Красноярскому краю, Администрация города Ачинска и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно уставу ОАО "Ачинсксельхозтехника", утвержденного общим собранием 11.05.2012, общество, зарегистрированное согласно распоряжению Администрации Ачинского района от 31.05.1993 N 172-р, 31.05.1993 за регистрационным номером 69, является правопреемником акционерного общества открытого типа АООТ "Ачинскагротехсервис".
АООТ "Ачинскагротехсервис" учреждено в соответствии с положением об акционерных обществах от 25.12.1990 N 601 по решению от 21.10.1992 N 01-1238 единоличного учредителя в лице краевого Комитета по управлению госимуществом Администрации Красноярского края, путем преобразования по Плану приватизации N 04-10-93 (зарегистрированного 23.12.1992 Финуправлением Администрации Красноярского края) госпредприятия "Ачинское ремонтно-технологическое предприятие".
Согласно пункту 1.7 устава, пункту 3 постановления Администрации Ачинского района от 02.08.1995 N 202-п, АООТ "Ачинсксельхозтехника" является правопреемником смежного акционерного общества открытого типа "Ачинскагропромснаб". Приватизация АООТ "Ачинскакгропромснаб" завершена 07.12.1992 в соответствии с постановлением краевого Комитета по управлению госимуществом от 07.10.1992 N 01-28-851.
Согласно постановлению Администрации города Ачинска от 05.10.1992 N 381-п Ачинской базе материально - технического снабжения "Ачинскагропромснаб" выдано свидетельство на право пользования землей с последующей заменой на государственный акт на право пользования землей на существующую территорию в южной промзоне с закреплением земельного участка производственной базы 4, 1 га и жилой застройки 0,28 га.
В соответствии со свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования на землю от 10.10.1992 N 0076, на основании постановления Администрации города Ачинска от 05.10.1992 N 381-п Ачинской базе по материально-техническому промснабжению "Ачинскагропромснаб", для эксплуатации производственной базы и территории жилых домов предоставлено 43 926 кв. м земель, из которых 41 077 кв. м - земли поселений, 2849 кв. м - земли жилой застройки.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 06.09.2010 N 24ЗУ/10-21264 земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:5 внесен в государственный кадастр недвижимости 10.10.1992, местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Ачинск, ул. 5 Июля, 5, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственной базы, площадь 42 060 кв. м, правообладатель земельного участка - ОАО "Ачинсксельхозтехника" на праве постоянного бессрочного пользования. Кадастровая стоимость земельного участка указана в размере 24 657 657 рублей.
Распоряжением Администрации города Ачинска от 25.01.2011 N 0118-р земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:5 общей площадью 42 060 кв. м разделен на три самостоятельных земельных участка:
- 24:43:0126030:5:ЗУ1 площадью 39121 кв. м,
- 24:43:0126030:5:ЗУ2 площадью 1093 кв. м,
- 24:43:0126030:5:ЗУ3 площадью 1846 кв. м, право постоянного бессрочного пользования ОАО "Ачинсксельхозтехника" на земельные участки площадью 1093 и 1846 кв. м прекращено.
Распоряжением Администрации города Ачинска от 22.06.2011 N 1935-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Ачинсксельхозтехника" на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:57; указанный участок площадью 39121 кв. м, расположенный по адресу: г. Ачинск, ул. 5 Июля, N 5 предоставлен ОАО "Ачинсксельхозтехника" бесплатно в собственность для размещения производственной базы в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Свидетельством о государственной регистрации прав от 01.07.2011 подтверждается право собственности ОАО "Ачинсксельхозтехника" на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:57, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, общая площадь 39 121 кв. м, адрес объекта: Россия, Красноярский край, город Ачинск, ул. 5 Июля, N 5.
В соответствии с кадастровыми паспортами от 24.02.2011 N 24ЗУ/11-25038, от 19.05.2011 N 24ЗУ/11-70355 земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:57 (предыдущий номер 24:43:0126030:5) внесен в государственный кадастр недвижимости 22.02.2011, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Ачинск, ул. 5 Июля, N 5, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственной базы, площадь 39 121 кв. м, кадастровая стоимость участка составляет 22 934 686 рублей 25 копеек.
В материалы дела также представлена кадастровая выписка о земельном участке от 15.09.2014 N 24/14-645447 с кадастровым номером 24:43:0126030:57, дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости 22.02.2011, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира - г. Ачинск, ул. 5 Июля, N 5, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объектами сельскохозяйственного назначения, площадь 39121 кв. м, кадастровая стоимость указана в размере 35 600 рублей 11 копеек.
Справкой от 20.05.2011 N 437 "О производственной деятельности ОАО "Ачинсксельхозтехника" на земельном участке с кадастровым номером 24:43:0126030:57 (предшествующий кадастровый номер 24:43:0126030:5), находящийся в краевой собственности, отвечающий положению, установленному в пункте 4 статьи 14 Закона от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", выданной Администрацией Ачинского района, подтверждается, что ОАО "Ачинсксельхозтехника", имеет в собственности здания, строения, сооружения, использует их для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, и является сельскохозяйственным производителем, у которого ежегодная доля от реализации сельскохозяйственной продукции составляет от 65 до 85% за период с 1997 по 2010 годы.
Согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края от 30.05.2011 N 266-о ОАО "Ачинсксельхозтехника" включено в реестр субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки.
В материалы дела представлены договоры о создании простого товарищества (о совместной деятельности) от 04.05.2012 N 177, от 05.05.2013, акты о выполнении подрядных (механизированных) работ по указанным договорам, счета-фактуры, товарные накладные о реализации продукции сельскохозяйственного назначения.
Письмом от 31.05.2011 N 15-27/2251 Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края Администрации г. Ачинска сообщалось, что ОАО "Ачинсксельхозтехника" является сельскохозяйственным предприятием, и имеет в собственности здания, строения, сооружения, которые используются для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
14.03.2014 ОАО "Ачинсксельхозтехника" обратилось с заявлением исх. N 20 к Управлению Росреестра и ФБУ "КП" по Красноярскому краю с требованиями устранить недостоверные сведения с момента внесения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка; исключить из кадастра недвижимости с момента внесения недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 20 415 685 рублей и внести с кадастр недвижимости кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2012 в размере 35 600 рублей 11 копеек.
Письмом от 27.03.2014 исх. N 63/7287 Управление Росреестра сообщило обществу об отсутствии соответствующих полномочий на принятие решений, связанных с внесением, изменением, исключением, а также предоставлением сведений государственного кадастра недвижимости, переадресовав обращение к ФБУ "КП" по Красноярскому краю.
Письмом от 22.04.2014 исх. N 1-6/10715 ФБУ "КП" по Красноярскому краю ответило обществу о невозможности внесения требуемых заявителем изменений со ссылкой на Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
В материалы дела представлен протокол N 3 заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Ачинске от 27.07.2011, согласно которому комиссией принято решение согласовать ОАО "Ачинсксельхозтехника" изменение градостроительного регламента территориальной зоны "производственной зоны" на зону "сельскохозяйственного использования" и соответственно разрешенного использования земельного участка по адресу: г. Ачинск, ул. 5 Июля, N 5.
Письмом Администрации города Ачинска от 08.07.2014 заявителю сообщалось, что земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:57 в соответствии с генеральным планом города Ачинска расположен в функциональной зоне: "Производственные и коммунальные зоны" - коммунально-складские организации (в том числе малого и среднего предпринимательства). В соответствии с правилами землепользования и застройки города Ачинска, участок расположен в зоне СХ-3 "Зона производственных объектов сельскохозяйственного использования".
Вышеуказанные обстоятельства послужили поводом для обращения общества в арбитражный суд с соответствующими требованиями к Управлению Росреестра и ФБУ "КП" по Красноярскому краю.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Исходя из заявленного обществом предмета требования и обозначенной им цели - изменение кадастровой стоимости, суд апелляционной инстанции полагает, что данный спор подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Указанное в совокупности с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации означает, что на общество возлагается обязанность по представлению доказательств того, что кадастровая стоимость принадлежащему ему земельному участку подлежала указанию в ГКН в размере 35 600 рублей 11 копеек. В свою очередь ответчики должны представить доказательства, свидетельствующие о существовании ограничений для установления заявленной обществом кадастровой стоимости.
Апелляционная инстанция, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришла к следующим выводам относительно обоснованности заявленных обществом требований.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Суд апелляционной инстанции установил и сторонами спора не оспаривается, что разница между внесенной в кадастр кадастровой стоимостью в размере 20 415 685 рублей и предлагаемой обществом к внесению кадастровой стоимостью земельного участка в размере 35 600 рублей 11 копеек обусловлена исключительно номером вида его разрешенного использования.
Законодательство допускает существование ошибок в государственном кадастре недвижимости и предусматривает порядок их исправления.
По мнению апелляционного суда, в случае, если в государственный кадастр были перенесены из документа сведения, соответствующие этому документу, но приводящие к искажению, неверному пониманию, или допускающие неоднозначное толкование обстоятельств, которые отражены кадастре, и, в конечном итоге, их несоответствию реальным обстоятельствам, то такая ситуация согласно статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ тоже должна расцениваться как кадастровая ошибка - ошибка в государственном кадастре недвижимости.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции со ссылкой на положения статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации правомерно указал, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:57 площадью 39 121 кв. м, принадлежащий обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации прав от 01.07.2011) образован в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:5 общей площадью 42 060 кв. м.
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:5 был образован в результате произведенной правопредшественниками общества приватизации согласно постановлению Администрации города Ачинска от 05.10.1992 N 381-п.
На указанном земельном участке располагались объекты недвижимого имущества, предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе: свинарник, коровник, кормоцех, зерноток, зерносклад, автовесовая, теплица, омшаник для зимовки 150 пчелосемей, и прочие строения, сооружения, имеющие общий адрес: г. Ачинск, ул. 5 Июля, N 5, принадлежащие ОАО "Ачинсксельхозтехника" на праве собственности в соответствии с планом приватизации.
При постановке на учет исходного (преобразуемого) земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:5 на кадастровый учет в кадастр из вышеуказанных правоустанавливающих документов перенесены сведения о виде его разрешенного использования как "размещение производственной базы".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:5 определена на основании постановления Совета Администрации Красноярского края от 30.11.2006 N 360-п "О внесении изменений в Постановление Совета Администрации края от 19.02.2003 N 44-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края". При определении кадастровой стоимости применен утвержденный вышеуказанным постановлением показатель кадастровой стоимости 7 группы разрешенного использования "Земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта" в размере 586,25 рублей/кв. м.
В соответствии со сведениями, указанными в отношении преобразуемого земельного участка спорный земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:57 учтен в кадастре недвижимости 22.02.2011 с разрешенным использованием "для размещения производственной базы", применен удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка в размере 586,25 рублей/кв. м (кадастровая стоимость земельного участка составила 22 943 686 рублей 25 копеек).
По итогам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, проведенной на территории Красноярского края, результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п, вступившим в силу с 01.01.2012. Пересчет кадастровой стоимости земельного участка кадастровым номером 24:43:0126030:57 осуществлен с применением утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п (приложение N 2) значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 521,25 рублей/кв. м, что соответствует кадастровому кварталу 24:43:0126030, 9 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". Кадастровая стоимость земельного участка составила 20 415 658 рублей 06 копеек.
Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования, и земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
В постановлении Правительства Красноярского края от 22.12.2011 N 708-П названные виды разрешенного использования земельных участков также разграничены, исходя из типового перечня, приведенного в таблице 1 Приложения N 2 к приказу N П/0152).
При этом разрешенное использование земельного участка просто для производственных целей упомянутыми нормативными актами не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что использованная при постановке на кадастровый учет спорного земельного участка и определении его кадастровой стоимости уполномоченным органом была учтена формулировка "размещение производственной базы" не свидетельствует об относимости земельного участка именно к 9 виду разрешенного использования.
Как правильно указал арбитражный суд, производство может быть промышленным и сельскохозяйственным, что является общеизвестным обстоятельством и не нуждается в доказывании согласно части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с чем при присвоении спорному земельному участку номера вида разрешенного использования уполномоченному органу следовало соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка не только с теми видами, которые установлены постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п для целей кадастровой оценки, а в первую очередь с теми видами, которые допускаются для земель данной категории законом, и учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок находится в черте города Ачинска Красноярского края и относится к категории земель населенных пунктов, что, однако, в силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не исключает возможность его сельскохозяйственного использования.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны согласно пунктам 8, 9 статьи 1, статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, пастбища, земли под многолетними насаждениями, а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Согласно генеральному плану города Ачинска и Правилам землепользования и застройки г. Ачинска, утвержденным решением Ачинского городского Совета депутатов от 14.10.2005 N 7-29р, от 24.11.2006 N 20-113р, спорный земельный участок изначально находился в территориальной зоне "производственная". В составе территориальной зоны поселения г. Ачинска "производственная" допускаются земельные участки с видом разрешенного использования "под сельскохозяйственными объектами".
В силу частей 6 и 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона или отменяется ее установление, а также при принятии решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра о видах разрешенного использования земельных участков, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия предоставлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные этой статьей сроки.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уполномоченный орган при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка, предоставленного ранее сельскохозяйственному предприятию, а затем обществу "под размещение производственной базы", обязан был установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
Поскольку орган этого не сделал, то возникла рассматриваемая ситуация - когда формальное перенесение сведений из документов в государственный кадастр недвижимости привело к возможности неоднозначного толкования содержащихся в нем сведений и применении показателя кадастровой стоимости, не соответствующей реальным обстоятельствам использования земельного участка, то есть к кадастровой ошибке.
Доказательства, свидетельствующие о существовании ограничений в выборе того вида разрешенного использования спорного земельного участка, на котором настаивает общество, суду не представлены.
Относимость спорного земельного участка к зоне "сельскохозяйственного использования" и соответственно разрешенного использования земельного участка по адресу: г. Ачинск, ул. 5 Июля, N 5 следует из обстоятельств размещения на спорном земельному участке принадлежащих обществу объектов недвижимости, предназначенных для использования в производстве сельскохозяйственной продукции и их фактическом использовании в сельскохозяйственных целях на дату внесения сведений в ГКН, что подтверждается протоколом N 3 заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Ачинске от 27.07.2011, письмом Администрации города Ачинска от 08.07.2014, справкой от 20.05.2011 N 437 "О производственной деятельности ОАО "Ачинсксельхозтехника", приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края от 30.05.2011 N 266-о ОАО "Ачинсксельхозтехника", договорами о создании простого товарищества (о совместной деятельности) от 04.05.2012 N 177, от 05.05.2013, актами о выполнении подрядных (механизированных) работ по указанным договорам, счетами-фактурами, товарными накладными о реализации продукции сельскохозяйственного назначения, письмом от 31.05.2011 N 15-27/2251 Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края Администрации г. Ачинска.
Согласно кадастровой выписке от 15.09.2014 N 24/14-645447 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:57 составляет 35 600 рублей 11 копеек.
Довод ответчика о противоречивости выводов суда, что в частности следует из обстоятельств наличия в ГКН согласно указанной выписке сведений о кадастровой стоимости 35 600 рублей 11 копеек, отклоняется судом, поскольку указанное обстоятельство имеет отношение к настоящему периоду времени.
Ответчик - ФБУ "КП" по Красноярскому краю не согласен с требованиями общества и выводами суда первой инстанции о включении в ГКН кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:01260330:57 в размере 35 600 рублей 11 копеек с момента включения кадастровой стоимости спорного земельного в размере 20 415 685 рублей 06 копеек.
Доводы ответчика о неисполнимости требования о внесении изменений в ГКН на уже прошедшую дату отклоняются судом апелляционной инстанции. Возможность применения ретроспективного внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, обусловлено тем, что фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр. Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11.
Несостоятельными являются доводы ФБУ "КП" по Красноярскому краю о несоотносимости правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, с обстоятельствами настоящего спора. Соответствующие выводы о недостоверности отраженной в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка сделаны судом при толковании норм права. В свою очередь в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 рассмотрен спор со схожими фактическими обстоятельствами, сделан вывод о том, что обстоятельства фактического ведения обществом на земельном участке деятельности, для которой он был ранее предоставлен и для которой предназначены расположенные на нем объекты недвижимости, имеют правовое значение для разрешения спора, поскольку фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пунктам 7.1.11, 7.1.12 Положения об Управлении Росреестра, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146, реализация полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости и по государственному кадастровому учету недвижимого имущества прекращается с момента наделения ими федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" с 15.09.2010 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю (в дальнейшем - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Красноярскому краю") наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, в том числе, по постановке на государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственному кадастровому учету изменений сведений государственного кадастра недвижимости, представлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также снятию земельных участков с государственного кадастрового учета.
Следовательно, Управление Росреестра утратило статус кадастрового органа и не могло осуществлять действий по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, соответствующие полномочия переданы ФБУ "КП" по Красноярскому краю.
Довод ответчика о неверном способе защиты нарушенного права отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку кадастровая стоимость земельного участка является одной из характеристик земельного участка, которая в свою очередь может влиять на условия оборота земельного участка как объекта гражданских прав. Следовательно, общество правомерно обратилось с требованием о внесении изменений в ГКН с целью отражения в нем достоверных сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Ссылки ФБУ "КП" по Красноярскому краю на положения статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ о том, что при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено данным Федеральным законом, не принимаются судом во внимание, поскольку ранее внесенные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка подлежат исключению, а не изменению.
При таких условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ОАО "Ачинсксельхозтехника" к ФБУ "КП" по Красноярскому краю. Следовательно, решение арбитражного суда первой инстанции от "10" декабря 2014 года является законным и обоснованным; оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" декабря 2014 года по делу N А33-10783/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2015 ПО ДЕЛУ N А33-10783/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. по делу N А33-10783/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "25" февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" марта 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
- от заявителя (открытого акционерного общества "Ачинсксельхозтехника"): Клюева В.Н., генерального директора на основании выписки от 07.05.2010;
- от ответчика (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю): Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 05.12.2014 N 70-55/142.
рассмотрев апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" декабря 2014 года по делу N А33-10783/2014, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Ачинсксельхозтехника" (далее - заявитель, общество, ОАО "Ачинсксельхозтехника") (ИНН 2402000251, ОГРН 1022401154203, 662153, Красноярский край, г. Ачинск, ул. 5 Июля, 5) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - ответчик, ФБУ "КП" по Красноярскому краю) (ИНН 2460041930, ОГРН 1022401805898, 660020, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Петра Подзолкова, 3), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - ответчик, Управление Росреестра) (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 114) с требованиями:
- 1. О признании незаконными действий Управления Росреестра по внесению с момента внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в размере 20 415 685 рублей 06 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:57, площадью 39 121 кв. м, местонахождение: г. Ачинск, ул. 5 Июля, N 5;
- 2. Об обязании ФБУ "КП" по Красноярскому краю исключить из кадастра с момента внесения, кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 20 415 685 рублей 06 копеек, внести в кадастр кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 35 600 рублей 11 копеек.
Определением от 29.08.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечена Администрация города Ачинска. Определением от 03.10.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "11" сентября 2013 года в удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра отказано.
Исковые требования к ФБУ "КП" по Красноярскому краю удовлетворены: на ответчика возложена обязанность исключить с момента включения из государственного кадастра недвижимости: кадастровую стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 24:43:01260330:57, общей площадью 39 121 кв. м в размере 20 415 685 рублей 06 копеек, и включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:01260330:57, общей площадью 39 121 кв. м, в размере 35 600 рублей 11 копеек.
С ФБУ "КП" по Красноярскому краю в пользу ОАО "Ачинсксельхозтехника" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, ФБУ "КП" по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на следующие обстоятельства:
- - в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено данным Федеральным законом;
- - требования суда первой инстанции об исключении сведений о кадастровой стоимости из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) по состоянию на 22.03.2014 являются неисполнимыми, поскольку предполагают внесение изменений уже на прошедшую дату; в связи с изложенным не имеют правового значения нормативные правовые акты о порядке определения кадастровой оценки, о видах разрешенного использования земельных участков, зонировании территории, на которые сослался суд первой инстанции;
- - выводы суда первой инстанции являются противоречивыми, поскольку в описательной части решения указано на наличие в ГКН в отношении спорного земельного участка кадастровой стоимости в размере 35 600 рублей 11 копеек;
- - соглашаясь с тем, что в ГКН сведения вносятся на основании поступивших документов, суд первой инстанции приходит к необоснованному выводу о недостоверности отраженных сведений;
- - кадастровая стоимость в отношении спорного земельного участка определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, который установлен в отношении конкретного земельного участка, что исключает соответствие настоящего спора и дела рассмотренного Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15.12.211 N 12651/11;
- - обществом выбран неверный способ защиты нарушенного права; обществу следует оспорить законность соответствующего решения налогового органа о доначислении ему земельного налога.
Управление Росреестра и ОАО "Ачинсксельхозтехника" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых с апелляционной жалобой не согласились, в ее удовлетворении просили отказать.
Администрация города Ачинска и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ФБУ "КП" по Красноярскому краю, Администрация города Ачинска и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Красноярскому краю, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно уставу ОАО "Ачинсксельхозтехника", утвержденного общим собранием 11.05.2012, общество, зарегистрированное согласно распоряжению Администрации Ачинского района от 31.05.1993 N 172-р, 31.05.1993 за регистрационным номером 69, является правопреемником акционерного общества открытого типа АООТ "Ачинскагротехсервис".
АООТ "Ачинскагротехсервис" учреждено в соответствии с положением об акционерных обществах от 25.12.1990 N 601 по решению от 21.10.1992 N 01-1238 единоличного учредителя в лице краевого Комитета по управлению госимуществом Администрации Красноярского края, путем преобразования по Плану приватизации N 04-10-93 (зарегистрированного 23.12.1992 Финуправлением Администрации Красноярского края) госпредприятия "Ачинское ремонтно-технологическое предприятие".
Согласно пункту 1.7 устава, пункту 3 постановления Администрации Ачинского района от 02.08.1995 N 202-п, АООТ "Ачинсксельхозтехника" является правопреемником смежного акционерного общества открытого типа "Ачинскагропромснаб". Приватизация АООТ "Ачинскакгропромснаб" завершена 07.12.1992 в соответствии с постановлением краевого Комитета по управлению госимуществом от 07.10.1992 N 01-28-851.
Согласно постановлению Администрации города Ачинска от 05.10.1992 N 381-п Ачинской базе материально - технического снабжения "Ачинскагропромснаб" выдано свидетельство на право пользования землей с последующей заменой на государственный акт на право пользования землей на существующую территорию в южной промзоне с закреплением земельного участка производственной базы 4, 1 га и жилой застройки 0,28 га.
В соответствии со свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования на землю от 10.10.1992 N 0076, на основании постановления Администрации города Ачинска от 05.10.1992 N 381-п Ачинской базе по материально-техническому промснабжению "Ачинскагропромснаб", для эксплуатации производственной базы и территории жилых домов предоставлено 43 926 кв. м земель, из которых 41 077 кв. м - земли поселений, 2849 кв. м - земли жилой застройки.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 06.09.2010 N 24ЗУ/10-21264 земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:5 внесен в государственный кадастр недвижимости 10.10.1992, местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Ачинск, ул. 5 Июля, 5, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственной базы, площадь 42 060 кв. м, правообладатель земельного участка - ОАО "Ачинсксельхозтехника" на праве постоянного бессрочного пользования. Кадастровая стоимость земельного участка указана в размере 24 657 657 рублей.
Распоряжением Администрации города Ачинска от 25.01.2011 N 0118-р земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:5 общей площадью 42 060 кв. м разделен на три самостоятельных земельных участка:
- 24:43:0126030:5:ЗУ1 площадью 39121 кв. м,
- 24:43:0126030:5:ЗУ2 площадью 1093 кв. м,
- 24:43:0126030:5:ЗУ3 площадью 1846 кв. м, право постоянного бессрочного пользования ОАО "Ачинсксельхозтехника" на земельные участки площадью 1093 и 1846 кв. м прекращено.
Распоряжением Администрации города Ачинска от 22.06.2011 N 1935-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Ачинсксельхозтехника" на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:57; указанный участок площадью 39121 кв. м, расположенный по адресу: г. Ачинск, ул. 5 Июля, N 5 предоставлен ОАО "Ачинсксельхозтехника" бесплатно в собственность для размещения производственной базы в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Свидетельством о государственной регистрации прав от 01.07.2011 подтверждается право собственности ОАО "Ачинсксельхозтехника" на земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:57, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы, общая площадь 39 121 кв. м, адрес объекта: Россия, Красноярский край, город Ачинск, ул. 5 Июля, N 5.
В соответствии с кадастровыми паспортами от 24.02.2011 N 24ЗУ/11-25038, от 19.05.2011 N 24ЗУ/11-70355 земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:57 (предыдущий номер 24:43:0126030:5) внесен в государственный кадастр недвижимости 22.02.2011, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Ачинск, ул. 5 Июля, N 5, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственной базы, площадь 39 121 кв. м, кадастровая стоимость участка составляет 22 934 686 рублей 25 копеек.
В материалы дела также представлена кадастровая выписка о земельном участке от 15.09.2014 N 24/14-645447 с кадастровым номером 24:43:0126030:57, дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости 22.02.2011, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира - г. Ачинск, ул. 5 Июля, N 5, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объектами сельскохозяйственного назначения, площадь 39121 кв. м, кадастровая стоимость указана в размере 35 600 рублей 11 копеек.
Справкой от 20.05.2011 N 437 "О производственной деятельности ОАО "Ачинсксельхозтехника" на земельном участке с кадастровым номером 24:43:0126030:57 (предшествующий кадастровый номер 24:43:0126030:5), находящийся в краевой собственности, отвечающий положению, установленному в пункте 4 статьи 14 Закона от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", выданной Администрацией Ачинского района, подтверждается, что ОАО "Ачинсксельхозтехника", имеет в собственности здания, строения, сооружения, использует их для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, и является сельскохозяйственным производителем, у которого ежегодная доля от реализации сельскохозяйственной продукции составляет от 65 до 85% за период с 1997 по 2010 годы.
Согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края от 30.05.2011 N 266-о ОАО "Ачинсксельхозтехника" включено в реестр субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки.
В материалы дела представлены договоры о создании простого товарищества (о совместной деятельности) от 04.05.2012 N 177, от 05.05.2013, акты о выполнении подрядных (механизированных) работ по указанным договорам, счета-фактуры, товарные накладные о реализации продукции сельскохозяйственного назначения.
Письмом от 31.05.2011 N 15-27/2251 Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края Администрации г. Ачинска сообщалось, что ОАО "Ачинсксельхозтехника" является сельскохозяйственным предприятием, и имеет в собственности здания, строения, сооружения, которые используются для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
14.03.2014 ОАО "Ачинсксельхозтехника" обратилось с заявлением исх. N 20 к Управлению Росреестра и ФБУ "КП" по Красноярскому краю с требованиями устранить недостоверные сведения с момента внесения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка; исключить из кадастра недвижимости с момента внесения недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 20 415 685 рублей и внести с кадастр недвижимости кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2012 в размере 35 600 рублей 11 копеек.
Письмом от 27.03.2014 исх. N 63/7287 Управление Росреестра сообщило обществу об отсутствии соответствующих полномочий на принятие решений, связанных с внесением, изменением, исключением, а также предоставлением сведений государственного кадастра недвижимости, переадресовав обращение к ФБУ "КП" по Красноярскому краю.
Письмом от 22.04.2014 исх. N 1-6/10715 ФБУ "КП" по Красноярскому краю ответило обществу о невозможности внесения требуемых заявителем изменений со ссылкой на Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
В материалы дела представлен протокол N 3 заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Ачинске от 27.07.2011, согласно которому комиссией принято решение согласовать ОАО "Ачинсксельхозтехника" изменение градостроительного регламента территориальной зоны "производственной зоны" на зону "сельскохозяйственного использования" и соответственно разрешенного использования земельного участка по адресу: г. Ачинск, ул. 5 Июля, N 5.
Письмом Администрации города Ачинска от 08.07.2014 заявителю сообщалось, что земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:57 в соответствии с генеральным планом города Ачинска расположен в функциональной зоне: "Производственные и коммунальные зоны" - коммунально-складские организации (в том числе малого и среднего предпринимательства). В соответствии с правилами землепользования и застройки города Ачинска, участок расположен в зоне СХ-3 "Зона производственных объектов сельскохозяйственного использования".
Вышеуказанные обстоятельства послужили поводом для обращения общества в арбитражный суд с соответствующими требованиями к Управлению Росреестра и ФБУ "КП" по Красноярскому краю.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Исходя из заявленного обществом предмета требования и обозначенной им цели - изменение кадастровой стоимости, суд апелляционной инстанции полагает, что данный спор подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Указанное в совокупности с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации означает, что на общество возлагается обязанность по представлению доказательств того, что кадастровая стоимость принадлежащему ему земельному участку подлежала указанию в ГКН в размере 35 600 рублей 11 копеек. В свою очередь ответчики должны представить доказательства, свидетельствующие о существовании ограничений для установления заявленной обществом кадастровой стоимости.
Апелляционная инстанция, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришла к следующим выводам относительно обоснованности заявленных обществом требований.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Суд апелляционной инстанции установил и сторонами спора не оспаривается, что разница между внесенной в кадастр кадастровой стоимостью в размере 20 415 685 рублей и предлагаемой обществом к внесению кадастровой стоимостью земельного участка в размере 35 600 рублей 11 копеек обусловлена исключительно номером вида его разрешенного использования.
Законодательство допускает существование ошибок в государственном кадастре недвижимости и предусматривает порядок их исправления.
По мнению апелляционного суда, в случае, если в государственный кадастр были перенесены из документа сведения, соответствующие этому документу, но приводящие к искажению, неверному пониманию, или допускающие неоднозначное толкование обстоятельств, которые отражены кадастре, и, в конечном итоге, их несоответствию реальным обстоятельствам, то такая ситуация согласно статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ тоже должна расцениваться как кадастровая ошибка - ошибка в государственном кадастре недвижимости.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции со ссылкой на положения статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации правомерно указал, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:57 площадью 39 121 кв. м, принадлежащий обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации прав от 01.07.2011) образован в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:5 общей площадью 42 060 кв. м.
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:5 был образован в результате произведенной правопредшественниками общества приватизации согласно постановлению Администрации города Ачинска от 05.10.1992 N 381-п.
На указанном земельном участке располагались объекты недвижимого имущества, предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе: свинарник, коровник, кормоцех, зерноток, зерносклад, автовесовая, теплица, омшаник для зимовки 150 пчелосемей, и прочие строения, сооружения, имеющие общий адрес: г. Ачинск, ул. 5 Июля, N 5, принадлежащие ОАО "Ачинсксельхозтехника" на праве собственности в соответствии с планом приватизации.
При постановке на учет исходного (преобразуемого) земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:5 на кадастровый учет в кадастр из вышеуказанных правоустанавливающих документов перенесены сведения о виде его разрешенного использования как "размещение производственной базы".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:5 определена на основании постановления Совета Администрации Красноярского края от 30.11.2006 N 360-п "О внесении изменений в Постановление Совета Администрации края от 19.02.2003 N 44-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края". При определении кадастровой стоимости применен утвержденный вышеуказанным постановлением показатель кадастровой стоимости 7 группы разрешенного использования "Земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта" в размере 586,25 рублей/кв. м.
В соответствии со сведениями, указанными в отношении преобразуемого земельного участка спорный земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:57 учтен в кадастре недвижимости 22.02.2011 с разрешенным использованием "для размещения производственной базы", применен удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка в размере 586,25 рублей/кв. м (кадастровая стоимость земельного участка составила 22 943 686 рублей 25 копеек).
По итогам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, проведенной на территории Красноярского края, результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п, вступившим в силу с 01.01.2012. Пересчет кадастровой стоимости земельного участка кадастровым номером 24:43:0126030:57 осуществлен с применением утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п (приложение N 2) значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 521,25 рублей/кв. м, что соответствует кадастровому кварталу 24:43:0126030, 9 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". Кадастровая стоимость земельного участка составила 20 415 658 рублей 06 копеек.
Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования, и земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
В постановлении Правительства Красноярского края от 22.12.2011 N 708-П названные виды разрешенного использования земельных участков также разграничены, исходя из типового перечня, приведенного в таблице 1 Приложения N 2 к приказу N П/0152).
При этом разрешенное использование земельного участка просто для производственных целей упомянутыми нормативными актами не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что использованная при постановке на кадастровый учет спорного земельного участка и определении его кадастровой стоимости уполномоченным органом была учтена формулировка "размещение производственной базы" не свидетельствует об относимости земельного участка именно к 9 виду разрешенного использования.
Как правильно указал арбитражный суд, производство может быть промышленным и сельскохозяйственным, что является общеизвестным обстоятельством и не нуждается в доказывании согласно части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с чем при присвоении спорному земельному участку номера вида разрешенного использования уполномоченному органу следовало соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка не только с теми видами, которые установлены постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п для целей кадастровой оценки, а в первую очередь с теми видами, которые допускаются для земель данной категории законом, и учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок находится в черте города Ачинска Красноярского края и относится к категории земель населенных пунктов, что, однако, в силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не исключает возможность его сельскохозяйственного использования.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны согласно пунктам 8, 9 статьи 1, статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, пастбища, земли под многолетними насаждениями, а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Согласно генеральному плану города Ачинска и Правилам землепользования и застройки г. Ачинска, утвержденным решением Ачинского городского Совета депутатов от 14.10.2005 N 7-29р, от 24.11.2006 N 20-113р, спорный земельный участок изначально находился в территориальной зоне "производственная". В составе территориальной зоны поселения г. Ачинска "производственная" допускаются земельные участки с видом разрешенного использования "под сельскохозяйственными объектами".
В силу частей 6 и 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона или отменяется ее установление, а также при принятии решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра о видах разрешенного использования земельных участков, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия предоставлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные этой статьей сроки.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уполномоченный орган при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка, предоставленного ранее сельскохозяйственному предприятию, а затем обществу "под размещение производственной базы", обязан был установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
Поскольку орган этого не сделал, то возникла рассматриваемая ситуация - когда формальное перенесение сведений из документов в государственный кадастр недвижимости привело к возможности неоднозначного толкования содержащихся в нем сведений и применении показателя кадастровой стоимости, не соответствующей реальным обстоятельствам использования земельного участка, то есть к кадастровой ошибке.
Доказательства, свидетельствующие о существовании ограничений в выборе того вида разрешенного использования спорного земельного участка, на котором настаивает общество, суду не представлены.
Относимость спорного земельного участка к зоне "сельскохозяйственного использования" и соответственно разрешенного использования земельного участка по адресу: г. Ачинск, ул. 5 Июля, N 5 следует из обстоятельств размещения на спорном земельному участке принадлежащих обществу объектов недвижимости, предназначенных для использования в производстве сельскохозяйственной продукции и их фактическом использовании в сельскохозяйственных целях на дату внесения сведений в ГКН, что подтверждается протоколом N 3 заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Ачинске от 27.07.2011, письмом Администрации города Ачинска от 08.07.2014, справкой от 20.05.2011 N 437 "О производственной деятельности ОАО "Ачинсксельхозтехника", приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края от 30.05.2011 N 266-о ОАО "Ачинсксельхозтехника", договорами о создании простого товарищества (о совместной деятельности) от 04.05.2012 N 177, от 05.05.2013, актами о выполнении подрядных (механизированных) работ по указанным договорам, счетами-фактурами, товарными накладными о реализации продукции сельскохозяйственного назначения, письмом от 31.05.2011 N 15-27/2251 Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края Администрации г. Ачинска.
Согласно кадастровой выписке от 15.09.2014 N 24/14-645447 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:57 составляет 35 600 рублей 11 копеек.
Довод ответчика о противоречивости выводов суда, что в частности следует из обстоятельств наличия в ГКН согласно указанной выписке сведений о кадастровой стоимости 35 600 рублей 11 копеек, отклоняется судом, поскольку указанное обстоятельство имеет отношение к настоящему периоду времени.
Ответчик - ФБУ "КП" по Красноярскому краю не согласен с требованиями общества и выводами суда первой инстанции о включении в ГКН кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:43:01260330:57 в размере 35 600 рублей 11 копеек с момента включения кадастровой стоимости спорного земельного в размере 20 415 685 рублей 06 копеек.
Доводы ответчика о неисполнимости требования о внесении изменений в ГКН на уже прошедшую дату отклоняются судом апелляционной инстанции. Возможность применения ретроспективного внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, обусловлено тем, что фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр. Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11.
Несостоятельными являются доводы ФБУ "КП" по Красноярскому краю о несоотносимости правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, с обстоятельствами настоящего спора. Соответствующие выводы о недостоверности отраженной в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка сделаны судом при толковании норм права. В свою очередь в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 рассмотрен спор со схожими фактическими обстоятельствами, сделан вывод о том, что обстоятельства фактического ведения обществом на земельном участке деятельности, для которой он был ранее предоставлен и для которой предназначены расположенные на нем объекты недвижимости, имеют правовое значение для разрешения спора, поскольку фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пунктам 7.1.11, 7.1.12 Положения об Управлении Росреестра, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146, реализация полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости и по государственному кадастровому учету недвижимого имущества прекращается с момента наделения ими федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" с 15.09.2010 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю (в дальнейшем - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Красноярскому краю") наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, в том числе, по постановке на государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственному кадастровому учету изменений сведений государственного кадастра недвижимости, представлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также снятию земельных участков с государственного кадастрового учета.
Следовательно, Управление Росреестра утратило статус кадастрового органа и не могло осуществлять действий по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, соответствующие полномочия переданы ФБУ "КП" по Красноярскому краю.
Довод ответчика о неверном способе защиты нарушенного права отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку кадастровая стоимость земельного участка является одной из характеристик земельного участка, которая в свою очередь может влиять на условия оборота земельного участка как объекта гражданских прав. Следовательно, общество правомерно обратилось с требованием о внесении изменений в ГКН с целью отражения в нем достоверных сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Ссылки ФБУ "КП" по Красноярскому краю на положения статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ о том, что при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено данным Федеральным законом, не принимаются судом во внимание, поскольку ранее внесенные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка подлежат исключению, а не изменению.
При таких условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ОАО "Ачинсксельхозтехника" к ФБУ "КП" по Красноярскому краю. Следовательно, решение арбитражного суда первой инстанции от "10" декабря 2014 года является законным и обоснованным; оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" декабря 2014 года по делу N А33-10783/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)