Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением полного пакета документов, необходимых для приобретения земельного участка в аренду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.01.2015 (судья Бобунова Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-22064/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элтрейт", г. Саратов, о признании недействительным постановления от 05.09.2014 N 2486, заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Элтрейт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 05.09.2014 N 2486 "Об отказе ООО "ЭЛТРЕЙТ" в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилыми зданиями", обязании устранить допущенные нарушения путем предоставления земельного участка с кадастровым номером 64:48:040220:75, расположенного по адресу: г. Саратов, Песчано-Уметский тракт, д. 10а, в аренду сроком на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.01.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015, заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным постановление администрации от 05.09.2014 N 2486, обязал в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка общей площадью 2167 кв. м с кадастровым номером 64:48:040220:75, расположенного по адресу: г. Саратов, Песчано-Уметский тракт, д. 10а в Ленинском районе, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве аренды подготовить проект договора аренды земельного участка и направить его в адрес заявителя.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве общество просит в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Обществу на праве собственности принадлежат здания - кирпичная подстанция общей площадью 40,8 кв. м, приобретенная на основании договора купли-продажи от 22.01.2013, кирпичная мастерская общей площадью 425,3 кв. м, приобретенная на основании договора купли-продажи от 22.01.2013, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 31.01.2013 серия 64-АГ N 858812, 31.03.2013 серия 64-АГ N 858811, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним (далее - реестр) от 26.09.2014 N 01/005/2014-65749, 26.09.2014 N 01/005/2014-65750.
15.05.2014 общество обратилось в администрацию с заявлением (с учетом внесенных исправлений) о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2167 кв. м с кадастровым номером 64:48:040220:75, расположенного по адресу: г. Саратов, Песчано-Уметский тракт, д. 10А, на котором имеются объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, с разрешенным использованием: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, с фактическим использованием: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения.
Администрация постановлением от 05.09.2014 N 2486 отказала обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Общество, полагая постановление администрации от 05.09.2014 N 2486 незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что у органа местного самоуправления отсутствовали основания для отказа в предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся собственником зданий, строений, сооружений, имеет исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположены данные объекты недвижимости. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, также указан в пункте 2.6.1. административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения", утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.02.2012 N 241.
Отказывая обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, администрация указала, что испрашиваемый обществом земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 64:48:040220:11, на котором согласно акту осмотра от 23.07.2014 расположено два объекта недвижимости. Документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на указанные объекты недвижимости, а также согласие собственников всех объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 64:48:040220:11, на образование земельного участка с кадастровым номером 64:48:040220:75, обществом не представлены. Кроме того, орган местного самоуправления в оспариваемом постановлении указал на непредставление заявителем сообщения, содержащего перечень зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, с указанием (при их наличии у заявителя) кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Судами установлено, что 15.05.2014 при подаче заявления в уполномоченный орган местного самоуправления, а также 01.07.2014 при подаче дополнительных документов к заявлению обществом представлены все документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, в том числе выписки из реестра от 26.09.2014 N 01/005/2014-65749, 26.09.2014 N 01/005/2014-65750 в отношении принадлежащих обществу на праве собственности зданий, кадастровые и технические паспорта данных зданий, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка. Доказательства наличия на земельном участке с кадастровым номером 64:48:040220:75 каких-либо объектов недвижимости, помимо зданий общества, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды двух инстанции пришли к выводу, что общество при обращении в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка собственность сообщило достоверную информацию обо всех зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Проверяя в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иные обстоятельства, связанные с возможностью либо невозможностью предоставления обществу в аренду испрашиваемого земельного участка, также пришли к выводу о представлении обществом доказательств соразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности заявителю.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исходя из положений пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Действующие на территории муниципального образования "Город Саратов" Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280, не содержат в себе указания на предельные размеры земельных участков, предоставляемых под размещение объектов недвижимости. Нормы отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки уполномоченным органом местного самоуправления в установленном порядке не утверждены.
При обращении в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общество представило техническое заключение ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" от 27.06.2014 N 13, из которого следует, что с учетом специфики деятельности общества (осуществление погрузки-выгрузки железобетонных опор высотой 10,5 м, доставляемых на большегрузных длинномерах, складирование горючих жидкостей в виде трансформаторного масла, установка специализированной техники для погрузки-выгрузки железобетонных опор) площадь земельного участка в размере 2167 кв. м соответствует нормам "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820.
Таким образом, площадь испрашиваемого обществом земельного участка (2167 кв. м) является необходимой для эксплуатации зданий, принадлежащих обществу и расположенных на данном земельном участке. Доказательств того, что для эксплуатации объектов недвижимости необходим земельный участок иной площади, формирование которого возможно в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией не представлено.
Оценив доводы и возражения сторон, суды двух инстанций пришли к выводу, что у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в аренду, в связи с чем постановление администрации от 05.09.2014 N 2486 "Об отказе ООО "ЭЛТРЕЙТ" в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилыми зданиями" правомерно признано недействительным.
В кассационной жалобе администрации не приведено доказательств нарушения судами норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.01.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А57-22064/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.06.2015 N Ф06-24189/2015 ПО ДЕЛУ N А57-22064/2014
Требование: О признании недействительным постановления об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением полного пакета документов, необходимых для приобретения земельного участка в аренду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2015 г. N Ф06-24189/2015
Дело N А57-22064/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.01.2015 (судья Бобунова Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-22064/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элтрейт", г. Саратов, о признании недействительным постановления от 05.09.2014 N 2486, заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Элтрейт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 05.09.2014 N 2486 "Об отказе ООО "ЭЛТРЕЙТ" в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилыми зданиями", обязании устранить допущенные нарушения путем предоставления земельного участка с кадастровым номером 64:48:040220:75, расположенного по адресу: г. Саратов, Песчано-Уметский тракт, д. 10а, в аренду сроком на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.01.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015, заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным постановление администрации от 05.09.2014 N 2486, обязал в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка общей площадью 2167 кв. м с кадастровым номером 64:48:040220:75, расположенного по адресу: г. Саратов, Песчано-Уметский тракт, д. 10а в Ленинском районе, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве аренды подготовить проект договора аренды земельного участка и направить его в адрес заявителя.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве общество просит в удовлетворении жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Обществу на праве собственности принадлежат здания - кирпичная подстанция общей площадью 40,8 кв. м, приобретенная на основании договора купли-продажи от 22.01.2013, кирпичная мастерская общей площадью 425,3 кв. м, приобретенная на основании договора купли-продажи от 22.01.2013, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 31.01.2013 серия 64-АГ N 858812, 31.03.2013 серия 64-АГ N 858811, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним (далее - реестр) от 26.09.2014 N 01/005/2014-65749, 26.09.2014 N 01/005/2014-65750.
15.05.2014 общество обратилось в администрацию с заявлением (с учетом внесенных исправлений) о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2167 кв. м с кадастровым номером 64:48:040220:75, расположенного по адресу: г. Саратов, Песчано-Уметский тракт, д. 10А, на котором имеются объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, с разрешенным использованием: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, с фактическим использованием: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения.
Администрация постановлением от 05.09.2014 N 2486 отказала обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Общество, полагая постановление администрации от 05.09.2014 N 2486 незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что у органа местного самоуправления отсутствовали основания для отказа в предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся собственником зданий, строений, сооружений, имеет исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором расположены данные объекты недвижимости. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, также указан в пункте 2.6.1. административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения", утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.02.2012 N 241.
Отказывая обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, администрация указала, что испрашиваемый обществом земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 64:48:040220:11, на котором согласно акту осмотра от 23.07.2014 расположено два объекта недвижимости. Документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на указанные объекты недвижимости, а также согласие собственников всех объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 64:48:040220:11, на образование земельного участка с кадастровым номером 64:48:040220:75, обществом не представлены. Кроме того, орган местного самоуправления в оспариваемом постановлении указал на непредставление заявителем сообщения, содержащего перечень зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, с указанием (при их наличии у заявителя) кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Судами установлено, что 15.05.2014 при подаче заявления в уполномоченный орган местного самоуправления, а также 01.07.2014 при подаче дополнительных документов к заявлению обществом представлены все документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, в том числе выписки из реестра от 26.09.2014 N 01/005/2014-65749, 26.09.2014 N 01/005/2014-65750 в отношении принадлежащих обществу на праве собственности зданий, кадастровые и технические паспорта данных зданий, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка. Доказательства наличия на земельном участке с кадастровым номером 64:48:040220:75 каких-либо объектов недвижимости, помимо зданий общества, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды двух инстанции пришли к выводу, что общество при обращении в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка собственность сообщило достоверную информацию обо всех зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Проверяя в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иные обстоятельства, связанные с возможностью либо невозможностью предоставления обществу в аренду испрашиваемого земельного участка, также пришли к выводу о представлении обществом доказательств соразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади расположенных на нем объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности заявителю.
Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исходя из положений пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Действующие на территории муниципального образования "Город Саратов" Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280, не содержат в себе указания на предельные размеры земельных участков, предоставляемых под размещение объектов недвижимости. Нормы отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки уполномоченным органом местного самоуправления в установленном порядке не утверждены.
При обращении в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общество представило техническое заключение ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" от 27.06.2014 N 13, из которого следует, что с учетом специфики деятельности общества (осуществление погрузки-выгрузки железобетонных опор высотой 10,5 м, доставляемых на большегрузных длинномерах, складирование горючих жидкостей в виде трансформаторного масла, установка специализированной техники для погрузки-выгрузки железобетонных опор) площадь земельного участка в размере 2167 кв. м соответствует нормам "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820.
Таким образом, площадь испрашиваемого обществом земельного участка (2167 кв. м) является необходимой для эксплуатации зданий, принадлежащих обществу и расположенных на данном земельном участке. Доказательств того, что для эксплуатации объектов недвижимости необходим земельный участок иной площади, формирование которого возможно в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией не представлено.
Оценив доводы и возражения сторон, суды двух инстанций пришли к выводу, что у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в аренду, в связи с чем постановление администрации от 05.09.2014 N 2486 "Об отказе ООО "ЭЛТРЕЙТ" в предоставлении в аренду земельного участка в Ленинском районе, занимаемого нежилыми зданиями" правомерно признано недействительным.
В кассационной жалобе администрации не приведено доказательств нарушения судами норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.01.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А57-22064/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)