Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-26712/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2014 г. по делу N А55-26712/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2014 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кузнецов В.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-26712/2013
по заявлению индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича, г. Самара, (ОГРНИП <...>), к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка,

установил:

индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич (далее - ИП Поляков О.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным и нарушающим права заявителя на предпринимательскую деятельность решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Минимущество, ответчик) от 27.08.2013 N 12-1/2481/11-а об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Победы, пересечение с улицей Юбилейной, в районе дома N 123, площадью 7,00 кв. м под установку временного торгового киоска "Яйцо"; об обязании Министерства принять решение о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014, заявленные требования удовлетворены.
Минимущество, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, 06.09.2011 ИП Поляков О.Н. обратился в Минимущество с заявлением N 12-1/2481/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Победы, пересечение с ул. Юбилейной, в районе дома 123, площадью 7,0 кв. м, в аренду под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
09 ноября 2012 года Минимущество, рассмотрев заявление ИП Полякова О.Н., отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, мотивировав наличием на испрашиваемом земельном участке временного объекта, права на которые у заявителя отсутствуют.
Решением суда по делу N А55-34018/2012 суд обязал Минимущество рассмотреть вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка заявителю в соответствии с Порядком, установленным на территории Самарской области утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
27 августа 2013 года Минимуществом ИП Полякову О.Н. было отказано по его обращению N 12-1/2481/11а, мотивировав тем, что схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, утвержденной Постановлением администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, размещение каких-либо торговых объектов на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено.
ИП Поляков О.Н., полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 2.4 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (в редакции, на момент возникших правоотношений) в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Судами установлено, что в отношении испрашиваемого земельного участка на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2009 по делу N А55-34747/2009 Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 27.09.2010 принято Распоряжение N РД-837 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в красных линиях улицы Победы по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Победы/улица Юбилейная, в районе дома N 123, площадью 7,00 кв. м, для использования под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента, из которого следует, что земельный участок вакантен, права и интересы третьих лиц им не затрагиваются.
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 24.06.2011 с присвоением кадастрового номера 63:01:0242002:539.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара 27.09.2010 г.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришли к правильному выводу о том, что Минимуществом не соблюден порядок предоставления спорного земельного участка в аренду под установку временного объекта.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду невозможно, поскольку Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением главы городского округа Самара от 19.04.2013 N 377, не предусмотрено размещение нестационарного объекта на спорном земельном участке, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
ИП Поляков О.Н. обратился с заявлением о предоставлении спорного земельного участка под размещение нестационарного объекта задолго до утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, в связи с чем по смыслу вышеуказанных норм, факт наличия или отсутствия его в данной схеме не может служить препятствием для дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта, принадлежащего заявителю.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ Минимущества противоречит статье 34 ЗК РФ, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы ИП Полякова О.Н.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 25.04.2014 по делу N А55-20502/2013 и от 14.08.2014 по делу N А55-26711/2013.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, обжалуемые судебные акты по делу необходимо оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 03.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А55-26712/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)