Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2014 ПО ДЕЛУ N А41-3205/14

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2014 г. по делу N А41-3205/14


Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Бойко В.В., руководитель, решение от 10.08.2009 N 1 Единственного участника ООО "Альянс",
от заинтересованных лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании заявление ООО "Альянс" (ИНН 5001073184, ОГРН 1095001002370) к Управлению имущественных отношений администрации городского округа Балашиха (ИНН 5001009848, ОГРН 1025000512350), администрации городского округа Балашиха (ИНН 5001001060; ОГРН 1025000509423), третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", о признании незаконным бездействия администрации городского округа Балашиха, обязании,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Альянс" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению имущественных отношений администрации городского округа Балашиха, администрация городского округа со следующими требованиями:
- - признать незаконным бездействие администрации городского округа Балашиха по обращению ООО "Альянс" с просьбой об отнесении к категории земель земельного участка площадью 0,1000 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, и предоставлении его в аренду ООО "Альянс";
- - обязать администрацию городского округа Балашиха отнести земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, к категории земель "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для строительства и размещения автомоечного комплекса с шиномонтажом, офисным помещением и предприятием общественного питания", принять соответствующий ненормативный правовой акт и заключить договор аренды указанного земельного участка с ООО "Альянс" сроком на 25 (двадцать пять) лет.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров".
Решением от 22 мая 2014 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Альянс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Определением от 23.07.2014 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов заявления представитель общества указал, что Комиссией при администрации городского округа Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям было принято решение об отнесении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, к категории земель - "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием - "для строительства и размещения автомоечного комплекса с шиномонтажом, офисным помещением и предприятием общественного питания"; о предоставлении в аренду указанного земельного участка, сроком на 25 лет. Заявитель обращался в администрацию городского округа Балашиха с заявлением о предоставлении двух земельных участков в аренду для строительства и размещения автомоечного комплекса с шиномонтажом, офисным помещением и предприятием общественного питания, находящихся по адресу: 1) Московская область, г. Балашиха, ул. Звездная, 2) Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе. Первый земельный участок предоставлен в аренду заявителю. Цели, основания и порядок предоставления данных земельных участков одинаковы.
Администрацией городского округа Балашиха представлены письменные пояснения, согласно которым решения Комиссии при администрации городского округа Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям носят исключительно рекомендательный характер и не являются обязательными для выполнения органами местного самоуправления. До принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой и усмотрением Главы местной администрации, которым такое решение не принято. В настоящее время на территории городского округа Балашиха правила землепользования и застройки не приняты. В силу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды" договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. Постановлением Главы администрации Балашихинского района Московской области от 16.02.1995 N 163, во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии ГПНП "Лосиный остров", совместного постановления Правительства Москвы и администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-113 "О дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров", утверждены границы Государственного природного национального парка "Лосиный остров". На основании данного постановления Государственному природному национальному парку "Лосиный остров" был выдан Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, в соответствии с которым в бессрочное (постоянное) пользование данной организации, правопреемником которой является ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", передавался земельный участок общей площадью 4521,4 га. На указанный земельный участок за ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" в дальнейшем было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров". В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью, в связи с чем администрация не уполномочена на распоряжение земельным участком.
ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми границы природного парка "Лосиный остров" и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров". В соответствии со схемой функционального зонирования национального парка, являющейся приложением к Положению о ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.03.2012 N 82, а также при сопоставлении границ национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны с данными публичной кадастровой карты видно, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0011001:16 расположен вне границ земельного участка национального парка, а лишь в охранной зоне национального парка "Лосиный остров". Таким образом, в силу части 5 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" спорный земельный участок не находится на территории национальных парков и не относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Расположение земельного участка в охранной зоне парка накладывает лишь определенные ограничения в его использовании. На вопрос апелляционного суда представитель национального парка пояснил, что в рассматриваемом случае препятствий к предоставлению земельного участка в целях строительства не имеется.
Минприроды России также представило письменные пояснения, в которых отразило, что земельный участок находится за границами национального парка в его охранной зоне, в связи с чем не имеется препятствий для его предоставления в целях строительства обществу при условии соблюдения в ходе строительства и эксплуатации объекта режима особой охраны, включения в проектную документацию положений, предусматривающих проведение мероприятий для благоустройства территории, прилегающей к объекту строительства, минимизации экологического ущерба и сохранения природных комплексов национального парка.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей Управления имущественных отношений администрации городского округа Балашиха, администрации городского округа Балашиха, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя общества, изучив материалы дела, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25 ноября 2010 общество обратилось с заявлением к Главе городского округа Балашиха о предоставлении в аренду земельного участка для строительства и размещения автомоечного комплекса с шиномонтажом, офисным помещением и предприятием общественного питания, на земельном участке ориентировочной площадью 0,10 га, расположенном по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Щелковское шоссе.
В декабре 2010 года на основании обращения ООО "Альянс" Комиссией при администрации городского округа Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям, протокол N 24 от 23.12.2010, было принято решение - согласиться с оформлением акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В порядке ст. 30 ЗК РФ в целях предварительного согласования места размещения объекта постановлением администрации от 01.11.2012 N 1487/5-ПА "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 0,1000 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:011001 по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе" была утверждена схема расположения земельного участка для строительства и размещения автомоечного комплекса с шиномонтажом, офисным помещением и предприятием общественного питания.
28.11.2012 в соответствии с пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ администрацией осуществлена публикация в целях информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства и размещения автомоечного комплекса с шиномонтажом, офисным помещением и предприятием общественного питания.
В январе 2013 года ООО "Альянс" обратилось в администрацию городского округа Балашиха с заявлением об утверждении акта выбора испрашиваемого земельного участка.
По результатам рассмотрения данного заявления администрацией городского округа Балашиха было принято постановление от 28.01.2013 N 103/5-ПА "Об утверждении акта выбора земельного участка площадью 0,1000 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе", для строительства и размещения автомоечного комплекса с шиномонтажом, офисным помещением и предприятием общественного питания.
Согласно кадастровой выписке от 02.09.2014 N МО-14/3В-1376192 земельный участок поставлен на кадастровый учет 28.11.2012 с присвоением кадастрового номера 50:15:0011001:16. Границы земельного участка установлены, вместе с тем категория земельного участка и вид разрешенного использования в ГКН не установлены.
Решением Комиссии при администрации городского округа Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям от 01.02.2013, протокол N 03, управлением имущественных отношений администрации городского округа Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям администрации городского округа Балашиха 15.02.2013 был подготовлен проект постановления "Об отнесении к категории земель земельного участка площадью 0,1000 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, и предоставлении его в аренду ООО "Альянс".
14 октября 2013 года ООО "Альянс" было подано заявление в администрацию городского округа Балашиха, в котором общество просило принять ненормативно-правовой акт, определяющий категорию и разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка для последующего оформления арендных отношений.
Письмом от 02.12.2013 N 9293/2 Управлением имущественных отношений администрации городского округа Балашиха в отнесении испрашиваемого земельного участка к категории земель "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для строительства и размещения автомоечного комплекса с шиномонтажом, офисным помещением и предприятием общественного питания" отказано. Отказ мотивирован нарушением обществом порядка выбора предварительного места размещения испрашиваемого земельного участка, установленного статьями 30, 31 ЗК РФ.
Считая действия администрации незаконными и нарушающими права заявителя, ООО "Альянс" обратилось в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований общества в части на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконными актов (действий, бездействия) администрации является одновременное несоответствие этих актов (действия, бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми актами (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованиям.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается, в том числе, на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Таким образом, указанная статья предусматривает порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, первым этапом которого является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Положениями статьи 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктами 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
В силу положений пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Как следует из материалов дела, ООО "Альянс", утвердив схему расположения спорного земельного участка, обратилось в органы местного самоуправления с заявлением об утверждении акта выбора испрашиваемого к оформлению земельного участка, указав всю предусмотренную законодательством информацию.
По результатам рассмотрения данного заявления администрацией городского округа Балашиха было вынесено постановление от 28.01.2013 N 103/5-ПА "Об утверждении акта выбора земельного участка площадью 0,1000 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе.
Таким образом, на момент принятия решения об утверждении акта выбора земельного участка администрация городского округа Балашиха каких-либо нарушений порядка выбора и предварительного места размещения данного земельного участка выявлено не было, что и явилось основанием принятия постановления от 28.01.2013 N 103/5-ПА.
Исходя из изложенного, весь порядок выбора и предварительного места размещения испрашиваемого к оформлению земельного участка был соблюден надлежащим образом, что подтверждается принятием администрацией городского округа Балашиха постановления от 01.11.2012 N 1487/5-ПА "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 0,1000 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:011001 по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе" и постановления от 28.01.2013 N 103/5-ПА "Об утверждении акта выбора земельного участка площадью 0,1000 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе".
При этом апелляционный судом не установлено нарушений порядка выбора предварительного места размещения испрашиваемого к оформлению земельного участка в соответствии с требованиями статьи 31 ЗК РФ. Иной порядок выбора и предварительного места размещения земельного участка законодательством не предусмотрен.
Представитель администрации не смог пояснить апелляционному суду, в чем выразилось нарушение порядка выбора и предварительного согласования места размещения объекта. Более того, апелляционный суд считает, что указанные действия осуществляются администрацией, а не обществом, в связи с чем довод о нарушении обществом указанного порядка выбора и согласования следует признать несостоятельным.
Несмотря на то, что публикация о возможном предоставлении земельного участка для строительства состоялась лишь 28.11.2012, данное обстоятельство не может свидетельствовать о несоблюдении порядка выбора земельного участка, повлекшего нарушение прав каких-либо лиц, поскольку доказательств наличия других претендентов для получения земельного участка в заявленных целях, администрацией суду не представлено. Кроме того, обязанность осуществлять публикацию возложена законом на администрацию, а не на общество, в связи с чем общество в рассматриваемом случае не может нести негативные последствия в результате действий администрации.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии при администрации городского округа Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям от 01.02.2013 N 03 Комиссией было принято решение о согласии с отнесением земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, к категории земель - "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием - "для строительства и размещения автомоечного комплекса с шиномонтажом, офисным помещением и предприятием общественного питания"; о согласии с предоставлением в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, для строительства и размещения автомоечного комплекса с шиномонтажом, офисным помещением и предприятием общественного питания, сроком на 25 (двадцать пять) лет (л.д. 16).
Апелляционным судом установлено, что заявитель обращался в администрацию городского округа Балашиха за предоставлением двух земельных участков в аренду для строительства и размещения автомоечного комплекса с шиномонтажом, офисным помещением и предприятием общественного питания, находящихся по адресам: Московская область, г. Балашиха, ул. Звездная, Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе.
Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Звездная, предоставлен в аренду заявителю, о чем свидетельствует выписка из протокола заседания Комиссии при администрации городского округа Балашиха по градостроительному регулированию и земельным отношениям от 29.11.2012 N 33, постановление администрации городского округа Балашиха от 22.01.2013 N 76/5-ПА "Об отнесении земельного площадью 0,0700 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Звездная, к категории земель "земли населенных пунктов" и предоставлении его в аренду ООО "Альянс", договор аренды, указанного земельного участка от 18.02.2013 N 1546 (л.д. 52 - 59).
Апелляционным судом установлено, что 15.02.2013 был подготовлен проект постановления "Об отнесении к категории земель земельного участка площадью 0,1000 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе и предоставлении его в аренду ООО "Альянс".
В силу частей 4, 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, законодательством непосредственно установлена обязанность органа местного самоуправления городского округа по отнесению испрашиваемого обществом земельного участка к землям населенных пунктов.
Как установлено апелляционным судом и не оспаривается администрацией, спорный земельный участок находится в границах населенного пункта. Сведений о возможном его отнесении к иной категории администрацией суду не представлено. В данном случае категория земельного участка не была установлено, в связи с чем довод администрации о необходимости соблюдения процедуры перевода земель из одной категории в другую, апелляционным судом отклоняется как необоснованный.
С учетом заявления общества о предоставлении земельного участка в аренду для строительства, постановлений администрации в порядке статей 30, 31 ЗК РФ, свидетельствующих о проведении процедуры предварительного согласования места размещения объекта, о выборе земельного участка именно "для строительства и размещения автомоечного комплекса с шиномонтажом, офисным помещением и предприятием общественного питания", соответствующей публикации в газете, апелляционный суд считает обоснованным требование общества об установлении данного вида разрешенного использования земельного участка. Довод администрации о необходимости проведения публичных слушаний в целях установления вида разрешенного использования земельного участка, апелляционным судом отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае судом не установлено обстоятельств изменения одного вида разрешенного использования на другой.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011001:16 усматривается, что категория и разрешенное использование указанного земельного участка не установлена (л.д. 105).
Довод администрации о возможности предоставлении земельного участка в аренду лишь по результатам торгов также признается необоснованным и противоречащим положениям статей 30, 31, 32 ЗК РФ, поскольку доказательств обращений других лиц с заявлениями о намерении получить земельный участок в заявленных целях суду не представлено. При этом вопреки доводам администрации, в данном случае Закон о защите конкуренции применению не подлежит в силу части 2 статьи 17.1 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что бездействие администрации городского округа Балашиха, выразившееся в не отнесении спорного земельного участка к категории земель "земли населенных пунктов", установлении вида разрешенного использования и не предоставлении его в аренду ООО "Альянс", нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод администрации о расположении испрашиваемого земельного участка о границах территории национального парка "Лосиный остров" не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергается материалами дела, в том числе, сведениями и документами, представленными апелляционному суду Минприроды России и ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров". При этом нахождение земельного участка вне границ национального парка, а лишь в его охранной зоне, не может служить препятствием для предоставления его в аренду в заявленных целях, поскольку его расположение в охранной зоне парка только налагает ограничения в его использовании.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признает незаконным бездействие администрации городского округа Балашиха, выразившееся в непринятии постановления об отнесении спорного земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, к категории земель "земли населенных пунктов", установлении вида разрешенного использования и предоставлении его в аренду ООО "Альянс".
В целях восстановления нарушенных прав заявителя апелляционный суд считает необходимым обязать администрацию отнести земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, к категории земель "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для строительства и размещения автомоечного комплекса с шиномонтажом, офисным помещением и предприятием общественного питания" и предоставить его в аренду ООО "Альянс".
Требования общества в части возложения обязанности на администрацию по предоставлению земельного участка в аренду именно на срок 25 лет апелляционным судом отклоняются как необоснованные, поскольку земельный участок подлежит предоставлению лишь в целях строительства (а не использования еще не построенного объекта недвижимости).
В связи с удовлетворением заявленных требований ООО "Альянс", в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо, то есть с администрации городского округа Балашиха в пользу ООО "Альянс" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей.
В связи с излишней уплатой обществом по платежному поручению от 18.06.2014 N 5 государственной пошлины при подаче апелляционный жалобы, государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ООО "Альянс" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 22.05.2014 по делу N А41-3205/14 отменить.
Требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа Балашиха по обращению ООО "Альянс" с просьбой об отнесении к категории земель земельного участка площадью 0,1000 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, и предоставлении его в аренду ООО "Альянс".
Обязать администрацию городского округа Балашиха отнести земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, к категории земель "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием "для строительства и размещения автомоечного комплекса с шиномонтажом, офисным помещением и предприятием общественного питания", принять соответствующий ненормативный правовой акт и заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:15:0011001:16, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, Щелковское шоссе, с ООО "Альянс".
В остальной части отказать.
Взыскать с администрации городского округа Балашиха в пользу ООО "Альянс" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Возвратить ООО "Альянс" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 5 от 18.06.2014.

Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА

Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)