Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучила кассационную жалобу Департамента дорожного хозяйства Приморского края от 29.08.2014 N 3/21 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу Арбитражного суда Приморского края N А51-19768/2013 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.06.2014 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Филток-2" (далее - общество) о признании незаконным бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент земельных отношений), Департамента дорожного хозяйства Приморского края (далее - департамент дорожного хозяйства), выразившегося в непредоставлении в собственность общества равноценных земельных участков взамен земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816 площадью 2 171 кв. м, изъятого для государственных нужд, об обязании взамен изъятого для государственных нужд земельного участка предоставить в собственность общества испрашиваемые им земельные участки общей площадью 2 171 кв. м; обязать департамент дорожного хозяйства заключить соглашение о выкупе земельного участка площадью 2 171 кв. м с кадастровым номером 25:28:030018:12186 путем предоставления испрашиваемых земельных участков; обязать департамент земельных отношений и департамент дорожного хозяйства в месячный срок со дня вступления в законную силу решения совершить все необходимые действия по формированию земельных участков и предоставлению их в собственность обществу взамен изъятого (с учетом уточнения исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заинтересованные лица: Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.
установила:
решением Арбитражного суда Приморского края от 07.11.2013 признано незаконным бездействие департамента земельных отношений, выразившееся в уклонении от рассмотрения по существу заявления общества от 16.05.2012 N 29 о предоставлении в собственность двух земельных участков взаимен изъятого земельного участка. Суд обязал департамент земельных отношений рассмотреть заявление общества по существу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 решение суда первой инстанции от 07.11.2013 отменено. Суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции. Руководствуясь частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции указал на то, что судом первой инстанции не рассмотрены по существу уточненные обществом требования.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент дорожного хозяйства. Требования общества удовлетворены в полном объеме.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 24.06.2014 постановление суда апелляционной инстанции оставил в силе.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене названных судебных актов со ссылкой на существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые, по его мнению, повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из оспариваемых судебных актов, общество является собственником земельного участка общей площадью 12 566,1 кв. м по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание (лит. А), почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Космонавтов, 8, кадастровый номер земельного участка 25:28:030018:433.
Краевой целевой программой развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, являющейся частью федеральной целевой программы, разработанной во исполнение Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (далее - Закон N 93-ФЗ), предусмотрено строительство объекта "Строительство автомобильной дороги пос. Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз - Седанка на участке км 23 - бухта Патрокл".
Часть земельного участка общества расположена в границах участка, на котором департаменту дорожного хозяйства было согласовано размещение данного объекта.
Согласно распоряжению департамента земельных отношений от 12.10.2012 N 2182 (с учетом распоряжения от 30.01.2013 N 52-рз) у общества для государственных нужд Приморского края изъят путем выкупа земельный участок общей площадью 2 171 кв. м с кадастровым номером 25:28:030018:12816, являющийся частью участка с кадастровым номером 25:28:030018:433. Способ выкупа земельного участка данным распоряжением не определен. О принятом решении общество уведомлено департаментом земельных отношений.
Общество заявлением от 16.05.2012 N 29, адресованным департаменту земельных отношений, просило взамен изымаемой у него части земельного участка предоставить ему в собственность равноценные земельные участки площадью 1410,5 кв. м и 764 кв. м. Данное письмо департаментом земельных отношений не рассмотрено.
Департамент дорожного хозяйства направил обществу проект соглашения, в котором определен способ выкупа земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816 путем компенсации его стоимости в сумме 7 842 000 рублей.
Общество письмом от 09.07.2013 направило департаменту дорожного хозяйства протокол разногласий к данному соглашению, предложив компенсировать ему изъятие земельного участка путем предоставления двух земельных участков с указанием их местоположения.
Однако ни департамент дорожного хозяйства, ни департамент земельных отношений не приняли мер по урегулированию возникших разногласий и не рассмотрели вопрос о возможности предоставления обществу земельных участков взамен изъятого. Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды сделали вывод о том, что бездействие ответчиков имело место.
Суды установили, что на день рассмотрения спора выкуп земельного участка у общества не произведен, в то время как фактически участок изъят для строительства. Автомобильная дорога введена в эксплуатацию. Таким образом, собственник земельного участка лишен права собственности без какой-либо компенсации.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также законов, подлежащих применению, руководствуясь нормами Закона N 93-ФЗ, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что применение такого способа выкупа как предоставление земельных участков, равноценных изымаемым, взамен выплаты компенсации выкупной стоимости, предусмотрено действующим законодательством, суды удовлетворили требования общества в указанной части.
Определяя лицо, ответственное за формирование и постановку на кадастровый учет земельных участков, предоставляемых взамен изымаемого, суды исходили из того, что государственным заказчиком строительства объекта является департамент дорожного хозяйства и именно на него Положением о департаменте дорожного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 13.08.2007 N 221-па, возложено проведение работ по изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков, необходимых для строительства автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с разграничением полномочий органов исполнительной власти, уполномоченных на реализацию Закона N 93-ФЗ, установленным постановлением администрации Приморского края от 23.10.2009 N 291-па, на департамент дорожного хозяйства возложено обеспечение проведения оценки предоставляемых земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также организация проведения кадастровых работ в отношении соответствующих земельных участков. Поэтому суды возложили на департамент дорожного хозяйства обязанность по проведению мероприятий по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, подлежащих предоставлению обществу взамен изъятого.
Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований к переоценке указанных выводов судов не имеется.
Нарушения судами норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемых судебных актов не установлено.
Несогласие департамента дорожного хозяйства с произведенной судами оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в кассационном порядке оспариваемых судебных актов.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
отказать Департаменту дорожного хозяйства Приморского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 14.10.2014 N 303-ЭС14-2828 ПО ДЕЛУ N А51-19768/2013
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. N 303-ЭС14-2828
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучила кассационную жалобу Департамента дорожного хозяйства Приморского края от 29.08.2014 N 3/21 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу Арбитражного суда Приморского края N А51-19768/2013 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.06.2014 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Филток-2" (далее - общество) о признании незаконным бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент земельных отношений), Департамента дорожного хозяйства Приморского края (далее - департамент дорожного хозяйства), выразившегося в непредоставлении в собственность общества равноценных земельных участков взамен земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816 площадью 2 171 кв. м, изъятого для государственных нужд, об обязании взамен изъятого для государственных нужд земельного участка предоставить в собственность общества испрашиваемые им земельные участки общей площадью 2 171 кв. м; обязать департамент дорожного хозяйства заключить соглашение о выкупе земельного участка площадью 2 171 кв. м с кадастровым номером 25:28:030018:12186 путем предоставления испрашиваемых земельных участков; обязать департамент земельных отношений и департамент дорожного хозяйства в месячный срок со дня вступления в законную силу решения совершить все необходимые действия по формированию земельных участков и предоставлению их в собственность обществу взамен изъятого (с учетом уточнения исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заинтересованные лица: Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.
установила:
решением Арбитражного суда Приморского края от 07.11.2013 признано незаконным бездействие департамента земельных отношений, выразившееся в уклонении от рассмотрения по существу заявления общества от 16.05.2012 N 29 о предоставлении в собственность двух земельных участков взаимен изъятого земельного участка. Суд обязал департамент земельных отношений рассмотреть заявление общества по существу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 решение суда первой инстанции от 07.11.2013 отменено. Суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции. Руководствуясь частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции указал на то, что судом первой инстанции не рассмотрены по существу уточненные обществом требования.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент дорожного хозяйства. Требования общества удовлетворены в полном объеме.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 24.06.2014 постановление суда апелляционной инстанции оставил в силе.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене названных судебных актов со ссылкой на существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые, по его мнению, повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из оспариваемых судебных актов, общество является собственником земельного участка общей площадью 12 566,1 кв. м по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир здание (лит. А), почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Космонавтов, 8, кадастровый номер земельного участка 25:28:030018:433.
Краевой целевой программой развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, являющейся частью федеральной целевой программы, разработанной во исполнение Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (далее - Закон N 93-ФЗ), предусмотрено строительство объекта "Строительство автомобильной дороги пос. Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл с низководным мостом (эстакадой) Де-Фриз - Седанка на участке км 23 - бухта Патрокл".
Часть земельного участка общества расположена в границах участка, на котором департаменту дорожного хозяйства было согласовано размещение данного объекта.
Согласно распоряжению департамента земельных отношений от 12.10.2012 N 2182 (с учетом распоряжения от 30.01.2013 N 52-рз) у общества для государственных нужд Приморского края изъят путем выкупа земельный участок общей площадью 2 171 кв. м с кадастровым номером 25:28:030018:12816, являющийся частью участка с кадастровым номером 25:28:030018:433. Способ выкупа земельного участка данным распоряжением не определен. О принятом решении общество уведомлено департаментом земельных отношений.
Общество заявлением от 16.05.2012 N 29, адресованным департаменту земельных отношений, просило взамен изымаемой у него части земельного участка предоставить ему в собственность равноценные земельные участки площадью 1410,5 кв. м и 764 кв. м. Данное письмо департаментом земельных отношений не рассмотрено.
Департамент дорожного хозяйства направил обществу проект соглашения, в котором определен способ выкупа земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12816 путем компенсации его стоимости в сумме 7 842 000 рублей.
Общество письмом от 09.07.2013 направило департаменту дорожного хозяйства протокол разногласий к данному соглашению, предложив компенсировать ему изъятие земельного участка путем предоставления двух земельных участков с указанием их местоположения.
Однако ни департамент дорожного хозяйства, ни департамент земельных отношений не приняли мер по урегулированию возникших разногласий и не рассмотрели вопрос о возможности предоставления обществу земельных участков взамен изъятого. Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды сделали вывод о том, что бездействие ответчиков имело место.
Суды установили, что на день рассмотрения спора выкуп земельного участка у общества не произведен, в то время как фактически участок изъят для строительства. Автомобильная дорога введена в эксплуатацию. Таким образом, собственник земельного участка лишен права собственности без какой-либо компенсации.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также законов, подлежащих применению, руководствуясь нормами Закона N 93-ФЗ, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что применение такого способа выкупа как предоставление земельных участков, равноценных изымаемым, взамен выплаты компенсации выкупной стоимости, предусмотрено действующим законодательством, суды удовлетворили требования общества в указанной части.
Определяя лицо, ответственное за формирование и постановку на кадастровый учет земельных участков, предоставляемых взамен изымаемого, суды исходили из того, что государственным заказчиком строительства объекта является департамент дорожного хозяйства и именно на него Положением о департаменте дорожного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 13.08.2007 N 221-па, возложено проведение работ по изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков, необходимых для строительства автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с разграничением полномочий органов исполнительной власти, уполномоченных на реализацию Закона N 93-ФЗ, установленным постановлением администрации Приморского края от 23.10.2009 N 291-па, на департамент дорожного хозяйства возложено обеспечение проведения оценки предоставляемых земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также организация проведения кадастровых работ в отношении соответствующих земельных участков. Поэтому суды возложили на департамент дорожного хозяйства обязанность по проведению мероприятий по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, подлежащих предоставлению обществу взамен изъятого.
Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований к переоценке указанных выводов судов не имеется.
Нарушения судами норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемых судебных актов не установлено.
Несогласие департамента дорожного хозяйства с произведенной судами оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в кассационном порядке оспариваемых судебных актов.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
отказать Департаменту дорожного хозяйства Приморского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)