Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.09.2015 N 11АП-11795/2015 ПО ДЕЛУ N А55-3468/2015

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2015 г. по делу N А55-3468/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Борисова Е.В., доверенность от 25 января 2013 года N 1-542,
от третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "Уран" - Антаури Н.Г., доверенность от 18 марта 2015 года,
Администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области - не явился, извещен,
Администрации муниципального района Сызранский Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Уран" и Территориального управления Росимущества в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июля 2015 года по делу N А55-3468/2015 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению Территориального управления Росимущества в Самарской области, город Самара,
к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, город Самара,
с участием третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "Уран", город Самара,
Администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области, село Новая Рачейка Сызранского района Самарской области,
Администрации муниципального района Сызранский Самарской области, город Сызрань Самарской области,
о снятии земельных участков с кадастрового учета,
установил:

Территориальное управление Росимущества в Самарской области (далее - заявитель, Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, кадастровая палата), с привлечением в качестве третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Уран" (далее - общество), Администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области, Администрации муниципального района Сызранский Самарской области, о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: 63:08:0118002:67, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, Прибрежная зона 1, в районе п. Новая Рачейка, участок 10; 63:08:0118002:68, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район. Прибрежная зона 1, в районе с. Новая Рачейка, участок N 11; 63:08:0118002:69, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, Прибрежная зона 1, в районе с. Новая Рачейка, участок N 12; 63:08:0118002:70, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, Прибрежная зона 1, в районе с. Новая Рачейка, участок N 13; 63:08:0118002:71, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский район, Прибрежная зона 1, в районе с. Новая Рачейка, участок N 14.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований управлению отказано.
Управление Росимущества и общество, не согласившись с решением суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель общества.
В судебном заседании представитель кадастровой палаты апелляционные жалобы отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей Управления Росимущества, Администрации сельского поселения Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области и Администрации муниципального района Сызранский Самарской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Определением суда от 22.09.2015 г. в связи с нахождением судей в отпуске, в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судей Рогалевой Е.М. и Корнилова А.Б. на судей Кувшинова В.Е. и Холодную С.Т., и рассмотрение дела начато сначала.
Проверив материалы дела, выслушав представителей кадастровой палаты и общества, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционные жалобы, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 63:08:0118002:0009 площадью 2 043 000 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АВ N 269969 (т. 1 л.д. 7), из которого на основании заявления общества от 21.08.2013 г. были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 63:08:0118002:67, 63:08:0118002:68, 63:08:0118002:69, 63:08:0118002:70, 63:08:0118002:71.
На основании договора N 27-2007/56 от 25.10.2007 г. земельный участок с кадастровым номером 63:08:0118002:0009 площадью 2 043 000 кв. м был передан управлением в аренду ОАО "Комсомолец", а впоследствии на основании договора от 29.04.2013 г. права и обязанности арендатора по указанному договору аренды земельного участка переданы ООО "Уран" (т. 1 л.д. 67).
21.08.2013 г. общество обратилось к управлению с заявлением о принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:08:0118002:0009, являющимся предметом договора аренды.
21.11.2013 г. заявитель также обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 63:08:0118002:67, 63:08:0118002:68, 63:08:0118002:69, 63:08:0118002:70, 63:08:0118002:71.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2014 г. по делу N А55-10130/2014 (вступившим в законную силу) отказано в признании незаконным бездействия заинтересованного лица, выразившегося в не предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 63:08:0118002:67, 63:08:0118002:68, 63:08:0118002:69, 63:08:0118002:70, 63:08:0118002:71 в собственность ООО "Уран" и об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предоставлении указанных земельных участков в собственность ООО "Уран" за выкуп и направлении проекта договора купли-продажи земельных участков, а основанием для принятия данного судебного акта послужила несоразмерность площади испрашиваемых земельных участков площади расположенных на них объектов недвижимости.
В целях получения возможности формирования земельных участков иной площади управление обратилось в суд с заявлением о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 63:08:0118002:67, 63:08:0118002:68, 63:08:0118002:69, 63:08:0118002:70, 63:08:0118002:71.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные управлением требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельный участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом РФ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Частью 1 ст. 25 Закона о кадастре установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер и к таким сведениям применяются правила, установленные ч. 4 ст. 24 названного Закона.
В силу ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном ч. 15 ст. 42.10 настоящего Закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.
Частью 2 ст. 25 Закона о кадастре императивно установлено, в каких случаях орган кадастрового учета снимает земельный участок с государственного" кадастрового учета земельные участки, а именно: в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с государственного кадастрового учета в соответствии с установленными ст. 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Также Законом о кадастре предусмотрены случаи аннулирования и исключения внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений только в отношении земельных участках, являющихся временными (ч. 4, 5 ст. 24 Закона о кадастре).
Частью 1 ст. 45 Закона о кадастре предусмотрено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом особенностей, определенных ст. 43 названного Закона, признаются юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоен органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
К ранее учтенным объектам недвижимости не применяются правила, предусмотренные ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре, снятие с кадастрового учета таких земельных участков возможно только на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Как следует из материалов дела, в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) содержатся сведения о ранее учтенных земельных участках: с кадастровым номером 63:08:0118002:67, расположенном: Самарская область, Сызранский район, Прибрежная зона 1, в районе п. Новая Рачейка, участок 10, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадью - 49 902 кв. м (дата постановки - 24.10.2007 г.); с кадастровым номером 63:08:0118002:68, расположенном: Самарская область, Сызранский район, Прибрежная зона 1, в районе с. Новая Рачейка, участок N 11, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадью - 729 875 кв. м (дата постановки, - 24.10.2007 г.); с кадастровым номером 63:08:0118002:69, расположенном: Самарская область, Сызранский район, Прибрежная зона 1, в районе с. Новая Рачейка, участок N 12, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадью - 9 259 кв. м (дата постановки - 24.10.2007 г.); с кадастровым номером 63:08:0118002:70, расположенном: Самарская область, Сызранский район, Прибрежная зона 1, в районе с. Новая Рачейка, участок использование - для сельскохозяйственного производства, площадью - 224 221 кв. м (дата постановки - 24.10.2007 г.); с кадастровым номером 63:08:0118002:71, расположенном: Самарская область, Сызранский район, Прибрежная зона 1, в районе С. Новая Рачейка, участок N 14, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадью - 1 029 743 кв. м (дата постановки - 24.10.2007 г.), которые находятся в собственности РФ.
Указанные выше земельные участки были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:08:0118002:9, расположенного: Самарская область, Сызранский р-н, в районе п. Новозаборовский, участок 1, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадью 2 043 000 кв. м (дата постановки - 23.01.2003 г.).
При этом в материалах кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером 63:08:0118002:9 имеется доверенность от 13.09.2007 г. N 556, выданная Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, на имя Сонаевой А.М., в (соответствии с которой указанное лицо наделяется полномочиями по представлению интересов Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области при разделении земельного участка площадью 2 043 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Сызранский р-н, в районе п. Новозаборовский, участок 1, с кадастровым номером 63:08:0118002:9, на следующие земельные участки: площадью 49 902 кв. м, площадью 729 875 кв. м, площадью 9 259 кв. м, площадью 1 029 743 кв. м и постановке на государственный кадастровый учет вновь образованных земельных участков, в том числе: подавать заявление на разделение земельного участка и проведение государственного кадастрового учета вновь образованных земельных участков и совершать все необходимые действия, связанные с этим поручением.
Таким образом, суд правомерно посчитал, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:08:0118002:67, 63:08:0118002:68, 63:08:0118002:69, 63:08:0118002:70, 63:08:0118002:71 относятся к ранее учтенным объектам недвижимости, поскольку были поставлены на кадастровый учет 24.10.2007 г. - до вступления в силу Закона N 221-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, Закон о кадастре содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.
В связи с тем, что спорные земельные участки являются ранее учтенными, то есть сведения о земельных участках, являются кадастровыми сведениями (отсутствует временный характер сведений) и кадастровые действия по их преобразованию не осуществлялись, основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования данных земельных участков нормами действующего законодательства не предусмотрены, а поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования управления не подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 31.07.2015 г. по делу N А55-16939/2014 и Арбитражного суда Центрального округа от 20.07.2015 г. по делу N А35-7626/2014.
Вместе с тем, судом правильно учтено, что поскольку спорные земельные участки не отвечают признакам преобразуемых объектов недвижимости, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", то они могут быть преобразованы заявителем путем принятия соответствующих решений (например, объединение), после чего возможно осуществление раздела земельного участка на земельные участки с необходимыми площадными характеристиками, то есть в рассматриваемом случае спор возможно решить во внесудебном заявительном порядке в соответствии со ст. ст. 16 и 22 Закона о кадастре.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе Управлению Росимущества в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционных жалоб другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционных жалоб не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
На основании п. п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п. п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу с ограниченной ответственностью "Уран" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 39 от 04 августа 2015 года.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 июля 2015 года по делу N А55-3468/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Уран" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением N 39 от 04 августа 2015 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)