Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2015 N 10АП-6459/2015 ПО ДЕЛУ N А41-1465/15

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2015 г. по делу N А41-1465/15


Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Катькиной Н.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ереминой А.Г.,
в судебном заседании участвуют:
от ТУ Росимущества в Московской области: Ухова М.П., по доверенности от 14.08.2015; от Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области": не явились, извещены; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены; от Золотаревой Н.А.: Печенина Р.А., по доверенности от 24.08.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2015 года по делу N А41-1465/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш. по исковому заявлению Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Золотарева Н.А., о признании права собственности,

установил:

Администрация Воскресенского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению федерального агентства по управления государственным имуществом по Московской области с требованием признать право собственности Российской Федерации отсутствующим на земельный участок с К N 50:29:0030606:160, расположенный по адресу: Московская область, Воскресенский район, д. Маришкино, ул. Пионерская, уч. 23, для индивидуального жилищного строительства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2015 года по делу N А41-1465/15 Арбитражный суд Московской области удовлетворил исковые требования Администрации Воскресенского муниципального района Московской области.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Ответчик направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Золотарева Н.А. направила в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Истец и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 17 октября 2003 года Администрация Чемодуровского с.о. Воскресенского района Московской области вынесла постановление N 22 о предоставлении земельного участка гражданке РФ Золотаревой Н.А в аренду под индивидуальное жилищное строительство в д. Маришкино, которым было рекомендовано в течение 7 дней подготовить договор аренды и заключить его с Золотаревой Н.А.
На основании данного постановления был заключен договор аренды земельного участка.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 01 марта 2004 года с присвоением ему кадастрового номера 50:29:0030605:0260 и адреса: Московская область, Воскресенский район, с.о. Чемодуровский, д. Маришкино, ул. Пионерская, 23, вид разрешенного использования "под жилищное строительство".
Между Администрацией Воскресенского района и Золотаревой Н.А. 13 апреля 2007 года заключен договор N 153 аренды земельного участка с КН 50:29:0030606:160 площадью 1575 кв. метров, для индивидуального жилищного строительства.
Данный договор зарегистрирован 17 января 2008 года.
Согласно акту осмотра (обследования) от 05.11.2014 земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030606:160, установлено, что участок огорожен забором с 4х сторон, на участке расположен жилой дом, находящийся в собственности гр. Золотаревой Н.А. (свидетельство о госрегистрации права от 20.12.2012), участок используется под посадку овощных культур, фруктово-ягодных насаждений; других капитальных зданий, строений и сооружений на участке нет; объекты недвижимости, находящиеся в собственности Российской Федерации, на участке отсутствуют. В целом участок соответствуют виду разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Администрацией было установлено, что спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Истец, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратился в суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В материалы дела сторонами не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, о наличии факта предоставления спорного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, так же наличия права постоянного (бессрочного) пользования, права аренды, права безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, права аренды Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В материалы дела сторонами так же не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении на спорном земельном участке строений, сооружений, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, а также наличие факта предоставления спорного земельного участка органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил отсутствие критериев, установленных ст. 3.1 Закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Следовательно, спорный земельный участок относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В своей апелляционной жалобе ответчик указал на то, что для оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок необходимо доказать, что наличие указанного права нарушает право истца.
Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным ввиду нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки у Комитета отсутствует право распоряжения земельными участками, в том числе право сдачи в аренду, осуществления контроля за использованием земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки нарушает законные права Администрации на распоряжение данным земельными участками, сдачу их в аренду, осуществление контроля за использованием арендованных земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Апелляционный суд считает, что запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельных участков и не позволяют ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
В своей апелляционной жалобе ответчик заявляет ходатайство о применении срока исковой давности, аналогичное ходатайство заявлялось в суде первой инстанции.
В силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Срок давности по данному иску начинает течь с момента, когда истец узнал или должен был узнать о том, что его право нарушено.
Ответчик полагает, что о нарушении своего права Администрация узнала, обращаясь с заявлением о регистрации права.
Однако, в материалах настоящего дела имеется представленное Управлением Росреестра по Московской области регистрационное дело на спорный земельный участок. Среди документов, его составляющих, заявления о регистрации права Российской Федерации, поданного Администрацией в указанном деле не содержится. Указанное дело содержит заявление о регистрации права государственной собственности, из которого истец не мог узнать о нарушении своего права (том 1 л.д. 80).
Истец указывает, что о нарушении своего права узнал в марте 2014 года.
Таким образом, течение срока исковой давности началось с марта 2014 года.
Учитывая, что рассматриваемый иск был подан 16.01.2015, трехгодичный срок исковой давности не пропущен.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2015 года по делу N А41-1465/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)