Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 29.09.2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 01.10.2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Симоновой Г.А.
судей Н.В. Алферовой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ворожбит Я.А.
при участии в заседании:
- от ООО "Океан-СВ" - представитель Шлыкова Е.А. по доверенности от 02.07.2007 сроком действия 3 года;
- от Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края - главный консультант Пламадяла С.В. по доверенности N 29/10-20-8445 от 08.12.2008 сроком действия до 31.12.2009, уд.N <...>.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края на решение от 14 августа 2009 г. судьи Нестеренко Л.П. по делу N А51-7636/2009 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Океан-СВ" к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
о признании незаконным отказа
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Океан-СВ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в предоставлении в аренду земельного участка площадью 2749 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Уборевича, 15, для строительства многофункционального комплекса, оформленного письмом от 26.02.2009 N 29/3-20-1509, и обязании ответчика принять решение о предоставлении спорного земельного участка (с учетом уточнения предмета спора, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 14.08.2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок, находящийся в пределах особо охраняемых природных территорий является ограниченным в обороте и в соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на необходимость согласования предоставления спорного земельного участка с Управлением культуры Приморского края. По мнению ответчика, проектная документация согласована с нарушениями норм действующего законодательства, а именно: не учтена плотность застройки в районе предполагаемого размещения объекта, не имеется участка, необходимого для дальнейшей эксплуатации здания этажностью 10-16, не учтена необходимая территория для обслуживания близлежащих зданий. Поскольку предполагаемый к возведению объект будет находиться на земельном участке вплотную прилегающим к дому 15 по ул. Уборевича в г. Владивостоке, Департамент полагает, что этим будут нарушаться права собственников помещений в многоквартирном доме. Довод заявителя о том, что собственники квартир до настоящего времени не приняли мер по закреплению за ними земельного участка в порядке, предусмотренном пп. 6 - 9 ст. 36 ЗК РФ, несостоятелен, поскольку действующее жилищное законодательство не устанавливает каких-либо пресекательных сроков по оформлению земельного участка. Кроме того, согласно кадастровому плану большая часть земельного участка находится в зоне ограничения застройки и в охранной зоне инженерных коммуникаций, что исключает строительство на нем новых объектов. Также 208 кв. м являются беспрепятственным проездом и проходом к смежному землепользователю. Согласование предоставления испрашиваемого Обществом земельного участка со смежными землепользователями не проводилось.
Представитель Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "Океан-СВ" с жалобой не согласился, представил письменный отзыв, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в силу следующих обстоятельств.
Общество с ограниченной ответственностью "Океан-СВ" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.09.2006 Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Владивостока за основным государственным регистрационным номером 062536049718.
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 30.01.2007 N 1180 ООО "Океан-СВ" предварительно согласовано место размещения многофункционального комплекса в г. Владивостоке из земель поселений на земельном участке площадью 2749 кв. м, расположенном в районе ул. Уборевича, 15 в г. Владивостоке.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный закон вступил в силу с 01.02.1007 г. Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - комитет по управлению государственным имуществом Приморского края) согласно постановлениям администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па.
Постановлением администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства, которому переданы функции в области земельных отношений.
Пунктом 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, определено, что Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
В связи с этим 21.07.2007 ООО "Океан-В" обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка в районе ул. Уборевича, 15, указанного на прилагаемой схеме, в аренду на длительный срок для строительства и дальнейшей эксплуатации многофункционального комплекса.
Распоряжением Администрации г. Владивостока от 07.08.2007 N 1024-р утвержден проект границ земельного участка в г. Владивостоке в районе ул. Уборевича, 15 ООО "Океан-СВ" для строительства и дальнейшей эксплуатации многофункционального комплекса, площадь земельного участка составила 2749 кв. м Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер 25:28:01 00 02:0039, составлен кадастровый план от 02.11.2007 N 1/07-3906.
Поскольку заявка ООО "Океан-СВ" о предоставлении земельного участка была снята ответчиком с рассмотрения в связи с наличием обеспечительных мер, принятых определением Ленинского районного суда г. Владивостока от 25.06.2007 г., заявитель после отмены обеспечительных мер решением суда от 10.09.2007 по делу N 2-2347/07 вновь обращался в Департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду (письма от 06.12.2007, от 01.04.2008).
Письмами от 11.04.2008 N 29/10-20-2515 и от 15.05.2008 N 29/10-20-3409 ответчик отказал заявителю в предоставлении земельного участка, сославшись на действие обеспечительных мер и на отсутствие согласования Управления культуры Приморского края.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2008 по делу N А51-4536/2008 29-129 отказ в предоставлении земельного участка, оформленный письмом от 11.04.2008 N 29/10-20-2515 признан незаконным, на Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края возложена обязанность в 30-дневный срок со дня принятия решения рассмотреть вопрос о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка в аренду.
Поскольку Департамент не принимал решение по заявлению ООО "Океан-СВ" о предоставлении земельного участка, 21.01.2009 Общество направило ответчику письмо (вх. от 26.01.2009 N 29-687) с просьбой принять соответствующее решение.
26.02.2009 заявление было рассмотрено Департаментом, в предоставлении земельного участка в аренду для строительства отказано по мотивам отсутствия согласования места размещения объекта с Управлением культуры Приморского края, наличия нарушений при согласовании и проектной документации, нахождения большей части участка в зоне ограничения застройки и в охранной зоне инженерных коммуникаций, отсутствия согласования смежных землепользователей и собственников зданий, строений, сооружений. Отказ в предоставлении земельного участка оформлен письмом от 26.02.2009 N 29/3-20-1509.
Общество, полагая, что отказ в предоставлении земельного участка противоречит законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, оспорило его в арбитражном суде.
Оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, коллегия пришла к следующему.
Согласно главе 24 АПК РФ для признания ненормативных актов органов местного самоуправления недействительными необходимо доказать в совокупности наличие двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативных актов закону или иному нормативному правовому акту; нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Решение о предоставлении земельного участка пол строительство в случае его предварительного согласования под размещение объекта строительства осуществляется в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с кадастровым планом от 02.11.2007 земельного участка площадью 2749 кв. м в районе ул. Уборевича, 15, сформированного для строительства и дальнейшей эксплуатации многофункционального комплекса, он полностью расположен на землях населенных пунктах, относящимся к землям историко-культурного значения, его часть площадью 1194 кв. м находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, часть площадью 1878 кв. м - в зоне ограничения застройки, а на части площадью 208 кв. м установлен беспрепятственный проезд и проход к смежному землепользователю.
В силу требований подпункта 5 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима осуществляется в случаях и порядке, установленных данным законом.
Департамент, указывая в апелляционной жалобе на необходимость согласования предоставления испрашиваемого ООО "Океан-СВ" земельного участка с Управлением культуры Приморского края в обоснование данного довода на норму права не сослался. Более того, отсутствие необходимости такого согласования установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2008 по делу N А51-4536/2008 29-129, а в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом также установлено отсутствие нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия и при издании постановления администрации г. Владивостока от 30.01.2007 N 1180 о предварительном согласовании места размещения многофункционального комплекса на земельном участке в районе ул. Уборевича, 15 в г. Владивостоке, о чем указано в судебных актах, состоявшихся по делу N А51-13783/2007-24-500/10 (решение от 31.03.2008, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 18.06.2008, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.09.2008 N Ф03-А51/08-2/3931). Указанные судебные акты были представлены заявителем Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и должны были быть учтены ответчиком при принятии оспариваемого решения в силу части 1 статьи 16 АПК РФ.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, представитель ответчика указывал на то, что необходимость получения согласования Управления культуры Приморского края установлена решением Арбитражного суда Приморского края от 18.03.2008 по делу N А51-11890/2007-1-501. Проверив данный довод, суд установил, что в данном судебном акте указано на необходимость согласования Управлением культуры проекта многофункционального комплекса, а не решения о предоставлении земельного участка под строительство, причем признал незаконным отказ Управления в согласовании проекта строительства и обязал его согласовать проект ООО "Океан-СВ".
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка принимается органом местного самоуправления на основании заявления и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка (ранее - кадастровой карты (плана) земельного участка); оформление и согласование какой-либо иной документации не предусмотрено законом в качестве необходимого условия для предоставления земельного участка.
Действующим Градостроительным кодексом РФ предусмотрено оформление градостроительных планов земельных участков, в которых указываются границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте, о видах разрешенного использования земельного участка; требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (статья 44 Кодекса).
В силу статьи 48 ГрК РФ проектная документация разрабатывается с учетом требований градостроительного плана земельного участка, результатов инженерных изысканий, технических условий, после чего в соответствии со статьей 51 Кодекса выдается разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Следовательно, оценка проектной документации, ее согласование с компетентными органами, в том числе с органами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства об охране культурного наследия, не являются этапом и необходимым условием предоставления земельного участка.
На этом основании доводы жалобы о нарушениях закона, допущенных при подготовке и согласовании проектной документации, признаются несостоятельными. Вместе с тем, коллегия отмечает, что при наличии таких нарушений, данные обстоятельства могут явиться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, но не в принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что часть испрашиваемого земельного участка попадает в границы объединенной охранной зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, в которой согласно пункту 1.2 Режима использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, утвержденного Постановлением администрации Приморского края от 21.05.2008 N 110-па, запрещается строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды памятника. Однако остальная часть участка расположена в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, относительно которой установлены градостроительные ограничения в соответствии с пунктом 2.1 названного Режима.
При этом, конкретное место размещения объекта капитального строительства на земельном участке и требования к объекту строительства должны быть оговорены в градостроительном плане земельного участка и учтены при проектировании объекта.
Довод Департамента, изложенный в жалобе на нахождение части участка в охранной зоне инженерных сетей также являлся предметом подробного исследования судом первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку данное обстоятельство не указано в законе в качестве препятствия к предоставлению земельного участка в аренду.
Указывая на то, что часть земельного участка площадью 208 кв. м предназначена для беспрепятственного проезда и прохода к смежному землепользователю, Департамент не учитывает, что сам по себе данный акт препятствует предоставлению земельного участка в данной части, поскольку земельные участки общего пользования не подлежат лишь приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ). Как установлено судом, ООО "Океан-СВ" испрашивает земельный участок для строительства, а не в собственность.
Довод жалобы о том, что в случае принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду будут нарушены интересы лиц, осуществляющих проход и проезд к смежному землепользователю, коллегией отклоняется, поскольку возможность беспрепятственного доступа к части земельного участка возможно установлением сервитута (статья 23 Земельного кодекса РФ) или иных ограничений, которые могут быть оговорены при предоставлении земельного участка в аренду и при заключении договора аренды.
В силу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Данная норма согласуется с пунктом 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которому собственники здания (помещений в нем), расположенного на неделимом земельном участке, имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
По смыслу указанных правовых норм придомовой территорией как объектом земельных отношений может выступать только сформированный земельный участок, и только после его формирования у собственников квартир многоквартирного жилого дома может возникнуть право собственности на него.
Между тем, в деле отсутствуют доказательства того, что придомовая территория к многоквартирному жилому дому, в непосредственной близости от которого расположен спорный земельный участок, сформирована в установленном порядке. Законом предусмотрена специальная мера, направленная на защиту интересов жителей близлежащих жилых домов и учет их волеизъявления при размещении объектов строительства: информирование населения о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства; такое информирование осуществляется органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Придомовая территория в существующей застройке должна быть определена с учетом правил, установленных Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 N 105. Однако как было установлено судом, спорный земельный участок ранее не использовался в качестве придомовой территории жилого дома по ул. Уборевича, 15, а находился в аренде ТОО СП "Владивостокский бизнес-центр" с 27.03.1997 по дату его расторжения решением Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2007, что отражено в выписке из Государственного земельного кадастра от 21.06.2007 N 2526/1, выданной территориальным отделом N 11 по г. Владивостоку Управления Роснедвижимости по Приморскому краю.
Ссылку Департамента на то, что размещение многофункционального комплекса в районе ул. Уборевича, 15 не предусмотрено проектом детальной планировки Ленинского района, суд отклоняет как не подтвержденную документально. Сведения о наличии ПДП, разработанных на основании генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, суду не представлены.
Более того, в кадастровом плане земельного участка указано его разрешенное использование: для строительства и дальнейшей эксплуатации многофункционального комплекса.
Указание в жалобе о нарушении прав собственников жилых помещений при предварительном согласовании места размещения многофункционального комплекса опровергается решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 08.08.2008 по делу N 2-3372/08.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края отсутствовали правовые основания для отказа ООО "Океан-СВ" в принятии решения о предоставлении земельного участка в районе ул. Уборевича, 15 в г. Владивостоке. Данный отказ повлек нарушение прав и законных интересов ООО "Океан-СВ" по завершению процедуры получения в аренду земельного участка, необходимого ему для ведения предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для отмены решения суда у коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение от 14 августа 2009 г. по делу N А51-7636/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА
Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Н.В.АЛФЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2009 N 05АП-4572/09 ПО ДЕЛУ N А51-7636/2009
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2009 г. N 05АП-4572/09
Дело N А51-7636/2009
Резолютивная часть постановления оглашена 29.09.2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 01.10.2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Симоновой Г.А.
судей Н.В. Алферовой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ворожбит Я.А.
при участии в заседании:
- от ООО "Океан-СВ" - представитель Шлыкова Е.А. по доверенности от 02.07.2007 сроком действия 3 года;
- от Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края - главный консультант Пламадяла С.В. по доверенности N 29/10-20-8445 от 08.12.2008 сроком действия до 31.12.2009, уд.N <...>.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края на решение от 14 августа 2009 г. судьи Нестеренко Л.П. по делу N А51-7636/2009 Арбитражного суда Приморского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Океан-СВ" к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
о признании незаконным отказа
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Океан-СВ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в предоставлении в аренду земельного участка площадью 2749 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Уборевича, 15, для строительства многофункционального комплекса, оформленного письмом от 26.02.2009 N 29/3-20-1509, и обязании ответчика принять решение о предоставлении спорного земельного участка (с учетом уточнения предмета спора, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 14.08.2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок, находящийся в пределах особо охраняемых природных территорий является ограниченным в обороте и в соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на необходимость согласования предоставления спорного земельного участка с Управлением культуры Приморского края. По мнению ответчика, проектная документация согласована с нарушениями норм действующего законодательства, а именно: не учтена плотность застройки в районе предполагаемого размещения объекта, не имеется участка, необходимого для дальнейшей эксплуатации здания этажностью 10-16, не учтена необходимая территория для обслуживания близлежащих зданий. Поскольку предполагаемый к возведению объект будет находиться на земельном участке вплотную прилегающим к дому 15 по ул. Уборевича в г. Владивостоке, Департамент полагает, что этим будут нарушаться права собственников помещений в многоквартирном доме. Довод заявителя о том, что собственники квартир до настоящего времени не приняли мер по закреплению за ними земельного участка в порядке, предусмотренном пп. 6 - 9 ст. 36 ЗК РФ, несостоятелен, поскольку действующее жилищное законодательство не устанавливает каких-либо пресекательных сроков по оформлению земельного участка. Кроме того, согласно кадастровому плану большая часть земельного участка находится в зоне ограничения застройки и в охранной зоне инженерных коммуникаций, что исключает строительство на нем новых объектов. Также 208 кв. м являются беспрепятственным проездом и проходом к смежному землепользователю. Согласование предоставления испрашиваемого Обществом земельного участка со смежными землепользователями не проводилось.
Представитель Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "Океан-СВ" с жалобой не согласился, представил письменный отзыв, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в силу следующих обстоятельств.
Общество с ограниченной ответственностью "Океан-СВ" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.09.2006 Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Владивостока за основным государственным регистрационным номером 062536049718.
Постановлением главы администрации г. Владивостока от 30.01.2007 N 1180 ООО "Океан-СВ" предварительно согласовано место размещения многофункционального комплекса в г. Владивостоке из земель поселений на земельном участке площадью 2749 кв. м, расположенном в районе ул. Уборевича, 15 в г. Владивостоке.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный закон вступил в силу с 01.02.1007 г. Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - комитет по управлению государственным имуществом Приморского края) согласно постановлениям администрации Приморского края от 08.02.3007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па.
Постановлением администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства, которому переданы функции в области земельных отношений.
Пунктом 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, определено, что Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
В связи с этим 21.07.2007 ООО "Океан-В" обратилось в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка в районе ул. Уборевича, 15, указанного на прилагаемой схеме, в аренду на длительный срок для строительства и дальнейшей эксплуатации многофункционального комплекса.
Распоряжением Администрации г. Владивостока от 07.08.2007 N 1024-р утвержден проект границ земельного участка в г. Владивостоке в районе ул. Уборевича, 15 ООО "Океан-СВ" для строительства и дальнейшей эксплуатации многофункционального комплекса, площадь земельного участка составила 2749 кв. м Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер 25:28:01 00 02:0039, составлен кадастровый план от 02.11.2007 N 1/07-3906.
Поскольку заявка ООО "Океан-СВ" о предоставлении земельного участка была снята ответчиком с рассмотрения в связи с наличием обеспечительных мер, принятых определением Ленинского районного суда г. Владивостока от 25.06.2007 г., заявитель после отмены обеспечительных мер решением суда от 10.09.2007 по делу N 2-2347/07 вновь обращался в Департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду (письма от 06.12.2007, от 01.04.2008).
Письмами от 11.04.2008 N 29/10-20-2515 и от 15.05.2008 N 29/10-20-3409 ответчик отказал заявителю в предоставлении земельного участка, сославшись на действие обеспечительных мер и на отсутствие согласования Управления культуры Приморского края.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2008 по делу N А51-4536/2008 29-129 отказ в предоставлении земельного участка, оформленный письмом от 11.04.2008 N 29/10-20-2515 признан незаконным, на Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края возложена обязанность в 30-дневный срок со дня принятия решения рассмотреть вопрос о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка в аренду.
Поскольку Департамент не принимал решение по заявлению ООО "Океан-СВ" о предоставлении земельного участка, 21.01.2009 Общество направило ответчику письмо (вх. от 26.01.2009 N 29-687) с просьбой принять соответствующее решение.
26.02.2009 заявление было рассмотрено Департаментом, в предоставлении земельного участка в аренду для строительства отказано по мотивам отсутствия согласования места размещения объекта с Управлением культуры Приморского края, наличия нарушений при согласовании и проектной документации, нахождения большей части участка в зоне ограничения застройки и в охранной зоне инженерных коммуникаций, отсутствия согласования смежных землепользователей и собственников зданий, строений, сооружений. Отказ в предоставлении земельного участка оформлен письмом от 26.02.2009 N 29/3-20-1509.
Общество, полагая, что отказ в предоставлении земельного участка противоречит законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, оспорило его в арбитражном суде.
Оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, коллегия пришла к следующему.
Согласно главе 24 АПК РФ для признания ненормативных актов органов местного самоуправления недействительными необходимо доказать в совокупности наличие двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативных актов закону или иному нормативному правовому акту; нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Решение о предоставлении земельного участка пол строительство в случае его предварительного согласования под размещение объекта строительства осуществляется в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с кадастровым планом от 02.11.2007 земельного участка площадью 2749 кв. м в районе ул. Уборевича, 15, сформированного для строительства и дальнейшей эксплуатации многофункционального комплекса, он полностью расположен на землях населенных пунктах, относящимся к землям историко-культурного значения, его часть площадью 1194 кв. м находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, часть площадью 1878 кв. м - в зоне ограничения застройки, а на части площадью 208 кв. м установлен беспрепятственный проезд и проход к смежному землепользователю.
В силу требований подпункта 5 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима осуществляется в случаях и порядке, установленных данным законом.
Департамент, указывая в апелляционной жалобе на необходимость согласования предоставления испрашиваемого ООО "Океан-СВ" земельного участка с Управлением культуры Приморского края в обоснование данного довода на норму права не сослался. Более того, отсутствие необходимости такого согласования установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2008 по делу N А51-4536/2008 29-129, а в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом также установлено отсутствие нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия и при издании постановления администрации г. Владивостока от 30.01.2007 N 1180 о предварительном согласовании места размещения многофункционального комплекса на земельном участке в районе ул. Уборевича, 15 в г. Владивостоке, о чем указано в судебных актах, состоявшихся по делу N А51-13783/2007-24-500/10 (решение от 31.03.2008, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 18.06.2008, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.09.2008 N Ф03-А51/08-2/3931). Указанные судебные акты были представлены заявителем Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и должны были быть учтены ответчиком при принятии оспариваемого решения в силу части 1 статьи 16 АПК РФ.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, представитель ответчика указывал на то, что необходимость получения согласования Управления культуры Приморского края установлена решением Арбитражного суда Приморского края от 18.03.2008 по делу N А51-11890/2007-1-501. Проверив данный довод, суд установил, что в данном судебном акте указано на необходимость согласования Управлением культуры проекта многофункционального комплекса, а не решения о предоставлении земельного участка под строительство, причем признал незаконным отказ Управления в согласовании проекта строительства и обязал его согласовать проект ООО "Океан-СВ".
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка принимается органом местного самоуправления на основании заявления и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка (ранее - кадастровой карты (плана) земельного участка); оформление и согласование какой-либо иной документации не предусмотрено законом в качестве необходимого условия для предоставления земельного участка.
Действующим Градостроительным кодексом РФ предусмотрено оформление градостроительных планов земельных участков, в которых указываются границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте, о видах разрешенного использования земельного участка; требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (статья 44 Кодекса).
В силу статьи 48 ГрК РФ проектная документация разрабатывается с учетом требований градостроительного плана земельного участка, результатов инженерных изысканий, технических условий, после чего в соответствии со статьей 51 Кодекса выдается разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Следовательно, оценка проектной документации, ее согласование с компетентными органами, в том числе с органами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства об охране культурного наследия, не являются этапом и необходимым условием предоставления земельного участка.
На этом основании доводы жалобы о нарушениях закона, допущенных при подготовке и согласовании проектной документации, признаются несостоятельными. Вместе с тем, коллегия отмечает, что при наличии таких нарушений, данные обстоятельства могут явиться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, но не в принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что часть испрашиваемого земельного участка попадает в границы объединенной охранной зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, в которой согласно пункту 1.2 Режима использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, утвержденного Постановлением администрации Приморского края от 21.05.2008 N 110-па, запрещается строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды памятника. Однако остальная часть участка расположена в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, относительно которой установлены градостроительные ограничения в соответствии с пунктом 2.1 названного Режима.
При этом, конкретное место размещения объекта капитального строительства на земельном участке и требования к объекту строительства должны быть оговорены в градостроительном плане земельного участка и учтены при проектировании объекта.
Довод Департамента, изложенный в жалобе на нахождение части участка в охранной зоне инженерных сетей также являлся предметом подробного исследования судом первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку данное обстоятельство не указано в законе в качестве препятствия к предоставлению земельного участка в аренду.
Указывая на то, что часть земельного участка площадью 208 кв. м предназначена для беспрепятственного проезда и прохода к смежному землепользователю, Департамент не учитывает, что сам по себе данный акт препятствует предоставлению земельного участка в данной части, поскольку земельные участки общего пользования не подлежат лишь приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ). Как установлено судом, ООО "Океан-СВ" испрашивает земельный участок для строительства, а не в собственность.
Довод жалобы о том, что в случае принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду будут нарушены интересы лиц, осуществляющих проход и проезд к смежному землепользователю, коллегией отклоняется, поскольку возможность беспрепятственного доступа к части земельного участка возможно установлением сервитута (статья 23 Земельного кодекса РФ) или иных ограничений, которые могут быть оговорены при предоставлении земельного участка в аренду и при заключении договора аренды.
В силу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Данная норма согласуется с пунктом 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которому собственники здания (помещений в нем), расположенного на неделимом земельном участке, имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
По смыслу указанных правовых норм придомовой территорией как объектом земельных отношений может выступать только сформированный земельный участок, и только после его формирования у собственников квартир многоквартирного жилого дома может возникнуть право собственности на него.
Между тем, в деле отсутствуют доказательства того, что придомовая территория к многоквартирному жилому дому, в непосредственной близости от которого расположен спорный земельный участок, сформирована в установленном порядке. Законом предусмотрена специальная мера, направленная на защиту интересов жителей близлежащих жилых домов и учет их волеизъявления при размещении объектов строительства: информирование населения о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства; такое информирование осуществляется органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Придомовая территория в существующей застройке должна быть определена с учетом правил, установленных Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 N 105. Однако как было установлено судом, спорный земельный участок ранее не использовался в качестве придомовой территории жилого дома по ул. Уборевича, 15, а находился в аренде ТОО СП "Владивостокский бизнес-центр" с 27.03.1997 по дату его расторжения решением Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2007, что отражено в выписке из Государственного земельного кадастра от 21.06.2007 N 2526/1, выданной территориальным отделом N 11 по г. Владивостоку Управления Роснедвижимости по Приморскому краю.
Ссылку Департамента на то, что размещение многофункционального комплекса в районе ул. Уборевича, 15 не предусмотрено проектом детальной планировки Ленинского района, суд отклоняет как не подтвержденную документально. Сведения о наличии ПДП, разработанных на основании генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, суду не представлены.
Более того, в кадастровом плане земельного участка указано его разрешенное использование: для строительства и дальнейшей эксплуатации многофункционального комплекса.
Указание в жалобе о нарушении прав собственников жилых помещений при предварительном согласовании места размещения многофункционального комплекса опровергается решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 08.08.2008 по делу N 2-3372/08.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края отсутствовали правовые основания для отказа ООО "Океан-СВ" в принятии решения о предоставлении земельного участка в районе ул. Уборевича, 15 в г. Владивостоке. Данный отказ повлек нарушение прав и законных интересов ООО "Океан-СВ" по завершению процедуры получения в аренду земельного участка, необходимого ему для ведения предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из вышеизложенного доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для отмены решения суда у коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение от 14 августа 2009 г. по делу N А51-7636/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА
Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Н.В.АЛФЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)