Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.01.2014 ПО ДЕЛУ N А55-4134/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2014 г. по делу N А55-4134/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
от ООО "РОСЬ" - Пантелеева Ю.В., доверенность от 10.01.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" и Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2013 (судья Стенин А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.),
по делу N А55-4134/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ", г. Самара к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Министерству строительства Самарской области, г. Самара, третье лицо: глава городского округа Самара, о признании незаконным действия, обязании совершить определенные действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "РОСЬ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать незаконными действия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - департамент), оформленные письмом (исх. N СП-9/5030-0-11 от 03.12.2012) об отказе в организации работы по обеспечению процедуры выбора земельного участка по Московскому шоссе, в границах улицы Георгия Димитрова и улицы Ташкентской в Кировском районе города Самары для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта по заявлению ООО "РОСЬ"; обязать Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" путем возобновления работ по обеспечению процедуры выбора земельного участка по Московскому шоссе, в границах улицы Георгия Димитрова и улицы Ташкентской в Кировском районе города Самары для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта по заявлению ООО "РОСЬ" с момента вступления судебного постановления в законную силу и утверждению схемы расположения земельного участка площадью 50 197,70 кв. м на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова по заявлению ООО "РОСЬ" (вх. N 20100445 от 28.07.2010) с учетом уточненного заявления (вх. N 20100445/Доп от 24.08.2011) в соответствии с возможными вариантами их выбора в течение 5 рабочих дней с момента вступления судебного постановления в законную силу; признать незаконными действия Министерства строительства Самарской области (далее - Министерство), оформленные письмом (исх. N 3/8834 от 21.12.2012) о принятии решения об отказе обществу с ограниченной ответственностью "РОСЬ" в предоставлении земельного участка по заявлению от 28.07.2010 N 201000445; обязать Министерство строительства Самарской области устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" путем возобновления работ по заявлению ООО "РОСЬ" от 28.07.2010 N 20100445 с учетом уточненного заявления N 20100445/Доп от 24 августа 2011 г. с момента вступления судебного постановления в законную силу и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка площадью 50 197,70 кв. м для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка в течение 5 рабочих дней с момента получения утвержденной схемы расположения земельного участка площадью 50 197,70 кв. м на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова по заявлению ООО "РОСЬ" (вх. N 20100445 от 28.07.2010) с учетом уточненного заявления (вх. N 20100445/Доп от 24.08.2011).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2013 решение Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2013 по делу N А55-4134/2013 изменено. Абзац 5 резолютивной части решения Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2013 по делу N А55-4134/2013 изложен в следующей редакции: "Обязать Министерство строительства Самарской области по вступлении решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" путем возобновления работ по заявлению ООО "РОСЬ" от 28 июля 2010 г. N 20100445 с учетом уточненного заявления от 24 августа А55-4134/2013 2011 г. N 20100445/Доп, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством для предоставления земельного участка для строительства". В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство строительства Самарской области в представленной кассационной жалобе просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Считает, что со стороны министерства отсутствовали какие-либо нарушения норм действующего законодательства.
В кассационной жалобе ООО "РОСЬ" просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2013 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2013. Полагает, что выводы арбитражного суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. В отзыве на кассационную жалобу просит в удовлетворении кассационной жалобы Министерства отказать.
Представитель ООО "РОСЬ" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ООО "РОСЬ", судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции и следует из материалов дела, ООО "РОСЬ" обратилось в Министерство строительства и ЖКХ Самарской области с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов: заявление (вх. N 20100445 от 28.07.2010) с дополнением (вх. N 20100445 от 25.08.2010) о выборе земельного участка ориентировочной площадью 49 000 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового автотранспорта, расположенного по адресу: Московское шоссе/улица Георгия Димитрова в Кировском районе города Самары; заявление (вх. N 20100466 от 06.08.2010) с дополнением (вх. N 20100466 от 13.11.2010) о выборе земельного участка ориентировочной площадью 9 000 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта - инфраструктура торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового автотранспорта, расположенного по адресу: Московское шоссе/улица Ташкентская в Кировском районе города Самары.
21.12.2012 письмом N 3/8834 Министерство строительства Самарской области отказало заявителю в предоставлении земельного участка.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен в ст. 30 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Порядок осуществления выбора земельных участков для строительства регулируется ст. 31 ЗК РФ, пунктом 1 которой предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка, и решением о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - Регламент).
Согласно п. 3.3. Регламента в целях предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта заинтересованное лицо обращается в министерство с заявлением (в бумажном или электронном виде) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Во исполнение п. 3.4. Регламента Министерство направило заявление общества в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работы по выбору испрашиваемого земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Испрашиваемые ООО "РОСЬ" земельные участки соответствовали основным видам разрешенного использования земельных участков, определенным Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010 N 951.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в полном объеме была проведена работа по определению возможности выбора испрашиваемых земельных участков. Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (ст. 3 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории") не были утверждены в связи с принятием Определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 05.05.2011 по делу N 33-4350/2011 о признании противоречащим Федеральному законодательству и недействующим с момента принятия решения Думы городского округа Самары от 15.07.2010 N 951 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа Самара".
Согласно действующей в настоящее время ст. 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, испрашиваемые ООО "РОСЬ" земельные участки расположены в зоне Ц-3 (Зона предприятий обслуживания населения местного (районного) значения). Размещение торгового центра общей площадью более 1500 кв. м на земельном участке площадью более 2 000 кв. м, офисов площадью более 4 000 кв. м на земельном участке площадью более 1 000 кв. м в зоне Ц-3 являются видами использования недвижимости, которые требуют получения специального согласования.
Исходя из положений ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 настоящего Кодекса.
Во исполнение требований законодательства, в целях получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, ООО "РОСЬ" обратилось в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с заявлением (вх. N 25533 от 10.08.2011) о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении испрашиваемых обществом земельных участков.
ООО "РОСЬ" заявлением (вх. N 20100445/Доп от 24.08.2011) и обращением (вх. N 20100445/Доп от 24.08.2011, вх. N 20100466/Доп от 24.08.2011) уточнило заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в части площади испрашиваемого земельного участка (земельный участок площадью 50 197,70 кв. м вместо земельных участков ориентировочной площадью 49 000 кв. м и 9 000 кв. м соответственно).
Министерство строительства и ЖКХ Самарской области письмом от 26.08.2011 N 3/6363 направило копию уточненного заявления ООО "РОСЬ" в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара к ранее направленному заявлению от 28.07.2010 N 20100445 (вх. N СП-9/5030-0-0 от 30.07.2010).
В целях продолжения работы по получению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м ООО "РОСЬ" обратилось в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с заявлением (вх. N 7026 от 13.03.2012) о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка площадью 50 197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова и письмом (вх. N 11209 от 10.04.2012) о снятии с рассмотрения заявления (вх. N 25533 от 10.08.2011).
На основании заключения Комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара от 12.09.2012 N КС-6-0-1, постановления администрации городского округа Самара от 15.10.2012 N 1366 проведены 31.10.2012 публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м.
Постановление администрации городского округа Самара от 15.10.2012 N 1366 опубликовано в "Самарской газете" от 16.10.2012 N 189 (4966).
Согласно заключению по результатам публичных слушаний от 06.11.2012 условно разрешенный вид использования земельного участка поддержан большинством голосов зарегистрированных участников (за - 138, против - 1, воздержалось - 0). Данное заключение опубликовано в "Самарской газете" 15.11.2012 N 210 (4987) и сети "Интернет" 15.11.2012.
Заключением по результатам заседания Комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара от 07.11.2012 N КС-8-0-1 рекомендовано Главе городского округа Самара предоставить ООО "РОСЬ" разрешение на условно разрешенные виды использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-1784/2013 признано незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившееся в неподготовке и ненаправлении в установленный действующим законодательством Российской Федерации срок главе городского округа Самара проекта постановления о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "РОСЬ" разрешения на условно разрешенные виды использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах улиц Ташкентская/Московского шоссе/Георгия Димитрова; признано незаконным бездействие главы городского округа Самара, выразившееся в непринятии в установленный действующим законодательством Российской Федерации срок решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "РОСЬ" разрешения на условно разрешенные виды использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах улиц Ташкентская/Московского шоссе/Георгия Димитрова.
При этом названным решением суд обязал главу городского округа Самара по вступлении решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "РОСЬ" путем принятия в трехдневный срок решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "РОСЬ" разрешения на условно разрешенные виды использования земельного участка площадью 50 197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах улиц Ташкентская/Московского шоссе/Георгия Димитрова.
Департамент направил в адрес Министерства письмо от 03.12.2012 N СП-9/5030-0-11, в котором указал, что использование земельного участка для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытых стоянок легкового автотранспорта соответствует видам использования недвижимости, которые требуют специального согласования, а поскольку до настоящего времени заказчиком указанное согласование в адрес Департамента не представлено, то организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка по Московскому шоссе, в границах улицы Георгия Димитрова и улицы Ташкентской в Кировском районе города Самары для строительства торгово-офисного центра со встроенно-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытых стоянок легкового автотранспорта по заявлению ООО "РОСЬ" не представляется возможным.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в ч. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", данный перечень является исчерпывающим.
Обстоятельство, которое Департамент положил в обоснование своего отказа, не указано в ч. 1 ст. 4 Закона N 16-ГД как основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что незаконные действия Департамента лишают ООО "РОСЬ" права на предоставление земельного участка площадью 50 197,70 кв. м, зона Ц-3, для строительства торгово-офисного центра со встроено-пристроенными офисами, объектами торговли, объектами общественного питания и открытыми стоянками легкового транспорта в границах ул. Ташкентской/Московского шоссе/ул. Георгия Димитрова.
Названные действия Департамента привели к принятию Министерством решения об отказе в предоставлении земельного участка площадью 50 197,70 кв. м.
Апелляционный суд, изменяя решение суда первой инстанции в части способа устранения Министерством строительства Самарской области допущенных нарушений, обоснованно исходил из следующего.
В силу п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, решение может быть принято как о предварительном согласовании места размещения объекта, так и об отказе в размещении объекта, а не только о предварительном согласовании, на обязанность принятия которого указал суд первой инстанции в резолютивной части решения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка, и решением о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что акт о выборе земельного участка, обязательное составление которого предусмотрено п. 5 ст. 31 ЗК РФ, не был оформлен, обществу не была обеспечена возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов расположения земельного участка; не утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора; не оформлен акт о выборе земельного участка.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указанный в резолютивной части способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя фактически обязывает Министерство принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта торговли без учета возможных препятствий к такому согласованию, которые могут быть выявлены при соблюдении требований ст. 31 ЗК РФ.
Суд кассационной инстанции находит постановление суда апелляционной инстанции соответствующим требованиям законодательства, подлежащим оставлению без изменения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы общества не опровергают правильность выводов апелляционного суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, в связи с чем, подлежат отклонению.
Оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
При таких обстоятельствах доводы Министерства о том, что отсутствие акта о выборе земельного участка и распоряжения Департамента об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, делает невозможным предоставление Министерством испрашиваемого земельного участка, подлежат отклонению.
Применительно к спорному случаю признание судом незаконными наряду с действиями Департамента и действий Министерства приведет к оперативному восстановлению нарушенных прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оценивая доводы Министерства об обратном, суд кассационной инстанции считает, что указанные выводы суда первой инстанции не влияют на правильность принятого по существу спора решения.
Таким образом, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2013 по делу N А55-4134/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)