Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2009 N 06АП-4609/2008 ПО ДЕЛУ N А73-6870/2008

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2009 г. N 06АП-4609/2008


Резолютивная часть оглашена 20 января 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 января 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Карасева В.Ф., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
- от ООО "Маркиз" явился на основании доверенности от 10.09.2008 N 7-Д представитель - Баранов С.И., генеральный директор Киракосян Ш.Р.;
- от Администрации города Хабаровска явился на основании доверенности т 11.01.2009 N 1.1-55-5 представитель - Коваленко М.В.;
- от Министерства строительства Хабаровского края явился на основании доверенности от 27.08.2008 N 8-7188 представитель - Сарапулов С.С.;
- от ИП Астафьева Д.А. явился на основании доверенности от 13.01.2009 N 1-17 представитель - Макаров Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Маркиз"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.11.2008
по делу N А73-6870/2008, принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Маркиз"
к Администрации города Хабаровска
о признании недействительным постановления от 10.09.2008 N 2691
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуальный предприниматель Астафьев Дмитрий Анатольевич, Министерство строительства Хабаровского края

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Маркиз" (далее - заявитель, общество, ООО "Маркиз") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления мэра города Хабаровска от 10.09.2008 N 2691 "О предварительном согласовании предпринимателю Астафьеву Дмитрию Анатольевичу земельного участка для размещения временного некапитального объекта - торгового комплекса в Железнодорожном районе".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены индивидуальный предприниматель Астафьев Дмитрий Анатольевич (далее - ИП Астафьев Д.А.), Министерство строительства Хабаровского края.
Право на обращение с соответствующим заявлением общество обосновало несоответствием ненормативного правового акта требованиям статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующим порядок выбора и предоставления земельных участков под капитальное строительство, а также положениям постановления Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск". Аргументируя свою позицию, заявитель также указал на нарушение оспариваемым постановлением его прав и законных интересов как претендента на возведение на указанном в постановлении участке капитального строения - центра бытового обслуживания населения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.11.2008 по делу N А73-6870/2008 в удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью "Маркиз" о признании недействительным постановления мэра города Хабаровска от 10.09.2008 N 2691 "О предварительном согласовании предпринимателю Астафьеву Дмитрию Анатольевичу земельного участка для размещения временного некапитального объекта - торгового комплекса в Железнодорожном районе" отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции признал несостоятельным довод заявителя, а также Министерства строительства Хабаровского края о несоблюдении Администрацией города Хабаровска положений пункта 2 статьи 30 и статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку ИП Астафьеву Д.А. спорный земельный участок предоставлен для размещения некапитального объекта с предварительным согласованием места размещения объекта на основании заявления предпринимателя, а также документов государственного земельного кадастра и землеустройства.
Арбитражный суд первой инстанции признал несостоятельным довод заявителя об отсутствии у Администрации города Хабаровска полномочий по вынесению оспариваемого решения. Свой вывод арбитражный суд обосновал положениями Закона Хабаровского края от 27.06.2007 N 125 "О наделении органов местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск", согласно которому органы местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск" наделены государственными полномочиями Хабаровского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровска", за исключением полномочий по предоставлению земельных участков для строительства объектов капитального строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, а также предоставлению земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Так как ИП Астафьевым Д.А. была подана заявка и представлены к ней документы для утверждения акта выбора земельного участка для размещения временного некапитального объекта - торгового комплекса, Администрация города Хабаровска, утверждая акт выбора земельного участка, действовала в пределах предоставленных Законом Хабаровского края от 27.06.2007 N 125 полномочий.
Не установлены арбитражным судом первой инстанции обстоятельства, свидетельствующие о нарушении обжалуемым постановлением прав и законных интересов заявителя, поскольку ООО "Маркиз" обратилось в Министерство строительства Хабаровского края с заявкой о выделении земельного участка под капитальное строительство, что в силу пункта 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предполагает проведение торгов (конкурса, аукциона). Также судом указано на расположение спорного земельного участка в охранной зоне железнодорожных путей (санитарно-защитной зоне) и границах "красных линий", что исключает возможность размещения на нем объектов капитального строительства.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, ООО "Маркиз" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение от 18.11.2008 по делу N А73-6870/2008 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В качестве оснований для отмены судебного акта общество указало на неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального права, в частности статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, ООО "Маркиз" сослалось на нарушение Администрацией города Хабаровска положений Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции" и распоряжения мэра города Хабаровска от 01.04.2008 N 856-р "Об утверждении временного положения об организации работы администрации города по вопросу размещения на территории городского округа "Город Хабаровск" некапитальных объектов.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители ООО "Маркиз" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали в полном объеме. Представители Администрации города Хабаровска и ИП Астафьева Д.А., ссылаясь на их несостоятельность, просили решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель Министерства строительства Хабаровского края указал на обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
03.10.2007 ООО "Маркиз" обратилось в Министерство строительства Хабаровского края с заявкой на оформление и предоставление земельного участка для строительства посредством торгов (л.д. 60). Согласно данному заявлению общество просило сформировать и предоставить в аренду с последующим приобретением в собственность земельный участок по улице Машинистов в границах квартала "Хабаровска - II" для строительства центра бытового обслуживания.
Письмом от 25.10.2007 за N 13-4464 Министерство строительства Хабаровского края известило общество о приостановлении рассмотрения заявки до окончания работ по планировке (межеванию) территории в границах проектируемой улицы и проведения публичных слушаний (л.д. 66).
28.05.2008 Комитет по управлению Железнодорожным округом администрации г. Хабаровска письмом за N 1627/118, в ответ на обращение ООО "Маркиз", сообщил о невозможности заключения договора аренды земельного участка в районе проспекта 60 лет Октября - ул. Машинистов, так как согласно постановлению мэра города Хабаровска от 31.03.2008 N 698 на данный земельный участок идет разработка документации для размещения временного некапитального объекта - торгового комплекса ИП Астафьеву Д.А. (л.д. 7).
Постановлением мэра города Хабаровска от 10.09.2008 N 2691 утвержден акт выбора земельного участка для размещения временного некапитального объекта - торгового комплекса по адресу: проспект 60-летия октября - ул. Машинистов в Железнодорожном районе г. Хабаровска. Данным постановлением предварительно согласован Астафьеву Д.А. земельный участок площадью 392 кв. м с кадастровым номером 27:23:041601:37, расположенный в жилой зоне Ж-4 "зона многоэтажной жилой застройки" по адресу: проспект 60-летия Октября - ул. Машинистов для размещения временного некапитального объекта - торгового комплекса в Железнодорожном районе согласно проекту границ земельного участка.
Несогласие ООО "Маркиз" с данным постановлением послужило основанием для обращения в суд с заявлением о признании его недействительным.
Оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным оспариваемого постановления необходимо в совокупности наличие двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с абзацем 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законодательством субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автономных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск" в соответствии со статьей 1 Закона Хабаровского края от 29.11.2006 N 78 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск", вступившим в законную силу с 01.07.2007, осуществляется Правительством Хабаровского края в лице специально уполномоченных органов исполнительной власти края.
Уполномоченными органами Правительства Хабаровского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск" постановлением Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 N 85-пр "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, на территории городского округа "Город Хабаровск" определены Министерство строительства Хабаровского края по вопросам: организации работ по выбору и формированию земельных участков; подготовки распорядительных актов о предварительном согласовании места размещения объекта; подготовки предложений по застройке территорий и установлению градостроительных регламентов; и Министерство имущественных отношений Хабаровского края по вопросам: подготовки распорядительных актов о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, в аренду, в собственность, в том числе путем проведения торгов; учета и контроля за заключенными договорами купли-продажи, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования земельных участков и выполнения собственными, арендаторами и землепользователями условий предоставления земельных участков.
Согласно пункту 1.2. Порядка организации работы по распоряжению земельными участками предоставление земельных участков для целей, связанных со строительством капитальных объектов, в том числе жилищным строительством (за исключением индивидуального жилищного строительства) и комплексным освоением земельных участков в целях жилищного строительства, осуществляется на основании распоряжения Правительства Хабаровского края. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства и для строительства на основании договора о развитии застроенной территории осуществляется на основании распоряжений Министерства имущественных отношений края.
Государственными полномочиями Хабаровского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "город Хабаровск", за исключением полномочий по предоставлению земельных участков для строительства объектов капитального строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, а также по предоставлению земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии Законом Хабаровского края от 27.06.2007 N 125, наделены органы местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск".
Следовательно, исходя из анализа изложенных выше нормативных правовых актов, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что органы местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск" вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в части предоставления земельного участка для размещения объекта некапитального строительства - легкой, сборной конструкции, не предусматривающей устройство заглубленных фундаментов и подземных помещений.
Согласно оспариваемому постановлению мэра города Хабаровска от 10.09.2008 N 2691 утвержден акт выбора земельного участка для размещения временного некапитального объекта - торгового комплекса по адресу: проспект 60-летия октября - ул. Машинистов в Железнодорожном районе.
Довод заявителя и Министерства строительства Хабаровского края о том, что Астафьевым Д.А. фактически возведен объект капитального строительства, не имеет правового значения по рассматриваемому делу, поскольку последующие действия по исполнению постановления не являются обстоятельствами, свидетельствующим о незаконности самого акта.
Кроме того, ни заявителем, ни Министерством строительства Хабаровского края не представлены, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, доказательства в подтверждение данного довода. Согласно проекту Торгового комплекса, последний представляет собой некапитальный объект, состоящий из отдельных сборно-разборных секций-павильонов, соединенных между собой.
Проверяя довод заявителя о несоответствии постановления мэра города Хабаровска от 10.09.2008 N 2691 положениям статьей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о его несостоятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен пунктом 5 статьи 30, статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данный порядок Администрацией города Хабаровска соблюден, в частности выбор земельного участка осуществлен на основании заявления ИП Астафьева Д.А. от 28.02.2008, акта выбора земельного участка от 21.03.2008, согласованного со всеми заинтересованными службами города, предприятиями, организациями, учреждениями, собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами, и произведенного на основании документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства. Информация о планируемом предоставлении в аренду земельного участка для размещения временного некапитального объекта была опубликована в газете "Хабаровские вести" 19.08.2008.
Действительно, как следует из материалов дела ООО "Маркиз" 03.10.2007 направило в Министерство строительства Хабаровского края заявку на формирование и предоставление земельного участка в аренду с последующим приобретением в собственность по ул. Машинистов для размещения объекта капитального строительства "Центр бытового обслуживания".
Письмом от 25.10.2007 N 13-4464 Министерство строительства Хабаровского края уведомило общество о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры не обеспеченной документацией по планировке территории. В связи с чем, работа по заявке о формировании земельного участка будет возобновлена после утверждения мэром города Хабаровска проекта планировки (межевания) указанной территории.
Впоследствии Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска письмом от 04.07.2008 N 01-40/922 известил Министерство строительства Хабаровского края о том, что обозначенный земельный участок частично расположен в охранной зоне железнодорожных путей и границах "Красных линий" перспективного развития дороги определенных в соответствии с градостроительной документацией (генеральный план развития города Хабаровска, утвержденный решением Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 N 307), в связи с чем строительство капитального объекта на данном участке невозможно.
В этой связи, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недоказанности факта нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов ООО "Маркиз", поскольку основанием для неразрешения заявки общества послужили иные обстоятельства, нежели размещение некапитального объекта строительства. Факт возможного возникновения у заявителя права на земельный участок также не свидетельствует о нарушении его прав действующим постановлением.
Поскольку обстоятельства, свидетельствующие о том, что именно оспариваемое постановление является препятствием к предоставлению испрашиваемого заявителем земельного участка под строительство капитального объекта, не установлены, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований и по данному основанию.
Исходя из характера рассматриваемых правоотношений и субъектного состава спора, арбитражный суд апелляционной инстанции считает несостоятельной ссылку Министерства строительства Хабаровского края на нарушение Администрацией города Хабаровска положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством.
Не установлены арбитражным судом апелляционной инстанции обстоятельства, которые позволили бы прийти к выводу о нарушении Администрацией города Хабаровска положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, поскольку отсутствует со стороны последней осуществление действий (бездействие), которые привели или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Указывая распоряжение мэра города Хабаровска от 01.04.2008 N 856-р в качестве правового обоснования, подтверждающего факт отнесения торгового комплекса, находящего на спорном земельном участке, к объектам капитального строительства, заявитель апелляционной жалобы не учел следующее. Пунктом 1.3 Временного положения об организации работы администрации города по вопросу размещения на территории городского округа "Город Хабаровск" некапитальных объектов, утвержденного распоряжением мэра города Хабаровска от 01.04.2008 N 856-р, предусмотрены только те виды некапитальных объектов, в отношении которых применяется данное положение. Кроме того, согласно пункту 1.3 Временного положения об организации работы администрации города по вопросу размещения на территории городского округа "Город Хабаровск" некапитальных объектов, утвержденного распоряжением мэра города Хабаровска от 01.04.2008 N 856-р, к некапитальным объектам отнесены и торговые павильоны. Поскольку из проекта Торгового комплекса следует, что торговый комплекс, предложенный к размещению на спорном земельном участке ИП Астафьевым Д.А., состоит из нескольких торговых павильонов, отнесение его к объекту капитального строительства с учетом данного нормативного правового акта не может быть признано обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы в силу вышеизложенного являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат возложению на общество.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 ноября 2008 года по делу N А73-6870/2008-45 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Маркиз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Председательствующий
Н.В.МЕРКУЛОВА

Судьи
В.Ф.КАРАСЕВ
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)