Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 02.09.2014 ПО ДЕЛУ N 3-169/14

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 сентября 2014 г. по делу N 3-169/14


Санкт-Петербургский городской суд
в составе председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Кузьминой И.Л.
при секретаре Д.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям К.А. и Г.А. об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта,
установил:

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2007 г. N 43 утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее - Порядок).
К.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании слов "недостижения", содержащихся в пункте 12 Порядка, ссылаясь на их противоречие актами, имеющим большую юридическую силу.
Г.А. обратился в суд с требованием о признании недействующим положений "с каждым собственником", содержащихся в пункте 10.1 указанного Порядка, также ссылаясь на противоречие нормы в этой части актам, имеющим большую юридическую силу.
После объединения дел по названным заявлениям в одно производство заявители уточнили требования и просят признать указанные положения недействующими с 08 февраля 2012 года, противоречащими статьям 10, 13 части 1, 2, 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 31 Семейного кодекса Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в пункте 12 Порядка оспариваемое положение допускает иное толкование, нежели вытекающее из необходимости обеспечения госорганами условий для беспрепятственного осуществления человеком своего права на самостоятельный выбор из нескольких способов осуществления жилищных прав, установленных законодательством Санкт-Петербурга; предоставляющее чиновнику право выбора наихудшего для человека способа осуществления права - выкупа жилого помещения; допускающее произвольное установление факта недостижения соглашения об условиях выкупа и ставящее гражданина в зависимое от чиновников положение; препятствующее осуществлению гражданином своего права выбора иного (нежели путем выкупа) способа осуществления жилищных прав при предъявлении в суд иска к гражданину о выкупе жилого помещения; отменяющее необходимость обеспечения госорганами жилищных прав граждан при наличии не вступившего в законную силу судебного акта о выкупе жилого помещения. Содержащееся в пункте 10.1 Порядка положение оспаривается в той мере, в какой у каждого собственника возникает право на определение совместно с ним жилого помещения взамен непригодного для проживания, а также в той мере, в какой недопустимым является зависимость от чиновников реализации гражданином своего права на свободный выбор из нескольких способов осуществления жилищных прав (л.д. 152-153).
Представитель заявителей Г.В. в судебное заседание явился, уточненные требования поддержал.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга по доверенности Р.О. в судебное заседание явилась, поддержала изложенные в письменном отзыве возражения, полагая, что оспариваемый акт не содержит какой-либо неопределенности и не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявления не подлежащими удовлетворению, суд полагает, что в удовлетворении заявлений следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Уставом Санкт-Петербурга вопросы, регулирующие жилищные отношения, также отнесены к совместному ведению Российской Федерации и Санкт-Петербурга (п. 10 ч. 1 ст. 11).
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, помимо полномочий, указанных в пунктах 1 - 8.2, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, названным Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
В силу пункта 5 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 26 апреля 2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при реализации положений пунктов 1 - 4 указанной статьи в связи с изъятием земельного участка и жилых помещений для государственных нужд Санкт-Петербурга устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Пунктом 1 статьи 44 Устава Санкт-Петербурга обеспечение исполнения Законов Санкт-Петербурга также отнесено к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2007 N 43 "О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга", согласно преамбуле, принято в целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 26.04.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" (л.д. 75-79).
Указанное постановление Правительства Санкт-Петербурга было опубликовано в газете "Утро Петербурга" N 6, 8-11 февраля 2007 г. и в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга N 3, 21 марта 2007 г. в соответствии с требованиями п. 1.5 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 г. N 173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга", внесено в Реестр нормативных правовых актов 02.02.2007 года (регистрационный N 3613); действует в редакции постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 13.11.2007 N 1424, от 17.01.2008 N 39, от 26.08.2008 N 1078, от 20.09.2012 N 962, от 18.06.2013 N 413, от 28.04.2014 N 301 (л.д. 80-129, 141-146).
В пункте 12 Порядка установлено, что в случае несогласия собственников изымаемых объектов недвижимости с решением об изъятии земельного участка и жилых помещений либо недостижения с ними соглашения о выкупной цене объектов недвижимости или других условиях выкупа администрация района Санкт-Петербурга в установленном порядке предъявляет в суд иск о выкупе соответствующих объектов недвижимости.
Как следует из содержания указанной нормы она воспроизводит положения части 9 статьи 32 ЖК РФ, которая регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и устанавливает, что в случае, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Пунктом 10.1 Порядка установлено, что администрация района Санкт-Петербурга совместно с Жилищным комитетом и с каждым собственником определяет жилое помещение, предоставляемое взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Из содержания указанной нормы следует, что она воспроизводит положения части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, устанавливает, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, оспариваемые нормы, фактически воспроизводящие установленные Жилищным кодекса Российской Федерации положения и определяющие какие органы государственной власти Санкт-Петербурга выполняют соответствующие действия, приняты Правительством Санкт-Петербурга в пределах предоставленных полномочий с учетом положений пункта 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации в какой-либо части и не ограничивают право заявителей на предоставление жилого помещения, в том числе, в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга".
Поскольку оспариваемые нормы не содержат запрета на выбор супругами рода занятий, профессии, места пребывания и жительства, то оснований согласиться с доводами заявителей о противоречии оспариваемых положений части 1 статьи 31 Семейного кодекса Российской Федерации, не имеется.
Также отсутствуют основания полагать противоречие оспариваемых положений статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку они не регулируют отношения, связанные с отказом от исполнения обязательств.
С учетом содержания оспариваемых норм, фактически воспроизводящих положения Жилищного кодекса Российской Федерации, суд не может согласиться и с позицией заявителей о том, что оспариваемые положения вызывают неопределенное толкование, при этом доказательств того, что толкование этих норм осуществляется не в соответствии со смыслом указанных слов и нарушает права заявителей, суду не представлено.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

К.А., Г.А. в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2007 N 43 "О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Е.А.Витушкина




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)