Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2015 N 08АП-5740/2015 ПО ДЕЛУ N А46-5/2015

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду компенсационной части земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2015 г. N 08АП-5740/2015

Дело N А46-5/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5740/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 08.04.2015 по делу N А46-5/2015 (судья Пермяков В.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Микаеляна Гамлета Левоновича (ИНН 552700035008, ОГРН 314554336701194)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)
о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в предоставлении в аренду Микаеляну Гамлету Левоновичу части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639, об обязании принять решение о предоставлении в аренду части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639
и встречному заявлению Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)
к индивидуальному предпринимателю Микаеляну Гамлету Левоновичу (ИНН 552700035008, ОГРН 314554336701194)
об обязании ответчика освободить самовольно занятый земельный участок, общей площадью 34 кв. м, который является частью земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:136039, местоположение которого установлено в 63 метрах юго-восточнее относительно 5-этажного дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Крыловского, д. 54, путем демонтажа и вывоза объекта с кратковременным сроком эксплуатации - торгового павильона по продаже мясных продуктов,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Кожевникова Виктория Валериевна (паспорт, по протоколу суда первой инстанции от 12.02.2015);
- от заинтересованного лица: Семенова Елена Геннадьевна (удостоверение, по доверенности N Исх-ДИО/671 от 22.01.2015 сроком действия один год).
установил:

Индивидуальный предприниматель Микаелян Гамлет Левонович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Микаелян Г.Л.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент):
- - о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении в аренду ИП Микаеляну Г.Л. компенсационной части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639, с местоположением в 63 м юго-восточнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул. Крыловская, д. 54 в Ленинском административном округе города Омска для размещения пункта общественного питания, общей площадью 35 кв. м, изложенный в письме от 22.10.2014 исх. N Иех-ДИО/4442-ОГ;
- - об обязании Департамента принять решение о предоставлении в аренду ИП Микаеляну Г.Л. части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639, с местоположением в 63 м юго-восточнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул. Крыловская, д. 54 в Ленинском административном округе города Омска для размещения пункта общественного питания на основании заявления ИП Микаеляна Г.Л. от 26.09.2014 и в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 09.04.2014 N 55/201/14-127-984.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, предприниматель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, исключив из их содержания используемое применительно к испрашиваемому земельному участку определение "компенсационный".
Данные уточнения были приняты судом, поскольку не противоречат закону и материалам дела.
Департамента, обратился в Арбитражный суд Омской области с встречным исковым заявлением к ИП Микаеляну Г.Л., в котором просил обязать предпринимателя освободить самовольно занятый земельный участок, общей площадью 34 кв. м, который является частью земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:136039, местоположение которого установлено в 63 метрах юго-восточнее относительно 5-этажного дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Крыловская, д. 54, путем демонтажа и вывоза объекта с кратковременным сроком эксплуатации - торгового павильона по продаже мясных продуктов.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.04.2015 по делу N А46-5/2015 требование ИП Микаеляна Г.Л. к Департаменту по первоначальному иску удовлетворено в полном объеме. Встречное требование Департамента к ИП Микаеляну Г.Л. также удовлетворено в полном объеме.
С Департамента в пользу предпринимателя взыскано 300 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В результате зачета с предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 4 300 руб. государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что отказ Департамента в предоставлении предпринимателю земельного участка, взамен изъятого ранее, является незаконным, однако, при этом, суд указал, что несмотря на установленное у ИП Микаеляна Г.Л. право на приобретение земельного участка, размещение торгового павильона на нем без заключения в установленном порядке договора аренды является преждевременным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя в полном объеме. В остальной части решение суда первой инстанции Департамент просит оставить без изменения, ссылаясь при этом на нарушение судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска осуществляется с учетом схемы нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п "Об утверждении схемы нестационарных торговых объектов на территории города Омска". Постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N Л812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" утвержден порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Департамент отмечает, что Комиссией не могло быть принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения торгового павильона, поскольку в силу пункта 1 статьи 5 решения Омского городского Совета N 205 предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется на торгах. При этом, в рассматриваемой ситуации не подлежат применению положения статьи 6 решения Омского городского Совета N 205, устанавливающие исключительные случаи предоставления земельных участков без проведения торгов, в частности, перенос ранее установленного объекта по инициативе уполномоченных Мэром города Омска структурных подразделений Администрации города Омска, поскольку никакого решения о переносе объекта органом местного самоуправления не принималось.
Более того, податель жалобы отмечает, что решением Омского городского Совета от 17.12.2014 N 299 внесены изменения в решения Омского городского Совета N 205, в соответствии с которыми статья 6 исключена, в связи с чем, по мнению Департамента, предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется исключительно с проведением торгов при наличии положительного решения Комиссии.
ИП Микаелян Г.Л. письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представил.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержала требования, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель предпринимателя с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Департамента недвижимости Администрации города Омска от 28.03.2006 N 837-р "О предоставлении Г.Л. Микаеляну в аренду земельного участка, расположенного по улице Гуртьева в Ленинском административном округе города Омска" ИП Микаеляну Г.Л. на праве аренды был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:090302:3005 под размещение павильона по ул. Гуртьева, 23 в Ленинском административном округе города Омска.
Письмами от 02.07.2010 N 875ж и 27.08.2010 N 875ж Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска заявителю было сообщено о том, что на месте расположения павильона обеспечивается выбор земельного участка для строительства офисов организаций непосредственного обслуживания населения по ул. Гуртьева в Ленинском административном округе города Омска. В связи с данными обстоятельствами, Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска был предложен вариант компенсационной площадки вблизи строения N 54 по ул. Крыловская.
Распоряжением Департамента от 27.06.2011 N 2380-р была утверждена схема расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно жилого дома по улице Крыловская, дом 54 в Ленинском административном округе города Омска.
09.04.2014 часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639, с местоположением в 63 м юго-восточнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул. Крыловская. д. 54 в Ленинском административном округе города Омска для размещения торгового павильона общей площадью 35 кв. м была поставлена на кадастровый учет.
03.03.2014 ИП Микаелян Г.Л. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении компенсационного участка в аренду.
Письмом от 19.05.2014 N Исх-ДИО/1558-ОГ Департамент отказал предпринимателю в предоставлении земельного участка, обозначив, что указанная часть земельного участка входит в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639 с видом разрешенного использования: земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения.
12.09.2014 предпринимателем было получено уведомление от Администрации Ленинского административного округа города Омска N Исх-АЛАО/2658/03-30 о том, что Администрация считает возможным размещение павильона для реализации горячего питания на указанном земельном участке, в качестве компенсационной площадки для переноса торгового объекта с земельного участка по адресу: ул. Гуртьева. 23.
Письмом от 22.10.2014 N Исх-ДИО/4442-ОГ Департамент отказал предпринимателю в предоставлении указанного земельного участка, в связи с тем, что городской Комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков и их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничений государственной собственности на землю, для целей не связанных со строительством 14.10.2014 принято решение о невозможности предоставления земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в полосе отвода автомобильной дороги. Дополнительно сообщили, что данный объект планируется внести в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города Омска. Условия и сроки проведения аукциона будут размещены дополнительно на официальном сайте Администрации города Омска www.admomsk.ru, а также опубликованы в газете "Третья столица".
ИП Микаелян Г.Л., полагая, что отказ Департамента является противоречащим законодательству Российской Федерации и нарушает его права, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Департамент в свою очередь, установив в ходе проведения обследования земельного участка факт использования его ИП Микаеляном Г.Л. без правовых оснований, заявил требование об освобождении указанного объекта недвижимого имущества.
08.04.2015 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Департаментом в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражения относительно проверки решения суда первой инстанции только в обжалуемой части не поступили, суд апелляционной инстанции проверяет его только по доводам апелляционной жалобы, в части удовлетворенных судом первой инстанции требований предпринимателя (пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения в обжалуемой части, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции, действовавшей на момент принятия Департаментом оспариваемого ненормативного акта) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
ИП Микаелян Г.Л. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639 для размещения павильона.
Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Соответствующим органом местного самоуправления является Департамент, который действует в рамках положения "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска", утвержденного решением Омского городского Совета N 452 от 26.10.2011.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Решение Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления (далее - земельные участки), для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.
Согласно статьям 2, 3 названного решения процедура предоставления земельных участков включает в себя:
1) принятие уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска к рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством;
2) рассмотрение уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска поступивших обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с критериями предоставления земельных участков;
3) принятие решения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, либо об отказе в их предоставлении;
4) оформление договора аренды, купли-продажи или безвозмездного срочного пользования.
При этом, названным нормативным актом допускается возможность, предоставлять земельные участки на торгах (статья 5) и без торгов (статья 6). Одним из случаев предоставления земельного участка без торгов является его предоставление в случае переноса ранее установленного объекта по инициативе уполномоченных Мэром города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела процедура предоставления ИП Микаеляну Г.Л. части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639 была инициирована не предпринимателем. Основанием в рассматриваемом случае послужило изъятие принадлежащего предпринимателю на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090302:3005 по ул. Гуртьева в Ленинском административном округе города Омска. Предоставленный предпринимателю на основании распоряжения Департамента недвижимости Администрации города Омска от 28.03.2006 N 837-р "О предоставлении Г.Л. Микаеляну в аренду земельного участка, расположенного по улице Гуртьева в Ленинском административном округе города Омска" земельный участок был изъят для строительства офисов организаций непосредственного обслуживания населения.
При этом, материалами дела подтверждается факт выбора рассматриваемого объекта недвижимого имущества - земельного участка вблизи строения N 54 по ул. Крыловская, и предложения его предпринимателю, уполномоченными органами.
Как было выше сказано, в письме от 02.07.2010 N 875ж Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сообщил ИП Микаеляну Г.Л. о готовности рассмотреть варианты по перемещению торгового павильона на другой участок, а письмом от 27.08.2010 N 875ж предложил предпринимателю вариант - земельный участок вблизи строения N 54 по ул. Крыловская.
При этом, распоряжением Департамента от 27.06.2011 N 2380-р была утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639, а 09.04.2014 часть указанного объекта была поставлена на кадастровый учет.
Письмом от 16.09.2014 N Исх-ДИО/3636-05 (л.д. 280) Департамент сообщил о рассмотрении вопроса о возможности размещения павильона "Горячее питание" по рассматриваемому адресу. В этом же письме Департаментом было указано основание рассмотрения обращения предпринимателя - в качестве компенсации за вынос ранее существующего павильона в границах сформированной части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639.
12.09.2014 Администрацией Ленинского административного округа города Омска было указано на наличие возможности размещения павильона предпринимателя на указанном земельном участке в качестве компенсационной площадки для переноса торгового объекта с земельного участка по адресу: ул. Гуртьева, 23.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно структурными подразделениями Администрации города Омска была инициирована процедура предоставления ИП Микаеляну Г.Л. земельного участка по ул. Крыловская, так как многочисленными письмами указанных органов власти было подтверждено основание предоставления указанного объекта недвижимого имущества - в качестве компенсации за вынос ранее существующего и принадлежащего ИП Микаеляну Г.Л. павильона.
Следовательно, предоставление земельного участка могло осуществиться без торгов путем принятия распоряжения.
При этом, довод Департамента о том, что он не предлагал предпринимателю заменить один земельный участок на другой, а данную замену предлагали иные органы государственной власти, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку совокупность описанных выше обстоятельств позволяет, во-первых, суду сделать вывод о том, что действительно, в процессе предложения замены земельного участка участвовали и Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, и Администрации Ленинского административного округа города Омска, в том числе, и Департамент имущественных отношений Администрации города Омска. Во-вторых, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и Департамент имущественных отношений Администрации города Омска - это структурные подразделениями Администрации города Омска, которые являются составной частью Администрации города Омска, и выполняют единую функцию по предоставлению земельных участков.
В связи с чем, право предпринимателя на предоставление ему испрашиваемого земельного участка подтверждено материалами дела, взамен изъятого ранее, однако, как следует из материалов дела, по причине нахождения его в границах полосы отвода земельной дороги ИП Микаеляну Г.Л. в предоставлении рассматриваемого объекта недвижимого имущества было отказано.
Согласно содержанию оспариваемого ненормативного акта означенное основание отказа (расположение участка в полосе отвода дороги) является единственным, не позволяющим предоставить участок предпринимателю.
При этом, целевым назначением испрашиваемого земельного участка ИП Микаеляном Г.Л. указано - размещение пункта общественного питания.
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещено размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Объекты дорожного сервиса согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ - это здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции законом предусмотрена возможность нахождения в пределах полосы отвода автомобильной дороги объектов дорожного сервиса, в том числе, пункта общественного питания, в связи с чем Департамент не имел законных оснований для отказа ИП Микаеляну Г.Л. в предоставлении в аренду компенсационной части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:13639, с местоположением в 63 м юго-восточнее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул. Крыловская, д. 54 в Ленинском административном округе города Омска для размещения пункта общественного питания, общей площадью 35 кв. м.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый ИП Микаеляном Г.Л. земельный участок нужен ему для иных целей (а не организации общественного питания) материалами дела не доказан.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что решением Омского городского Совета от 17.12.2014 N 299 внесены изменения в решения Омского городского Совета N 205, в соответствии с которыми статья 6 исключена, в связи с чем, по мнению Департамента, предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется исключительно с проведением торгов при наличии положительного решения Комиссии.
Оценивая указанный довод Департамента, суд апелляционной инстанции, исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, на момент вынесения Департаментом оспариваемого ненормативного акта, об отказе предпринимателю в предоставлении земельного участка (22.10.2014) действовали как статья 34 ЗК РФ, так и муниципальный правовой акт - решение Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205, регулирующий процедуру и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. И только в декабре 2014 года статья 6 указанного решения утратила силу, а само решение было отменено в мае 2015 года.
Таким образом, на момент когда был принят отказ, существовала возможность предоставления земельного участка без проведения торгов, более того, прямо из статьи 6 решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205, на которую ссылается податель жалобы, следует, что предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов осуществляется в случаях, в том числе, при переносе ранее установленного объекта по инициативе уполномоченных Мэром города Омска структурных подразделений Администрации города Омска.
А довод Департамента о том, что на сегодняшний момент он не имеет возможности предоставить испрашиваемый земельный участок, поскольку уже отменены статья 34 ЗК РФ и статья 6 решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку ныне действующая редакция ЗК РФ также предоставляет возможность для целей не связанных со строительством предоставления земельных участков как с проведением, так и без проведения торгов.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие иных доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 08.04.2015 по делу N А46-5/2015 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента оставлена без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Департамент имущественных отношений Администрации города Омска на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 08.04.2015 по делу N А46-5/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)