Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-744

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. по делу N 33-744


Докладчик: Коротченкова И.И.
Судья: Ляднова Э.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В.,
судей Коротченковой И.И., Герасимовой Л.Н.,
при секретаре Д.Л.,
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по исковому заявлению Д.И. к администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка
по апелляционной жалобе Д.И. на решение Орловского районного суда Орловской области от 27 января 2014 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Д.И. к администрации <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка отказать".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Коротченковой И.И., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Д.И. обратилась в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка.
В обоснование требований указала, что в связи с проживанием на территории <...> сельского поселения Орловского района Орловской области более <...> лет она приобрела право на получение в собственность земельного участка.
Для реализации своего права <дата> она обратилась в администрацию Орловского района Орловской области с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для <...>.
<дата> в предоставлении земельного участка было отказано по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования и его приватизация не предусмотрена законом.
Полагая, что правовые основания отнесения спорного земельного участка к землям общего пользования отсутствуют, Д.И. считала отказ в предоставлении земельного участка необоснованным, в связи с чем, просила суд:
- - признать незаконным отказ администрации Орловского района Орловской области, изложенный в письме N от <дата>, в предоставлении бесплатно в собственность Д.И. земельного участка, площадью <...> кв. м, расположенного в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства;
- - обязать администрацию Орловского района Орловской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать Д.И. схему расположения требуемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Д.И. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Считает, что положения Генерального плана городского округа "город Орел" не распространяются на испрашиваемый земельный участок, поскольку он не входит в границы городского округа "город Орел".
Оспаривает вывод суда, о том, что спорный земельный участок находится в зоне запланированной магистральной улицы.
Полагает, что законом не запрещается приватизация земель общего пользования.
Оспаривает вывод суда, о том, что спорный земельный участок находится в зоне запланированной магистральной улицы.
Приводит довод, что земельный участок мог быть ей выделен даже с соблюдением красных линий, при их наличии, поскольку часть территории <адрес>, в границах которой истец обозначил местоположение земельного участка, составляет около <...> кв. м.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с положениями статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом из пунктов 1 - 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Материалами дела установлено, что <дата> Д.И. обратилась в администрацию Орловского района Орловской области с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка (л.д. 7).
<дата> в предоставлении земельного участка Д.И. было отказано, поскольку интересующий ее земельный участок относится к землям общего пользования и его приватизация не предусмотрена законом (л.д. 14).
Судом первой инстанции отказ муниципального органа в предоставлении Д.И. земельного участка признан законным. К указанному выводу суд пришел по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок находится в придорожной полосе, являющейся элементом автомобильной дороги общего пользования.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности и взаимной связи.
Факт принадлежности спорного земельного участка к землям общего пользования подтверждается генеральным планом городского округа "город Орел", утвержденным решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28 августа 2008 г. N 29/425-ГС и генеральным планом территории муниципального образования "Платоновское сельское поселение Орловского района Орловской области", согласно которым спорный участок находится рядом с автомобильной дорогой местного значения с твердым покрытием и в зоне запланированной магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения, что нашло свое подтверждение в показаниях специалистов управления архитектуры и градостроения администрации Орловского района Орловской области БАМ* и ШВН*.
Таким образом, суд оценив все представленные по делу доказательства, пришел к выводу, что испрашиваемый истицей земельный участок находится в зоне земель общего пользования и его предоставление в собственность граждан запрещено законом, в связи с чем, у ответчика отсутствовали основания для удовлетворения заявления Д.И. о предоставлении ей спорного земельного участка.
Оснований для переоценки указанных выводов суда, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит, поскольку они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и сводятся по сути к несогласию с постановленным по делу решением. При этом судебная коллегия, так же как и суд первой инстанции, учитывает общественные интересы жителей населенного пункта, на территории которого испрашивается земельный участок, и перспективу эффективного использования земли для развития данной территории.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 27 января 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.И. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)